Характеристика основных методов управления
Управления без технологии не существует. Организация управления как социальной деятельности всегда преследовала цель - получение лучших, более эффективных результатов при тех же затратах труда. А это невозможно без соблюдения соответствующей технологии.
Система управления предполагает:
— механизм управления — цели, средства, методы, функции, принципы;
— структуру управления — кадры, технику управления, организационно-штабную структуру;
— процесс управления — органы управления, технологию, материальную часть органов управления;
— рационализацию системы управления — внедрение достижений науки в управление, обновление кадров, совершенствование хозяйственной системы управления.
Как и любая деятельность, социальное управление включает многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.
Административные (организационные) методы (их иногда называют организационно-распорядительными) имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.
В системе управления используется достаточно большое число методов административного воздействия, которые могут классифицироваться по нескольким критериям.
1 См. Новые технологии и человек. М., 1990.
Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
1. Регламентирующие методы — это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.
Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива.
В положениях аппарата управления, как правило, имеются следующие разделы: общая часть, основные задачи, функции, права, взаимосвязи с другими подразделениями, ответственность.
Регламентный метод включает в себя следующие положения:
— организационную структуру, состав органов управления (самоуправления) коллектива и его подразделений;
— конкретное разграничение прав и обязанностей, полномочий органов управления (самоуправления);
— порядок разрешения противоречий, возникающих между отдельными органами управления (самоуправления) в процессе профессиональной деятельности;
— перечень форм и методов управления (самоуправления) в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов; формы — общее собрание, конференция, комиссия и др.; методы — коллективное обсуждение проблем, изучение общественного мнения, общественная экспертиза и др.;
— конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам;
— порядок выборности ответственных руководителей на всех уровнях;
— порядок, формы и сроки информирования (отчетности) руководителей (органов управления) о состоянии положения дел организации;
— системы и меры материальной, моральной, административно-правовой защиты, системы стимулирования;
— порядок изменения и дополнения регламента управления коллектива.
При составлении регламентов необходимо соблюдать ряд технологических требований:
а) нормирование необходимо сочетать со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);
о) нормы (правила) должны отражать последние данные науки и прогрессивного опыта;
в) нормы (правила) не должны быть чрезмерно жесткими или слишком вольными;
г) регламенты не должны быть слишком детальными, что сковывает инициативу исполнителей;
д) нормативы (регламенты) необходимо разрабатывать адресно, чтобы они способствовали укреплению личной ответственности, не допускали обезличенности в управленческом процессе1.
Регламентирование обеспечивает организованность в работе, поддерживает оптимальный режим деятельности, не допускает действия стихийных факторов, вносит в деятельность коллектива порядок и дисциплину.
Есть и другие виды регламентов, с помощью которых организуется труд работников: единый распорядок работы (дня); регламенты проведения совещаний и заседаний; регламенты-сценарии проведения различных встреч.
Ориентация — это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.
Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная (комбинация), символическая (символы, пиктограммы, эмблемы, значки), графическая (карты, схемы, таблицы), цветовая.
Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения. Инструктирование — процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.
1 Основы управления социалистическим производством / Под ред. Крука Д.М. М., 1985.
Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется две формы использования этих методов: письменно-документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно-документальной форме, а приказы, распоряжения и указания — в обеих.
Распорядительное воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а также сроки исполнения и предполагают систематический контроль и проверку исполнения.
Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.
Если обобщить все представления о содержании организационной деятельности, то мы получим следующий состав входящих в нее мероприятий:
— четкое и ясное определение целей и задач;
— отбор исполнителей на основе оценки, с их точки зрения, наилучшего использования их качеств, потенциала в интересах дела;
— передача решений, расстановка исполнителей в соответствии с целями и задачами учреждения, распределение полномочий;
— обеспечение исполнителей средствами производства и создание необходимых для их рационального использования материальных условий;
— создание системы совместного труда путем налаживания межличностных отношений и взаимной заинтересованности в общей работе;
— согласование и координация отдельных работ;
— обеспечение единства взглядов и целеустремленности всех членов организации;
— контроль за ходом выполнения поставленных целей, задач и распоряжений.
Некоторые методы управления могут в определенных условиях выступать в качестве функций управления, точно так же, как последние — в качестве методов управления. Это объясняется тем, что функции есть форма выражения сущности и содержания управления. Поэтому на различных уровнях управления может происходить качественная смена форм проявления процесса социального управления.
Форма социального управления выступает способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе.
Если метод управления — это последовательность необходимых действий людей в ходе решения управленческой проблемы, то форма управления — это структура отношений, связей между людьми при выполнении этих действий. Форма управления определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия. Существуют индивидуальные и коллективные формы управленческой деятельности.
Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие «функции» в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений. Социальное управление имеет отчетливо выраженное содержание, которое образует систему функций, т.е. отдельных относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видов соответствующей деятельности. Функции управления — это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения.
Содержание социального управления как процесса раскрывается в его функциях, представляющих собой виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.
Анализ процесса управления с точки зрения его функций составляет основу для установления объема работы по каждой из них, определения численности управленческих работников и в конечном счете — проектирования самой структуры и организации аппарата управления.
Всем социальным субъектам социального управления, специалистам социальной работы свойственны следующие общие
функции: постановка и ранжирование целей; планирование способов достижения целей, в том числе обеспечение необходимыми материальными и нематериальными ресурсами; контроль и координация совместной деятельности; обсуждение и решение проблем, регулирование отношений с персоналом и клиентами; установление связей и информационное обеспечение; контроль за качеством и количеством социальных услуг, предоставляемых клиентам; оценка будущих потребностей организации; выполнение представительских функций организации или учреждения.
Одна из важнейших функций социального управления — планирование. Она реализуется через систему принципов. В число этих принципов входят: обоснованность, директив-ность, отражение единства общегосударственных, коллективных и личных интересов, оптимальность планов, их сбалансированность, единство планирования, его комплексность.
Планирование предполагает:
— определение целей деятельности;
— выбор средств осуществления поставленной цели;
— обеспечение необходимыми ресурсами;
— определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи;
— создание программы достижения поставленной цели;
— определение конкретных сроков и объема выполнения программы;
— учет результатов деятельности;
— корректировку принятых программ;
— научно обоснованное предвидение результатов реализации программы;
— постановку новых задач и целей, появляющихся после реализации программы.
Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется на практике через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.
Прогнозирование — научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента (объекта воздействия) на перспективу, ее переходных состояний.
Моделирование — идеальная разработка различных ситуаций и состояний развития объекта в течение всего планируемого периода.
Программирование — выявление этапов последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необхо-
димых ресурсов, выбор средств и методов деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.
Заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, сопровождающимся корректировкой плановых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобразовательной деятельности.
Вместе с тем на любой стадии развития процесса социального управления могут возникнуть проблемы (внутренние, внешние), которые будут тормозить достижение функциональных целей и задач. При этом социальному работнику необходимо предпринять определенные действия, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. Можно выделить следующие задачи, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели:
1. Распределение ролей. Социальный работник должен уметь найти единственно верную позицию, вариант участия в данной ситуации. Например, по мнению психотерапевта В. Леви, в работе учителя содержится около 40 неявных, скрытых ролей: оратор, рассказчик, артист, «нянька», опекун, воспитатель, контролер, оценщик, критик, информатор, консультант, эксперт и т.д. На наш взгляд, многие эти позиции, роли «проигрываются» и социальным работником.
2. Общение и установление коммуникаций. Взаимоотношения социального работника с клиентом строятся на основе общения. Технология общения многолика, и здесь важны как теоретические знания, так и практические навыки, соблюдение определенных психологических правил.
3. Установление межличностных отношений. Управлять — это значит знать тонкости и приемы психологического, педагогического, административного воздействия на клиента. Один из способов выхода из критических ситуаций состоит в том, чтобы ненавязчиво использовать все средства убеждения, чтобы заставить клиента следовать твоим советам и рекомендациям. Вежливое обращение и доброжелательность самым «волшебным» образом побуждают клиентов двигаться в нужном направлении. То, что в других условиях могло бы казаться «грозным» приказом, теперь превращается в вежливую просьбу, выполнение которой становится приятной обязанностью.
4. Поэтапное разрешение конфликтных противоречий. Если проблему нельзя снять полностью и сразу, специалист в области социальной работы должен решать ее «по частям».
5. Уточнение цели. Эта работа связана с постоянным анализом, диагностикой существующей ситуации и принятием соответствующих решений.
Особую группу составляют процедурные методы,рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распорядительство (административные методы); определение времени работы (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы); контроль (методы контроля за исполнением). Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.
Выполняя эти обязанности, руководитель социальной службы или специалист в области социальной работы выступает в нескольких ролях:
во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий определенным коллективом людей;
во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, вызывая положительные эмоции;
в-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
в-четвертых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство (деятельность) то или иное изобретение или рационализаторское предложение;
в-пятых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
Работа управленца — это сплав необходимых знаний и искусство использования накопленного опыта в конкретных условиях, умение прилагать теоретические представления к обоснованию конкретных решений, действий.
4 99
Интересно охарактеризовал требования, предъявляемые к управленцу, Р. Фалмер. Они в полной мере могут быть адресованы руководителям социальных служб и учреждений, специалистам социальной работы. «Управляющий — это историк, пытающийся извлечь пользу из опыта других, психолог, учитывающий особенности природы других людей, ученый-социальный психолог, признающий, что групповое состояние является очень важным инструментом управления, специалист по управлению группой на основе понимания общественных систем, логик, использующий последние методы принятия решений, математик, использующий системный подход к решению проблем, и сложный коммуникационный центр — принимающий, упорядочивающий и перераспределяющий информацию».
Одним из важнейших этапов технологии социального управления является процесс выработки и принятия решений, который осуществляется с помощью разнообразных приемов и методов организации работы людей. Существуют разнообразные методы выработки и принятия управленческого решения: метод «мозгового штурма», метод общественной дискуссии, метод голосования «за — против», метод «635», метод деловой игры, метод Гордона, метод Дельфы, метод Дельбека, метод утопических игр и др. Каждый из этих методов имеет определенную технологию. Например, метод «мозгового штурма» предполагает следующие методические правила:
— правильно выбрать место проведения и его оборудование;
— подобрать группы участников (не более 10-12 человек);
— ознакомить участников с правилами: не критиковать других, высказывать как можно больше идей;
— позаботиться о размещении участников (целесообразно размещать их за столом в форме латинских букв U или V лицом друг к другу, но так, чтобы они видели таблицы и прочие материалы с правилами и записями высказанных идей);
— обращать внимание на правильность формулирования проблем;
— не вмешиваться в дискуссию;
— знать методику проведения группового занятия;
— рационально использовать время.
Важно выделить следующие четыре этапа проведения «мозговой атаки»:
— характеристика анализируемой проблемы;
— выработка максимально возможного количества ее решений, даже, на первый взгляд, самых невероятных;
— выбор наиболее рациональных идей для дальнейшей проработки;
— разработка альтернативных решений проблемы, что обычно занимает основную часть времени.
Открытость, богатое воображение, проработка и перекрещивание идей, отсутствие критики, заторможенности, поиск аналогов решений — все это обычно приносит реальный и высокий результат.
Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения — помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.
Глава X