Основные профилактические методы, применяемые в практике социальной работы

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии клиентов, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.

Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.

Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств — необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов ее решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.

Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения.

Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть четко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся сделать?»

В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Напомним, например, что функции социального управления имеют свое практическое выражение в целеполагании, исходной основой которого является взаимодействие желаемого, возможного и действительного. Социальный работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. характеристики воздействия и осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций.

В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).

Непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития — поддержание высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости и т.д. — требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной системы.

В-четвертых, важнейшим моментом в деятельности социального работника является определение эффективности мероприятий. Это важно, в первую очередь, потому, что социальный работник (как и медик, психолог, педагог, согласно врачебной этике Гиппократа) должен оценивать свою деятельность в соответствии с главным принципом «Помогай людям и не навреди». Важно также, чтобы его реальная работа была ощутима, полезна, представлена в явной форме, понятной и неспециалистам, тем, на кого направлено профилактическое воздействие, и тем, кто санкционировал их проведение. В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенность трудом и др.

Радикальным путем устранения нежелательного явления служит искоренение причин его возникновения. Например, в трудовой деятельности социального работника важны условия (среда), где он сам осуществляет свою профессиональную деятельность, а также его клиенты. Одним из подходов здесь выступает реорганизация объективного содержания и условий деятельности. Этот подход традиционен и наиболее полно раскрыт в разработках по психологии труда, прикладной психологии, эргономике. Его основными направлениями являются:

— рационализация процесса труда с точки зрения составления оптимальных алгоритмов работы, типологизации схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распределения временных лимитов и т.д.;

— усовершенствование орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека и с целью облегчения выполнения наиболее трудоемких операций;

— рациональная организация рабочих мест (рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позы;

— разработка оптимальных режимов труда и отдыха для компенсации своевременным и полноценным отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного трудового цикла;

— использование рациональных форм чередования различных трудовых заданий и обогащение содержания труда для снижения однообразия работы и устранения перегрузки отдельных психофизиологических систем;

— нормализация условий работы по отношению к естественным для человека условиям среды обитания;

— создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение материальной и моральной заинтересованности в результатах труда, формирование сознательной дисциплинированности и др.

Действенность такого подхода доказана многочисленными научно-прикладными разработками и широко используется в разных сферах практической деятельности. Однако во многих ситуациях применимость таких мер существенно ограничена или просто невозможна. Это возникает вследствие недостаточного развития существующих технологий, в силу определенных организационных причин, непреодолимых внешних трудностей (например, в условиях длительной изоляции и т.п.), а иногда и в результате содержательной специфики труда, например, в профессиональной деятельности социального работника.

Одним из важнейших направлений в решении проблем человека является развитие системы психопрофилактической работы. В прикладном аспекте решение психологических задач индивида подчинено более общему целеопределению путей их предотвращения (профилактики) и коррекции. Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное изменение уже сложившегося состояния, могут рассматриваться как часть психологической работы в смысле подготовки необходимой базы для эффективного использования тех или иных мер. Потребность в профилактических и коррекционных методах настолько высока, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах развития и саморазвития человека.

В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы, как оптимизация режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиеничес-ких условий и так называемые эзотерические способы, например, методики изменения состояний сознания, взятые из раз-

личных философско-религиозных учений — йоги, дзен-буд-дизма, суфизма и т.д.

Существуют различные классификации и направления в психопрофилактике. В целом методы психопрофилактики можно (с некоторой долей условности) классифицировать по двум основными категориям: внешним и внутренним.

К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, а также вербальные воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, педагогическая психотерапия, групповой тренинг и т.д.

В практике социальной работы необходимо учитывать объект воздействия, т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности в зависимости от категорий населения. Например, в психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа психолога имеет ряд направлений:

1. Психопрофилактическая работа с детьми и подростками. Данное направление определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника.

В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

а) проводит психологическое обследование детей при поступлении в детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного детского учреждения в другое (из дома ребенка в дошкольный детский дом, из дошкольного детского дома в школьный или в школу-интернат), а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании

неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;

б) ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни;

в) организует педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;

г) ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении интернатского типа: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок), консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;

д) способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;

е) ведет работу по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома или школы-интерната, оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами и т.д.) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются.

Важным аспектом работы психолога (социального работника) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «о кей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс).

Консультирование в области профилактической работы с детьми (подростками) имеет следующие задачи:

— информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;

— своевременное выявление у субъектов первичных психосоматических отклонений и направление их в психолого-ме-дико-педагогические консультации;

— предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);

— составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);

— составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);

— проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями.

Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.

Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:

— социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);

— медико-санитарные (вредные с точки зрения экологии условия труда и быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

— социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

— социально-психологические (деструктивные отношения между родителями, между родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);

— криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).

Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л.Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На наш взгляд важнейшие из них следующие:

1. На начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.

2. Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

3. Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.

Отметим также, что важной формой психологического консультирования является семейное консультирование, описанное в работах В.В. Столина, А.С. Спиваковской и др.

2. Социальная работа с допризывной молодежью. В настоящее время проблема предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов по призыву выдвинулась в число актуальных и важных задач превентивной педагогической науки. Как показывает практика, предупреждение и преодоление различных видов уклонений от военной службы имеют давнюю и поучительную историю.

Некоторые проблемы, аспекты социальной работы с допризывной молодежью автор уже разрабатывал1 и, в частности, раскрыл основные особенности военно-патриотического воспитания, рассмотрел службу в армии как один из видов социальной деятельности индивида.

Анализ различной источниковой базы, реальной практики деятельности и поведения людей позволил констатировать, что наряду с некоторыми позитивными изменениями, происходящими в стране и Вооруженных Силах, наблюдается устойчивая тенденция к отрицательной направленности отношения российской молодежи к военной службе, девальвации ее социальной значимости и необходимости. Если в 1985 г. число так называемых «уклонистов» составило всего 443 человека,

1 Ерохин Ю.С. Социальная работа с допризывной молодежью / Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992. С. 118-122.

то в 1991 г. — уже более 16 тысяч, в 1993-1994 годах — вследствие массового недобора призывников в войска — более 44 тысяч, а только осенью 1996 года число уклоняющихся от военной службы достигло 37 тысяч человек1.

Актуальность проблемы объясняется изменением главных признаков и особенностей уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи. Их качественными характеристиками стали ухудшающееся здоровье молодых людей и усугубляющийся дефицит физически годных к службе (сегодня каждый третий юноша призывного возраста освобождается от службы по состоянию здоровья, для сравнения: в 1985 г. — только каждый двадцатый); снижение образовательного уровня (полное среднее образование имеют 70%, около 20% — неполное среднее, и как итог: юноши, имеющие 3-ю и 4-ю категорию профпригодности и условно непригодные для подготовки по тем или иным специальностям, .составили 40%); ежегодно на 10-15% сокращается количество прошедших допризывную подготовку до службы в армии и др.2

Как представляется, подобные тенденции формируют соответствующие целевые установки и ценностные ориентации военнослужащих по призыву: 90% осеннего призыва 1995 г. не хотели служить в армии; 64% регулярно употребляли спиртные напитки, 2% — наркотики; 2% — совершали суицидальные попытки; 60% молодых воинов хотели бы хорошо заработать в армии и придать воинской деятельности «предпринимательский» характер3. Для сравнения целесообразно привести следующий выявленный факт: лишь 15% опрошенных сержантов и солдат экспериментальных частей и подразделений выразили готовность защищать свое государство и народ, честно выполнять воинский долг. Как показывает практика, все чаще в армии стали призываться молодые люди с установкой на уклонение от военной службы, для работы с которыми прежняя формула дальнейшего углубления и совершенствования воспитательного процесса не является эффективной. Поэтому концепция современного армейского воспитания должна предусматривать профилактику, перевоспитание и поиск.новых превентивных форм и методов работы офицерского состава.

Изучение содержания, организации и методики профилактической работы офицеров показало незнание армейскими

1 Красная звезда. 1997. 15 января.

2 Там же.

3 Ориентир. 1996. № 2. С. 31.

воспитателями процесса предупреждения и преодоления различных уклонений от военной службы; низкую педагогическую и психологическую культуру; недостаточную подготовленность к профилактической деятельности; отсутствие уверенности и оптимизма в исправлении уклоняющихся от службы воспитанников; слабый уровень информированности и обу-ченности основам превентивной педагогики и др. Основными причинами данных негативных тенденций явились как недостаточная научная разработанность теории и практики предупреждения и преодоления уклонений от военной службы, так и невостребованность воспитателями научных и практических разработок данной проблемы, низкая специальная подготовка офицеров к профилактической деятельности в частях и др.

Необходимость углубления теоретической разработки и практического решения вопросов предупреждения и преодоления уклонений от службы военнослужащих в частях и подразделениях, вызывается возросшими трудностями, а иногда и растерянностью офицеров и сержантов, призванных осуществлять профилактическую и перевоспитательную деятельность с трудными воспитанниками.

Историко-педагогический анализ проблемы предупреждения уклонений от военной службы помог выявить и изучить теорию и практику процесса педагогической профилактики данного вида отклоняющегося поведения военнослужащих в разные исторические периоды, что позволило проследить генезис данной научной и практической проблемы, определить ее основные позитивные и негативные тенденции.

Как уже отмечалось, проблемы предупреждения уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи имеют глубокие исторические корни, так как комплекс порождающих их причин довольно многообразен. Для понимания сущности и специфики процесса педагогической профилактики уклонений от военной службы, как показала практика и опытно-экспериментальная работа, важное значение имеет знание причинно-факторных групп. К ним целесообразно отнести: а) социально-демографические причины: возраст допризывной и армейской молодежи, повышение их криминогенной направленности и активности; место и роль молодежи в системе общественного труда, производства и социальной структуры общества; образовательный и профессиональный уровень; процесс урбанизации; перемещение молодежи в крупные города и др.; б) социокультурные причины: душевой доход, жи-

лищные условия, культурные ценности, проведение свободного времени, социальная активность и др.; в) социально-педагогические причины: недостатки воспитания в семье, школе, ПТУ, техникумах и др.; негативные влияния бесцельного времяпрепровождения, участие в группах криминальной направленности; влияние различных проявлений саморазрушений личности и самонаправленной жестокости; отсутствие военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи; отрицательное влияние многих средств массовой информации и др.; г) психологические причины: возрастные сложности развития и формирования личности, отрицательные проявления индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, различные отступления от уставной организации службы и деятельности, низкий уровень воспитательных мероприятий, недостатки в организации культурно-досу-говой и спортивной работы и др.

Психолого-педагогические исследования дают основания дать психолого-педагогическую характеристику предупреждению уклонений от военной службы у солдат и сержантов как единого, целостного и специфического социально-педагогического процесса, определить его место в общей военно-педагогической системе, выявить связи с ее основными частями, и в первую очередь с воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием. Под педагогической профилактикой или предупреждением различных уклонений от военной службы солдат и сержантов понимается целеустремленный процесс профилактических воздействий и взаимодействия воспитателей и вос-питуемых, направленный на устранение причин и условий уклоняющегося поведения и его видов, а также определение путей преодоления уклонений от военной службы в частях и подразделениях. Являясь относительно самостоятельным процессом, педагогическая профилактика имеет свою структуру, которая предполагает наличие его субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач и функций, принципов, методов и форм реализации, а также условий, влияющих на его результативность.

В решении профилактических задач особое внимание уделялось диагностированию и прогнозированию уклонений от военной службы солдат и сержантов в части. Диагностирование и прогнозирование уклоняющегося поведения осуществлялись путями организационно-методической подготовки офицеров, психолого-педагогического изучения личности групп «риска» и превентивной деятельности офицеров с ними, поста-

новки окончательного диагноза и выдвижения прогноза на уклонение от военной службы и др.

При научном выявлении и анализе причинно-факторного комплекса уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи необходимо учитывать следующие факторы: что проблемы трудного детства, юношества и взрослости вечны; что спектр порождающих их причин и обстоятельств сложен и многообразен; что ни одна отдельно взятая причина не может привести к отрицательным изменениям в сознании и службе воина, а намерение уклониться от военной службы складывается под воздействием совокупности социально-экономических, политических, правовых, психологических и педагогических причин; что основные причины, продуцирующие формирование и развитие различных видов уклонений, проявляются у допризывной молодежи до службы в армии, в ее процессе существуют условия и обязательства, способствующие уклонению от военной службы у солдат и сержантов по призыву.

В процессе исследования организации, содержания и методики профилактики «трудных» военнослужащих следует учитывать следующие позиции: а) профилактика не может быть правильно понята и организована в отрыве от общей системы воспитательных влияний на воинов; она дополняет воспитание и перевоспитание, решая специфические задачи по искоренению уклонений от военной службы; б) профилактику нельзя сводить к отдельным мерам, необходим системный подход к предупредительным воздействиям офицеров, сержантов и активистов; в) профилактическая деятельность предполагает педагогическую типизацию групп «риска» воспитанников с негативной направленностью к военной службе, воспитанников, склонных к уклонению от военной службы, и воспитанников, уклоняющихся от военной службы; г) профилактика результативна, если она опирается на обоснованные организационные методики.

Как показывает практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь во многом кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы.

Технологизация социальной работы, как и любой другой деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его физического и интеллектуального потенциала. Внедрение технологического подхода в практику организации социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств.

Технологизация социальной работы невозможна без технологизации системы социальных знаний, обосновывающих рациональные способы деятельности в социальной сфере и органично соединяющих теорию и практику, фундаментальность и прикладную направленность.

Только высокая социально-технологическая культура специалиста социальной работы может служить критерием его профессионализма и готовности работать с такой тонкой материей, как человеческие отношения.

Технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой фиксацию в устной или письменной форме проверенных жизнью способов применения широкого спектра социально-гуманитарных знаний для регулирования социальных отношений и процессов различного уровня. Благодаря этому знания и опыт регулирования человеческих отношений в форме конкретной технологии можно транслировать, передавать от поколения к поколению, в сжатые сроки вооружать кадры искусством работы с людьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1994.

2. Алексеев Н.И. Управление социальными процессами в общественном производстве. М., 1990.

3. Андерсен К. Социальная психиатрия — новый взгляд на социальную работу//Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

6. Аутогенная тренировка. М., 1985.

7. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.

8. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1975.

9. Беличева С.А. Проблемы становления отечественной психологической работы. Методика и практика социальной рабо-ты//Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

10. БеличеваС.А., КондратьевМ.Р., ЛущукТ.В. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М., 1993.

11. Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Психологическая саморегуляция. Л., 1977.

12. Березин Ф.Б. Техническая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1984.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

14. Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектоло-гия). Л., 1920.

15. Виш И.М. Практическая психотерапия. Воронеж, 1969.

16. Гончарская Т.В. Функциональная тренировка поведения. СПб., 1992.

17. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных ус-ловиях//СОЦИС. 1994. № 8-9.

18. Грановская С.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

19. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М., 1983.

20. Групповая психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарско-го, С. Ледера. М., 1990.

21. Диагностическая и терапевтическая техника. / Под ред. B.C. Маята. М., 1969.

22. Дорохина Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследование методом «устной истории». // Вопросы экономики. 1994, № 6.

23. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами. Дис. д-ра соц. наук. М., 1993.

24. Европейская социальная хартия. 1961.

25. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. М., 1985.

26. Ждан А.Н. История психологии. Учебник. М., 1990.

27. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития // Семья в России. М., 1996. № 1.

28. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.

29. Журавлев А.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

30. Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».

31. Иванов В.П., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. М., 1994.

32. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. Проблемы методологии и теории. СПб., 1996.

33. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Л., 1985.

34. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.

35. Конвенция ООН «О статусе беженцев». 1951.

36. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. Учебное пособие. М., 1995.

37. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия. СПб., 1992.

38. Луков В.А. Социальная экспертиза. М., 1996.

39. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.

40. Мироненкова М.Н. Направления развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инва-

лидов в условиях формирования рыночной экономики в России. М., 1996.

41. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. Пенза, 1994.

42. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.,1988.

43. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982.

44. Новые технологии и человек. М., 1990.

45. Педагогические рекомендации профессиональной подготовки. Учебное пособие. СПб., 1995.

46. Проблемы медико-санитарной помощи инвалидам и престарелым в домах-интернатах. Сборник научных трудов. М., 1986.

47. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1991.

48. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

49. Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений. Книга для учителя. М., 1996.

50. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995.

51. Саппс, Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. М., 1994.

52. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.

53. Слепенков И.М., Аверин Ю.Б. Основы теории социального управления. М., 1990.

54. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. М., 1992.

55. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации. // СОЦИС. 1995. № 4.

56. Социальная работа с пожилыми. М.: Институт социальной работы, 1995.

57. Социальная сфера. Политическое и духовное развитие общества. / Отв. ред. В.Н. Иванов, В.В. Роговин. М., 1991.

58. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 1994.

59. Телешевская М.Э. Учитесь властвовать собой. Л., 1973.

60. Теория и методика социальной работы. Краткий курс. М., 1994.

61. Теория и методика социальной работы. М., 1994.

62. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. М., 1994.

63. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.

64. Технология социальной работы: Учебно-методические материалы. М., 1996.

65. Тихомиров Б.И. Техника социального анализа. СПб., 1992.

66. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

67. Уткин Э.А. Профессия — менеджер. М., 1992.

68. Федеральная миграционная программа. Одобрена Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1669.

69. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. Учебное пособие. Л., 1987.

70. Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., 1993.

71. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы. // СОЦИС. 1995, № 9.

72. Энциклопедия социальной работы. В трех томах. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

73. Ядов В.А. Социологическое исследование: методика, программа, методы. Самара, 1995.

Наши рекомендации