Решение и окружающая его среда
Принятие решения в организациях происходит в обстановке, характеризующейся тремя различными факторами: определенностью, риском и неопределенностью3. Мы говорим об определенной окружающей обстановке,если располагаем информацией, достаточной для того, чтобы предсказать результат всех альтернативных возможностей до претворения в жизнь. Например, когда человек вносит деньги на сберегательный счет, существует абсолютная уверенность в том, что он получит определенные проценты за определенный период. Определенность — это идеальное условие для принятия решения по поводу проблемы. Задача сводится просто к тому, чтобы установить, какая же из альтернатив предлагает самое лучшее решение. К сожалению, при принятии решений определенность представляет собой не правило, а исключение.
Определенная ситуация содержит полную информацию об ожидаемых результатах альтернативных принятых решений.
Рискованная ситуациясуществует тогда, когда у людей, принимающих решение, нет полной определенности в отношении последствий различных действий, но они осознают вероятность возможных результатов. В свою очередь, вероятность определяет, насколько возможно то или иное событие. Вероятность можно определить с помощью стандартных статистических методов или благодаря личной интуиции. Так, менеджеры могут статистически подсчитать количество бракованной продукции или старший менеджер по производству может произвести аналогичные оценки на основании прошлого опыта. В современных организациях риск является обычным фактором, сопровождающим принятие решений.
В рискованной ситуации существует некоторая вероятность ожидаемых результатов при принятии альтернативных решений.
Неопределенная ситуациясуществует в тех случаях, когда менеджеры располагают столь незначительным объемом информации, что не в состоянии даже оценить вероятность альтернатив и их возможные последствия. Это самая сложная ситуация для принятия решения. Люди, принимающие решения в неопределенной ситуации, для достижения успеха вынуждены полагаться на индивидуальное и групповое творчество. Эта ситуация требует новаторских и зачастую уникальных подходов к существующим поведенческим моделям. Реакция на неопределенность формируется интуицией, догадками и предположениями. Более того, неопределенность ситуации при принятии решения может характеризоваться стремительно меняющейся обстановкой в самой организации — изменениями а) внешних условий, б) требований информационной технологии, используемой для анализа и принятия решений, и в) персонала, оказывающего влияние на проблему и выбор. Это явление получило название организованной анархии прикоторой фирма или подразделение фирмы находится в переходном состоянии, отличающемся быстрыми изменениями и отсутствием легитимной иерархии и коллегиальности. Хотя прежде это состояние возникало в единичных случаях, в настоящее время многие высокотехнологичные фирмы и компании, осуществляющие свои операции в глобальном масштабе, обладают многими признаками организованной анархии.
Неопределенная ситуация не содержит в себе никакой информации, позволяющей предсказать ожидаемые результаты при принятии альтернативных решений.
Организованная анархия— это фирма или ее подразделение, находящиеся в переходном состоянии, отличающемся очень быстрыми изменениями и отсутствием легитимной иерархии.
KPMG, одна из крупнейших и самых престижных в мире консультирующих фирм, обладает огромным опытом в том, что сами сотрудники называют «управлением предприятий при допущении риска», которое помогает фирмам идентифицировать угрозы и преодолеть их4. Они идут намного дальше традиционных представлений о снижении степени риска за счет того, что осуществляют контроль над подверженностью фирмы риску. Починенные регулярно просят менеджеров идентифицировать следующие параметры: 1) стратегический риск (который угрожает общему успеху предприятия); 2) операционный риск (угрожает технологиям, используемым для успеха предприятия); 3) риск репутации (который угрожает репутации торговой марки или фирмы). Хотя работники KPMG отмечают важность угрозы со стороны государственных органов, особое внимание они уделяют финансовым опасностям, опасностям со стороны информационных систем, новым инициативам конкурентов и изменениям в общей обстановке конкуренции (крахам, спадам и т. п.). Они хотят, чтобы фирмы сосредоточили свое внимание на преобладающих источниках риска, выработали стратегию борьбы с этими основными угрозами и взяли на себя ответственность за нее. Они учат руководителей познавать границы собственной толерантности к риску и двигаться вперед, рассматривая риск в контексте общей стратегии фирмы. Это позволяет руководителям осознать рискованную ситуацию, в которой они вынуждены осуществлять свои операции, и учитывать ее в процессе принятия решений. Более того, если осуществлять этот процесс систематически, то фирмы смогут ясно понять, какие аспекты их деятельности и общей ситуации являются рискованными, а какие — по-настоящему неопределенными.
Типы решений
Множество рутинных и нетрадиционных проблем, возникающих на современном рабочем месте, требуют различных способов решения. Рутинные проблемы возникают постоянно; на них можно реагировать стандартным образом, на основе алгоритмизированных решений.Эти решения подразумевают претворение в жизнь уже доказавших свою пригодность способов. Примерами алгоритмизированных решений являются проведение повторной инвентаризации, когда запасы становятся меньше заранее оговоренного уровня, и вынесение письменного замечания тому, кто нарушает определенные штатные процедуры.
Алгоритмизованные решения определяются прошлым опытом, пригодным для решения проблемы в текущий момент.
Рутинные операции составляют самую суть деятельности многих корпораций; в настоящее время эти фирмы сталкиваются с тем, что, когда они сами или их клиенты встречаются с алгоритмизированными решениями, для более быстрого и качественного их принятия можно использовать web-технологии. Например, RE1{RecreationalEquipment, Inc.) объединила свой web-сайт с системами мониторинга инвентаризации, что позволяет быстро предоставлять скидку на товары, скопившиеся в избыточном количестве.
Нетрадиционные проблемы отличаются уникальностью и новизной: они никогда не возникали прежде. Поскольку стандартных способов реагирования на них не существует, то решение проблемы требует творческого подхода. Такие неалгоритмизированные решенияспециально изобретают или приспосабливают для возникших проблем. Менеджеры высшего звена большую часть своего рабочего времени тратят именно на решение таких нетрадиционных проблем. В качестве примера можно привести старшего менеджера из отдела маркетинга, который вынужден реагировать на появление новой продукции, выпускаемой иностранным конкурентом. Хотя прошлый опыт может помочь справиться с возникшей угрозой, немедленное решение требует творческого подхода исходя из уникальных особенностей текущей ситуации на рынке.
Неалгоритмизированные решения создаются для решения возникшей уникальной проблемы.
Для фирм, пребывающих в состоянии «организованной анархии», мы предлагаем третий тип решений, получивших название «ассоциативный выбор». Ассоциативный выбор— это решение, которое можно применить для хронически беспокоящей проблемы, но которое не создавали специально для ее преодоления. Принимая во внимание хаотическую природу ситуации, необходимость переходить от тактики выжидания к активным действиям и способность работников проделать практически всю работу по принятию решения, ассоциативный выбор можно использовать для улучшения обстановки, даже если он не ведет к окончательному решению проблемы.
Ассоциативный выбор— это решение, которое можно применить для хронически беспокоящей проблемы, но которое не создавали специально для ее преодоления.
Модели принятия решения
В области организационного поведения исторически сложилось так, что основное внимание уделяют двум подходам к принятию решения: классическому и бихевиористскому (рис..1)5. Классическая теория принятия решенияисходит из того, что менеджер действует обстановке полной определенности. Бихевиористская теория принятия решенияпридерживается представления об ограниченном рационализме и предполагает, что все люди действуют исходя из того, как они воспринимают данную конкретную ситуацию.
Классическая теория принятия решения исходит из того, что люди, принимающие решение, действуют в обстановке полной определенности.
Бихевиористская теория принятия решенияутверждает, что люди, принимающие решение, действуют только на основании того, как они воспринимают данную конкретную ситуацию.