Место и время проведения производственной практики.
Базами прохождения практики выступают:
- информационные центры и службы;
- библиотеки;
- органы государственной статистики;
- учреждения и службы связи;
- информационные службы и отделы предприятий, банков и организаций.
Продолжительность практики 4 недели. Организация практики определяется настоящей программой и выполняется в соответствии с планом-графиком. Результаты выполнения заданий практики ежедневно фиксируются в дневнике практике. По результатам работы подготавливается и предоставляется на кафедру отчет о практике. В качестве приложения к отчету о практике должны быть представлены пять электронных документов, подготовленных с помощью пакета прикладных программ Microsoft Office.
Во время прохождения производственной практики студенты должны подчиняться общим правилам трудовой дисциплины, установленным на предприятии, организации, учреждении, фирме – базе практики. Студенты, пропустившие рабочие дни производственной практики, должны выполнить установленный объем заданий в дополнительное время. Подтверждение прохождения практики студентом и ее оценка отражаются в характеристике студента - практиканта.
6. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 160 часов
Таблица 1. Примерное распределение времени производственной практики
№ п/п | Содержание работы | Количество дней, недель | Количество часов включая СРС |
Подготовительный этап, включая инструктаж по технике безопасности | 1 день | ||
Изучение организационно-функциональной структуры учреждения (организации, предприятия), а также отдела. | |||
Изучение и определение состава видов информационных технологий, применяемых на базе практике | 3 дня | ||
Изучение основных обеспечивающих средств информационных технологий, применяемых на базе практике | 3 дня | ||
Описание информационных ресурсов, применяемых на базе практике | 4 дня | ||
Изучение технологии создания различных типов электронных документов (в среде Microsoft Office) | 3 дня | ||
Создание различных типов электронных документов (в среде Microsoft Office) | 4 дня | ||
Составление отчетной документации (дневника, отчета по практике) о прохождении практики | 2 дня |
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.
Руководитель практики:
· принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике;
· совместно с работодателем составляет план проведения практики;
· оказывает научно-методическую помощь студентам-практикантам;
· проверяет отчётную документацию студентов, выставляет оценку за практику.
Работодатель:
· обеспечивает нормальные условия для проведения практики на производстве;
· знакомит студентов с предприятием;
· проводит инструктаж по технике безопасности;
· проводит совещания в начале и конце практики.
Студенты на производственной практике должны выполнить следующие задания:
1. Изучение организационно-функциональной структуры учреждения (организации, предприятия), а также отдела.
1.1. Дать общую характеристику учреждения (организации, предприятия), на базе которого проходит практика.
1.2. Представить организационно-функциональную структуру учреждения – базы практики.
1.3. Дать характеристику отдела (или другого структурного подразделения), в рамках которого проходит практика.
2. Изучение и определение состава видов информационных технологий, применяемых на базе практике.
2.1. Определить состав видов информационных технологий, используемых на базе практики, в соответствии с принятой классификацией (в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии»).
2.2. Сформулировать задачи, решаемые с помощью различных видов информационных технологий.
3. Изучение основных обеспечивающих средств информационных технологий, применяемых на базе практике.
3.1. Описать технические средства информационных технологий.
3.2. Описать программные средства информационных технологий.
3.3. Описать лингвистические средства информационных технологий.
3.4. Описать информационные средства информационных технологий.
4. Описание информационных ресурсов, применяемых на базе практике.
4.1. Выявить информационные ресурсы, используемые на базе практике, в соответствии с принятой классификацией (в ходе изучения дисциплины «Информационные ресурсы общества»).
4.2. Проанализировать базы данных, электронные издания, web- ресурсы, используемые на базе практике.
5. Изучение технологии создания различных типов электронных документов (в среде Microsoft Office).
5.1. Описать программные средства Microsoft Office, используемые для создания:
- тестовых документов;
- табличных документов;
- графических документов;
- баз данных;
- электронных писем;
- электронных презентаций.
5.2. Определить задачи, решаемые с помощью средств Microsoft Office.
6. Создание различных типов электронных документов (в среде Microsoft Office).
6.1. Продемонстрировать основные навыки по созданию:
- тестовых документов;
- табличных документов;
- графических документов;
- баз данных;
- электронных презентаций.
Методические рекомендации по выполнению заданий практики
1. Изучение организационно-функциональной структуры учреждения (организации, предприятия), а также отдела.
1.1. Для выполнения задания необходимо изучить устав учреждения (организации, предприятия) или другую официальную информацию. Необходимо перечислить следующие реквизиты: наименование, отраслевая принадлежность, основная продукция. Кроме того, указать функции и задачи учреждения (организации, предприятия).
1.2. Для представления организационно-функциональной схемы учреждения (организации, предприятия) необходимо изучить устав учреждения (организации, предприятия), перечислить отделы и указать какие функции они выполняют. Установить связи между этими отделами. Представить структуру учреждения (организации, предприятия) в виде схемы, стрелками указать связи между отделами.
1.3. Характеристика отдела (или другого структурного подразделения) составляется на основе инструктивно-организационной документации: изучается положение, инструкция о работе соответствующей службы. Из инструкции выписываются: задачи, функции отдела, обязанности сотрудников по должностям. Указать общее количество сотрудников в отделе, их должности.
2. Изучение и определение состава видов информационных технологий, применяемых на базе практике.
2.1 Определить состав видов информационных технологий, используемых на базе практике, в соответствии с принятой классификацией (в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии»).
Таблица 2. Состав видов информационных технологий
Вид информационных технологий | Используемые подвиды информационных технологий |
2.3. Сформулировать задачи, решаемые с помощью различных видов информационных технологий.
Таблица 3. Задачи, решаемые с помощью информационных технологий
Вид (подвид) информационных технологий | Задача, решаемая с помощью информационных технологий | Должность специалиста |
3. Изучение основных обеспечивающих средств информационных технологий, применяемых на базе практике.
3.1. Для выполнения задания необходимо описать состав технического обеспечения информационных технологий, используемых на базе практики. Комплекс технических средств составляют:
- персональные компьютеры;
- периферийные устройства: устройства ввода-вывода, накопления и хранения информации;
- устройства передачи информации и каналы связи;
- оргтехника;
- эксплуатационные материалы.
Таблица 4. Характеристика технических средств
Наименование оборудования (материалов) | Количество | Характеристика |
При характеристике оборудования следует отметить следующие данные:
- фирма-производитель;
- тип;
- и другие характеристики (например, для видеомонитора - разрешающая способность, размер экрана; максимально допустимый размер зерна; для сканеров - разрешающая способность, скорость сканирования, форматы бумаги и т.д.)
В качестве выводов необходимо дать оценку имеющимся техническим средствам.
3.2. Для выполнения задания необходимо описать состав программного обеспечения информационных технологий, используемых на базе практики.
Комплекс программных средств включает:
- системное программное обеспечение;
- прикладное программное обеспечение.
3.3. Для выполнения задания необходимо описать состав лингвистического обеспечения информационных технологий, используемых на базе практики:
Комплекс лингвистических средств включает:
- информационно-поисковые языки и их элементы (в том числе системы кодирования);
- нормативно-справочную базу (в т.ч. справочники);
- языки взаимодействия с системой.
3.4. Для выполнения задания необходимо описать структуру и состав информационной базы, выполняя следующие этапы:
1) описание входных и выходных документов (табл. 5)
2) выделение видов обработки документов (табл. 6)
3) указание среднего количества документов для каждого вида документа (табл. 7)
4) описание средств защиты информационной базы от несанкционированного доступа и разрушения;
5) описание способов актуализации информационных массивов
Таблица 5. Перечень входных и выходных документов
№ п/п | Наименование документа | Вид документа | Форма документа | Источник-поставщик |
Таблица 6. Виды обработки документов
№ п/п | Наименование документа | Вид обработки документов | |||
описание в т.ч. библиогр. описание | аналитико-синтетич. Обработка документа (реферир., аннотир.) | индексирование | статистическая | ||
Таблица 7. Среднее количество обрабатываемых документов
№ п/п | Наименование документа | Среднее количество обрабатываемых документов | |
За месяц | За год | ||
4. Описание информационных ресурсов, применяемых на базе практике.
4.1.Выявить информационные ресурсы, используемые на базе практике, в соответствии с принятой классификацией (в ходе изучения дисциплины «Информационные ресурсы общества»).
Таблица 8. Виды информационных ресурсов, используемые на базе практике
Основание деления | Вид информационных ресурсов | Генератор данного информационного ресурса |
4.2.Проанализировать базы данных, электронные издания, web- ресурсы, используемые на базе практике.
Таблица 9.
№ п/п | Вид информационного ресурса | Наименование БД (электронного издания, web-ресурса) | Назначение |
5. Изучение технологии создания различных типов электронных документов (в среде Microsoft Office).
5.1. Описать программные средства Microsoft Office, используемые для создания:
- тестовых документов;
- табличных документов;
- графических документов;
- баз данных;
- электронных писем;
- электронных презентаций;
5.2. Определить задачи, решаемые с помощью средств Microsoft Office
Таблица 10. Задачи, решаемые с помощью средств Microsoft Office
№ п/п | Программа Microsoft Office | Задача |
6. Создание различных типов электронных документов (в среде Microsoft Office).
6.1. Продемонстрировать основные навыки по созданию электронных документов, выполнив следующие задания и представить их в виде электронных документов (данные для электронных документов выбрать самостоятельно):
Таблица 11. Задания
№ п/п | Задание | Требования к содержанию документа | Требованию к структуре и объему документа |
1. | Создание гипертекстовый словарь в виде Web-страницы (текстовый процессор) | Привести определения из одной предметной области. Соединить все определения гиперссылками | Не менее 10 словарных статей |
2. | Создание табличного документа (табличный процессор) | Создать таблицу, используя формулы, использующие ссылки и функции. Привести запросы, используя автофильтр и расширенный фильтр. | Размер таблицы не менее 10*10., не менее 5 вычисляемых ячеек. 3 запроса на каждый вид фильтра |
3. | Создание графического документа (графический редактор) | Создать рекламный листок организации (базы практики), используя графические изображения. | 1 лист |
4. | Создание базы данных (СУБД) | Создать базу данных, содержащую таблицы, запросы, отчет | 2 связанные таблицы, 2 запроса и 1 отчет |
5. | Создание электронной презентации (программа для создания презентаций) | Выбрать для презентации цветовую схему, для каждого слайда использовать разные макеты (разметку текста), создать звуковые и графические эффекты | 5 слайдов |