Когда можно не становиться лицом к къибле?
Поворачиваться в сторону къиблы при совершении молитвы является обязательным, исключая следующие случаи:
1) Добровольная молитва всадника
Всаднику разрешается совершать дополнительную молитву при езде, совершая поясные и земные поклоны. При совершении земного поклона, он будет наклоняться больше чем при совершении поясного поклона, а къиблой будет то направление, в котором движется его животное (транспорт).
Сообщается, что ‘Амир ибн Раби’а сказал:
﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يصلي على راحلته حيث توجهت به ﴾ رواه البخاري ومسلم ، وزاد البخاري : يومئ ، والترمذي : ولم يكن يصنعه في المكتوبة
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал». Этот хадис передали Муслим 701, и аль-Бухари 1093, у которого добавлено: «Он слегка наклонял свою голову». У ат-Тирмизи к тексту (этого хадиса) добавлено следующее: «(Однако) он не поступал таким образом при совершении обязательных молитв».
Ахмад 2/20, Муслим 700, ат-Тирмизи 2958 и ан-Насаи 491 передали (следующий хадис):
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يصلي على راحلته وهو مقبل من مكة إلى المدينة حيثما توجهت به ، وفيه نزلت : ( فأينما تولوا فثم وجه الله ) ﴾
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время поездки из Мекки в Медину, не поворачиваясь в сторону Мекки, и в это время был ниспослан (аят, в котором говорится): “Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха”». Сура «аль-Бакъара», 2:115.
Сообщается, что Ибрахим ан-Наха’и сказал: «Они[22] молились во время поездок верхом на животных в том направлении, в котором они двигались».
Ибн Хазм сказал: «Это было передано от сподвижников и их последователей, во время путешествия и пребывания по месту жительства».
2) Совершение молитвы при вынужденных условиях, болезни и опасности.
При таких обстоятельствах, позволяется молиться, не поворачиваясь в сторону къиблы, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
﴿ إذا أمرتكم بأمر فأتوا منه ما استطعتم ﴾
«Если я приказываю вам что-то сделать, то делайте то, что вы в силах (сделать)». Этот хадис передали аль-Бухари 7288, Муслим 1337, ат-Тирмизи 2681 и ан-Насаи 5/110.
Также, Всевышний Аллах сказал:
﴿ فإن خفتم فرجالا أو ركبانا ﴾
«Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом». Сура «аль-Бакъара», 2:239.
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
﴿ مستقبلي القبلة أو غير مستقبليها ﴾ رواه البخاري
«В направлении къиблы или в другую сторону». Этот хадис передал аль-Бухари 4535 и Муслим 839.
Описание молитвы
От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переданы хадисы, объясняющие как совершать молитву и ее описание. Мы ограничимся, приводя два хадиса: первый о его поступке и второй о его высказывании.
1) Передают со слов ‘Абдуллы ибн Гъанама:
﴿ أن أبا مالك الاشعري جمع قومه فقال : يا معشر الاشعريين اجتمعوا واجمعوا نساءكم وأبناءكم أعلمكم صلاة النبي صلى الله عليه وسلم التي كان يصلي لنا بالمدينة فاجتمعوا وجمعوا نساءهم وأبناءهم ، فتوضأ وأراهم كيف يتوضأ . فأحصى الوضوء إلى أماكنه حتى أفاء الفئ وانكسر الظل قام فأذن . فصف الرجال في أدنى الصف ، وصف الولدان خلفهم . وصف النساء خلف الولدان ، ثم أقام الصلاة ، فتقدم فرفع يديه فكبر ، فقرأ بفاتحة الكتاب وسورة يسرها . ثم كبر فركع فقال : سبحان الله وبحمده ثلاث مرات ، ثم قال : سمع الله لمن حمده واستوى قائما ، ثم كبر وخر ساجدا ، ثم كبر فرفع رأسه ، ثم كبر فسجد ، ثم كبر فانتهض قائما . فكان تكبيرة في أول ركعة ست تكبيرات . وكبر حين قام إلى الركعة الثانية . فلما قضى صلاته ، أقبل إلى قومه بوجهه فقال : احفظوا تكبيري وتعلموا ركوعي وسجودي ، فإنها صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم التي كان يصلي لنا كذا الساعة من النهار ، ثم إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لما قضى صلاته أقبل إلى الناس بوجهه فقال ( يا أيها الناس اسمعوا واعقلوا ، واعلموا أن الله عز وجل عبادا ليسوا بأنبياء ولا شهداء ، يغبطهم الانبياء والشهداء على مجالسهم وقربهم من الله ، فجاء رجل من الاعراب من قاصية الناس وألوى بيده إلى نبي الله صلى الله عليه وسلم فقال : يا نبي الله . ناس من الناس ليسوا بأنبياء ولا شهداء ، يغبطهم الانبياء والشهداء على مجالسهم وقربهم من الله ؟ انعتهم لنا فسر وجه النبي صلى الله عليه وسلم لسؤال الاعرابي ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : وهم ناس من أفياء الناس ونوازع القبائل ، لم تصل بينهم أرحام متقاربة ، تحابوا في الله وتصافوا ، يضع الله لهم يوم القيامة منابر من نور فيجلسهم عليها ، فيجعل وجوههم نورا ، وثيابهم نورا ، يفزع الناس يوم القيامة ولا يفزعون ، وهم أولياء الله الذين لا خوف عليهم ولا هم يحزنون ﴾ رواه أحمد وأبو يعلى بإسناد حسن ، والحاكم وقال : صحيح الاسناد .
«(Однажды) Абу Малик аль-Аш’ари собрал людей своего племени и сказал:
“O племя Аш’ари, соберитесь вместе, и соберите своих женщин и детей, чтобы я научил вас молитве, которую посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами в Медине”. И они собрались и собрали своих женщин и детей. И он (Абу Муса) совершил омовение и показал им, как он это делает, и довел его до конца, пока солнце пройдет зенит и появится тень, а затем он сделал азан. Он поставил мужчин в ряд, который был ближе к нему, детей в ряд позади мужчин, а женщин поставил в ряд позади детей и затем сделал икъаму.
И он начал молитву подняв руки, и (затем) произнёс такбир. Затем он тихо (про себя) прочитал суру «Открывающая писание»/Аль-Фатиха/ и другую суру. После этого он произнес такбир/Аллаху акбар/ и совершив поясной поклон три раза сказал: «Слава Аллаху и хвала Ему»/Субханаллахи ва бихамдихи/. Зтем он выпрямился и сказал: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его» /Сами’а-л-Лаху лиман хамидах/. Затем произнося такбир он совершил земной поклон. Он произнес такбир, поднял голову (и сел). Повторив такбир и снова совершив земной поклон, после которого он опять произнёс такбир и (затем он) встал. В первом рак’ате он произнёс шесть такбиров и сделал тоже самое, когда стоял во время второго рак’aта. Закончив молитву, он повернулся лицом к людям и сказал: “Запомните количество такбиров и выучите поясные и земные поклоны (которые я совершил), поскольку именно так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву с нами в это время дня. Затем, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он повернулся к людям и сказал: “O люди, слушайте и внимайте, и знайте, что у Аллаха Великого и Всемогущего есть рабы, которые не являются ни пророками, ни мучениками, но пророки и мученики позавидуют им за их близость к Аллаху”. И тогда один бедуин вышел вперед и сказал: “O пророк Аллаха, (это) люди из числа людей не являющиеся ни пророками ни шахидами, и им позавидуют пророки и шахиды из-за их близости к Аллаху? Опиши их нам!” И на лице пророка, да благословит его Аллах и приветствует, виднелась радость от просьбы бедуина и он сказал: “Они из разных народов и племен, которые не имеют между собой никаких родственных связей. Они любят друг друга только ради Аллаха и в День воскресения, Аллах дарует им минбары (возвышения) из света, на которых они будут восседать. Их лица будут излучать свет, и их одежда будет излучать свет. Люди будут напуганы в День воскресения, но им не будет ведом страх. Они угодники Аллаха, которые не испытают страха и не будут они опечалены». Этот хадис передали Ахмад 5/343, Абу Йа’ля 6110 с хорошей цепью и аль-Хаким 4/188, который сказал: «Иснад хадиса достоверный».[23]
2) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ دخل رجل المسجد فصلى ، ثم جاء إلى النبي صلى الله عليه وسلم يسلم . فرد عليه السلام وقال : ( إرجع فصل فإنك لم تصل ) فرجع ، ففعل ذلك ثلاث مرات . قال فقال : والذي بعثك بالحق ما أحسن غير هذا فعلمني ، قال : ( إذا قمت إلى الصلاة فكبر ثم اقرأ ما تيسر معك من القرآن ، ثم اركع حتى تطمئن راكعا ثم ارفع حتى تعتدل قائما ، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ، ثم ارفع حتى تطمئن جالسا ، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ، ثم افعل ذلك في صلاتك كلها ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم .
«(Однажды) один человек зашёл в мечеть и совершил молитву. После того, (как он закончил молитву) он подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует и поприветствовал его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие и сказал: “Вернись и помолись (заново), так как ты не совершил молитву”. Это повторилось три раза.
(Абу Хурайра) сказал: «И тот человек сказал: “Клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, я не умею молиться лучше этого, так научи же меня”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Когда ты становишься на молитву, произнеси “такбир”/Аллах Велик/ и затем читай то, что ты можешь из Корана. Затем соверши поясной поклон, пока не успокоишься (в поясном поклоне) и затем возвращайся в исходное положение, пока не станешь прямо. Затем соверши земной поклон, пока ты не достигнешь спокойствия в нем, а потом подними голову и садись и успокойся сидя. Затем опять соверши земной поклон (и оставайся в таком положении) пока не достигнешь спокойствия. И далее поступай так в течение всей молитвы”». Этот хадис передали аль-Бухари 757, Муслим 397, Абу Дауд 856, ан-Насаи 2/124, ат-Тирмизи 303, Ибн Маджах 1060, Ахмад 2/437 и известен как «Хадис нерадивца в молитве».
Это совокупность того, что дошло до нас из того что описывает молитву посланника, будь то в виде действий или высказываний. Далее мы постараемся провести различие между предписаниями молитвы и её Сунан.
[1] То есть украденное из военной добычи до того, как ее распределят между участниками сражения. Прим. пер.
[2] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 159, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3002, «аль-Ирваъ» 280.
[3] Этот хадис передали аль-Бухари 306, Абу Дауд 283, ан-Насаи 366.
[4] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, а Шу’айб аль-Арнаут назвал его иснад сильным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 1/180, «Муснад» 20958.
[5] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 352, «Муснад» 27444.
[6] Ан-Навави в «аль-Маджму’» 2/179, 3/132, 156 сказал: «Его иснад достоверный». Шейх аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 605, «Ирваъ» 284.
[7] «’Аурат» – на языке арабов означает незащищенное место, после чего это слово стало термином Фикха, и означает место на теле, которое следует прикрыть. Прим. пер.
[8] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «аль-Ирваъ» 268.
[9] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 4157.
[10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 5/111, «Ирваъ» 1/297-298.
[11] Сура «ан-Нур», 24:31.
[12] Носить химар – значит прикрывать голову. Прим. Пер.
[13] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 596, «Сахих аль-Джами’» 7383.
[14] Имамы установили, что этот хадис является достоверным, поскольку это не является высказыванием Умм Саламы а восходит к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.
[15] Маукъуф (прерванный) – сообщение, цепочка рассказчиков которого восходит до сподвижника Пророка Мухаммада. Поскольку все сподвижники пророка Мухаммада заслуживают доверия, прерванные хадисы имеют юридическую силу. Прим. пер.
[16] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 126, «аль-Мишкат» 763.
[17] Шейх аль-Албани сказал: «Так этот хадис без тахриджа и разъяснения привел автор. Его передали ‘Абду-р-Раззакъ в «аль-Мусаннафе» 3/128 и Ибн Абу Шейба 2/224 по пути передачи от Макхуля, от тех, кто спрашивал ‘Аишу о том … и т.д. Я говорю: Передатчики этого хадиса достойные доверия, однако между Макхулем и ‘Аишей есть передатчик имя которого не названо”». И далее шейх аль-Албани привел другие хадисы, которые подтверждают достоверность этого хадиса. См. «Тамамуль-минна» 1/161-162.
[18] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 594, «Сахих аль-Джами’» 6830.
[19] Сутра – любой предмет, которым огораживают место молитвы на открытом месте или в мечети. Прим. пер.
[20] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-Да’ифа» 2538.
[21] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 5584
[22] Имеется в виду сподвижники пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.
[23] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис слабым из-за передатчика по имени Шахр ибн Хаушаб у которого была плохая память. См. «Тамамуль-минна» 1/166, «Муснад» 22957.