Обязательные условия молитвы

Обязательные условия молитвы

Молитве должны предшествовать определенные условия, которые должны быть соблюдены молящимся человеком. При отсутствии одного из этих условий молитва считается не правильной, и эти условия следующие:

Знание о наступлении времени молитвы

Здесь достаточно иметь перевешивающее предположение. Тот, кто удостоверился о наступлении времени молитвы, либо предположил это, то ему дозволено молиться, независимо от того выяснил ли он это сославшись на убеждение, либо по призыву надежного муаззина, либо путем приложения личных усилий, либо посредством научных технологий.

2. Наличие малого/вудуъ/ и большого омовения/гъусль/

Аллах говорит в Коране:

﴿ يأيها الذين آمنوا إذا قمتم إلى الصلاة فاغسلوا وجوهكم ، وأيديكم إلى المرافق ، وامسحوا برؤوسكم وأرجلكم إلى الكعبين ، وإن كنتم جنبا فاطهروا ﴾

«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь». Сура «аль-Маида», 5:6.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ لا يقبل الله صلاة بغير طهور ، ولا صدقة من غلول ﴾ رواه الجماعة إلا البخاري .

«Аллах не примет молитву без омовения и милостыню из того, что было украдено из добычи[1]». Этот хадис передали Муслим 224, Абу Дауд 59, ат-Тирмизи 1, ан-Насаи 1/87, Ибн Маджах 271.

Что из одежды является обязательным, а что – желательным?

Обязательным является то, чтобы одежда прикрывала ‘аурат, даже если она плотно прилегает к телу так, что выделяется его очертание. Если одежда прозрачная до такой степени, что через неё видна кожа, и смотрящий (на нее) может различить какого она цвета - светлого или красного, то в такой одежде нельзя совершать молитву. Можно совершать молитву в одной одежде, как об этом было сказано в предыдущем хадисе от Саламы ибн аль-Аква’.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о совершении молитвы в одной одежде, на что он ответил:

﴿ أو لكلكم ثوبان ؟ ﴾ رواه مسلم ومالك وغيرهما

«Или у каждого из вас есть по две одежды?»Этот хадис передали Муслим 515, Малик 318 и другие (мухаддисы).

Желательно молиться в одежде, состоящей из двух или более частей, и по мере сил следует украшаться

Желательно облачиться в одежду, состоящую из двух частей, но если нет такой возможности, то будет достаточно, если он наденет то, что у него есть.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоим, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا صلى أحدكم فليلبس ثوبيه ، فإن الله أحق من تزين له ، فإن لم يكن له ثوبان فليتزر إذا صلى ، ولا يشتمل أحدكم في صلاته اشتمال اليهود ﴾ رواه الطبراني والبيهقي .

«Если кто-то из вас молится, то пусть наденет одежду, состоящую из двух частей, ибо поистине, Аллах более достоин того, чтобы вы принаряжались для Него. А если у него нет одежды (состоящей) из двух частей, то пусть он завернется в полотнище, и пусть никто из вас не заворачивается так, как заворачиваются иудеи». Этот хадис передали ат-Табарани и аль-Байхакъи 2/235.

‘Абду-р-Раззакъ (1385) передал, что как-то Убаййи ибн Ка’б и ‘Абдуллах ибн Мас’уд разошлись во мнениях. Убаййи сказал: «Молитва в одной одежде не считается макрухом (нежелательным)». Ибн Мас’уд сказал: «Это при недостатке в одежде». И ‘Умар, да будет доволен им Аллах, поднявшись на минбар сказал:«Слова Убаййа правильны, но и Ибн Мас’уд тоже не из тех, кто проявил нерадение к делу. Если Аллах увеличил вам дары, то и вы увеличьте. Человек может совмещать свои одежды, либо помолиться в изаре и плаще, или в изаре и рубахе, или в изаре и кафтане (халат), или в шароварах и плаще, или в шароварах и рубахе, или в шароварах и кафтане, или в шортах и кафтане или в шортах и рубахе».

(Передатчик этого хадиса сказал:) «И я думаю, что он сказал: “В шортах и плаще”».В версии аль-Бухари причина не упомянута.

Сообщается, что Бурайда сказал:

﴿ نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم أن يصلي الرجل في لحاف واحد لا يتوشح به ، ونهى أن يصلي الرجل في سراويل وليس عليه رداء ﴾ رواه أبو داود والبيهقي .

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мужчине молиться в одном покрывале (окутавшись в покрывало), которое не опоясано, а также запретил мужчине молиться в одних брюках, не надевая при этом плащ (накидку)». Этот хадис передали Абу Дауд 636 и аль-Байхакъи 2/236.[18]

Сообщается, что приступая к молитве, аль-Хасан ибн ‘Али, да будет Аллах доволен ими обоими, надевал свою лучшую одежду. Его спросили об этом, и он сказал:

﴿ إن الله جميل يحب الجمال فأتجمل لربي ، وهو يقول : ( خذوا زينتكم عند كل مسجد ) ﴾.

«Поистине, Аллах красив и (Он) любит красоту, поэтому я принаряжаюсь для своего Господа, и (ведь) Он говорит: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети».

Как определить направление къиблы?

У каждой страны есть свои особенности, по которым определяют къиблу. К ним относятся михрабы, которые установлены мусульманами в мечетях, и компас.

Описание молитвы

От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переданы хадисы, объясняющие как совершать молитву и ее описание. Мы ограничимся, приводя два хадиса: первый о его поступке и второй о его высказывании.

1) Передают со слов ‘Абдуллы ибн Гъанама:

﴿ أن أبا مالك الاشعري جمع قومه فقال : يا معشر الاشعريين اجتمعوا واجمعوا نساءكم وأبناءكم أعلمكم صلاة النبي صلى الله عليه وسلم التي كان يصلي لنا بالمدينة فاجتمعوا وجمعوا نساءهم وأبناءهم ، فتوضأ وأراهم كيف يتوضأ . فأحصى الوضوء إلى أماكنه حتى أفاء الفئ وانكسر الظل قام فأذن . فصف الرجال في أدنى الصف ، وصف الولدان خلفهم . وصف النساء خلف الولدان ، ثم أقام الصلاة ، فتقدم فرفع يديه فكبر ، فقرأ بفاتحة الكتاب وسورة يسرها . ثم كبر فركع فقال : سبحان الله وبحمده ثلاث مرات ، ثم قال : سمع الله لمن حمده واستوى قائما ، ثم كبر وخر ساجدا ، ثم كبر فرفع رأسه ، ثم كبر فسجد ، ثم كبر فانتهض قائما . فكان تكبيرة في أول ركعة ست تكبيرات . وكبر حين قام إلى الركعة الثانية . فلما قضى صلاته ، أقبل إلى قومه بوجهه فقال : احفظوا تكبيري وتعلموا ركوعي وسجودي ، فإنها صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم التي كان يصلي لنا كذا الساعة من النهار ، ثم إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لما قضى صلاته أقبل إلى الناس بوجهه فقال ( يا أيها الناس اسمعوا واعقلوا ، واعلموا أن الله عز وجل عبادا ليسوا بأنبياء ولا شهداء ، يغبطهم الانبياء والشهداء على مجالسهم وقربهم من الله ، فجاء رجل من الاعراب من قاصية الناس وألوى بيده إلى نبي الله صلى الله عليه وسلم فقال : يا نبي الله . ناس من الناس ليسوا بأنبياء ولا شهداء ، يغبطهم الانبياء والشهداء على مجالسهم وقربهم من الله ؟ انعتهم لنا فسر وجه النبي صلى الله عليه وسلم لسؤال الاعرابي ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : وهم ناس من أفياء الناس ونوازع القبائل ، لم تصل بينهم أرحام متقاربة ، تحابوا في الله وتصافوا ، يضع الله لهم يوم القيامة منابر من نور فيجلسهم عليها ، فيجعل وجوههم نورا ، وثيابهم نورا ، يفزع الناس يوم القيامة ولا يفزعون ، وهم أولياء الله الذين لا خوف عليهم ولا هم يحزنون ﴾ رواه أحمد وأبو يعلى بإسناد حسن ، والحاكم وقال : صحيح الاسناد .

«(Однажды) Абу Малик аль-Аш’ари собрал людей своего племени и сказал:

“O племя Аш’ари, соберитесь вместе, и соберите своих женщин и детей, чтобы я научил вас молитве, которую посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами в Медине”. И они собрались и собрали своих женщин и детей. И он (Абу Муса) совершил омовение и показал им, как он это делает, и довел его до конца, пока солнце пройдет зенит и появится тень, а затем он сделал азан. Он поставил мужчин в ряд, который был ближе к нему, детей в ряд позади мужчин, а женщин поставил в ряд позади детей и затем сделал икъаму.

И он начал молитву подняв руки, и (затем) произнёс такбир. Затем он тихо (про себя) прочитал суру «Открывающая писание»/Аль-Фатиха/ и другую суру. После этого он произнес такбир/Аллаху акбар/ и совершив поясной поклон три раза сказал: «Слава Аллаху и хвала Ему»/Субханаллахи ва бихамдихи/. Зтем он выпрямился и сказал: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его» /Сами’а-л-Лаху лиман хамидах/. Затем произнося такбир он совершил земной поклон. Он произнес такбир, поднял голову (и сел). Повторив такбир и снова совершив земной поклон, после которого он опять произнёс такбир и (затем он) встал. В первом рак’ате он произнёс шесть такбиров и сделал тоже самое, когда стоял во время второго рак’aта. Закончив молитву, он повернулся лицом к людям и сказал: “Запомните количество такбиров и выучите поясные и земные поклоны (которые я совершил), поскольку именно так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву с нами в это время дня. Затем, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он повернулся к людям и сказал: “O люди, слушайте и внимайте, и знайте, что у Аллаха Великого и Всемогущего есть рабы, которые не являются ни пророками, ни мучениками, но пророки и мученики позавидуют им за их близость к Аллаху”. И тогда один бедуин вышел вперед и сказал: “O пророк Аллаха, (это) люди из числа людей не являющиеся ни пророками ни шахидами, и им позавидуют пророки и шахиды из-за их близости к Аллаху? Опиши их нам!” И на лице пророка, да благословит его Аллах и приветствует, виднелась радость от просьбы бедуина и он сказал: “Они из разных народов и племен, которые не имеют между собой никаких родственных связей. Они любят друг друга только ради Аллаха и в День воскресения, Аллах дарует им минбары (возвышения) из света, на которых они будут восседать. Их лица будут излучать свет, и их одежда будет излучать свет. Люди будут напуганы в День воскресения, но им не будет ведом страх. Они угодники Аллаха, которые не испытают страха и не будут они опечалены». Этот хадис передали Ахмад 5/343, Абу Йа’ля 6110 с хорошей цепью и аль-Хаким 4/188, который сказал: «Иснад хадиса достоверный».[23]

2) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

﴿ دخل رجل المسجد فصلى ، ثم جاء إلى النبي صلى الله عليه وسلم يسلم . فرد عليه السلام وقال : ( إرجع فصل فإنك لم تصل ) فرجع ، ففعل ذلك ثلاث مرات . قال فقال : والذي بعثك بالحق ما أحسن غير هذا فعلمني ، قال : ( إذا قمت إلى الصلاة فكبر ثم اقرأ ما تيسر معك من القرآن ، ثم اركع حتى تطمئن راكعا ثم ارفع حتى تعتدل قائما ، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ، ثم ارفع حتى تطمئن جالسا ، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا ، ثم افعل ذلك في صلاتك كلها ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم .

«(Однажды) один человек зашёл в мечеть и совершил молитву. После того, (как он закончил молитву) он подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует и поприветствовал его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие и сказал: “Вернись и помолись (заново), так как ты не совершил молитву”. Это повторилось три раза.

(Абу Хурайра) сказал: «И тот человек сказал: “Клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, я не умею молиться лучше этого, так научи же меня”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Когда ты становишься на молитву, произнеси “такбир”/Аллах Велик/ и затем читай то, что ты можешь из Корана. Затем соверши поясной поклон, пока не успокоишься (в поясном поклоне) и затем возвращайся в исходное положение, пока не станешь прямо. Затем соверши земной поклон, пока ты не достигнешь спокойствия в нем, а потом подними голову и садись и успокойся сидя. Затем опять соверши земной поклон (и оставайся в таком положении) пока не достигнешь спокойствия. И далее поступай так в течение всей молитвы”». Этот хадис передали аль-Бухари 757, Муслим 397, Абу Дауд 856, ан-Насаи 2/124, ат-Тирмизи 303, Ибн Маджах 1060, Ахмад 2/437 и известен как «Хадис нерадивца в молитве».

Это совокупность того, что дошло до нас из того что описывает молитву посланника, будь то в виде действий или высказываний. Далее мы постараемся провести различие между предписаниями молитвы и её Сунан.

[1] То есть украденное из военной добычи до того, как ее распределят между участниками сражения. Прим. пер.

[2] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 159, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3002, «аль-Ирваъ» 280.

[3] Этот хадис передали аль-Бухари 306, Абу Дауд 283, ан-Насаи 366.

[4] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, а Шу’айб аль-Арнаут назвал его иснад сильным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 1/180, «Муснад» 20958.

[5] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 352, «Муснад» 27444.

[6] Ан-Навави в «аль-Маджму’» 2/179, 3/132, 156 сказал: «Его иснад достоверный». Шейх аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 605, «Ирваъ» 284.

[7] «’Аурат» – на языке арабов означает незащищенное место, после чего это слово стало термином Фикха, и означает место на теле, которое следует прикрыть. Прим. пер.

[8] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «аль-Ирваъ» 268.

[9] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 4157.

[10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 5/111, «Ирваъ» 1/297-298.

[11] Сура «ан-Нур», 24:31.

[12] Носить химар – значит прикрывать голову. Прим. Пер.

[13] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 596, «Сахих аль-Джами’» 7383.

[14] Имамы установили, что этот хадис является достоверным, поскольку это не является высказыванием Умм Саламы а восходит к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.

[15] Маукъуф (прерванный) – сообщение, цепочка рассказчиков которого восходит до сподвижника Пророка Мухаммада. Поскольку все сподвижники пророка Мухаммада заслуживают доверия, прерванные хадисы имеют юридическую силу. Прим. пер.

[16] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 126, «аль-Мишкат» 763.

[17] Шейх аль-Албани сказал: «Так этот хадис без тахриджа и разъяснения привел автор. Его передали ‘Абду-р-Раззакъ в «аль-Мусаннафе» 3/128 и Ибн Абу Шейба 2/224 по пути передачи от Макхуля, от тех, кто спрашивал ‘Аишу о том … и т.д. Я говорю: Передатчики этого хадиса достойные доверия, однако между Макхулем и ‘Аишей есть передатчик имя которого не названо”». И далее шейх аль-Албани привел другие хадисы, которые подтверждают достоверность этого хадиса. См. «Тамамуль-минна» 1/161-162.

[18] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 594, «Сахих аль-Джами’» 6830.

[19] Сутра – любой предмет, которым огораживают место молитвы на открытом месте или в мечети. Прим. пер.

[20] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-Да’ифа» 2538.

[21] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 5584

[22] Имеется в виду сподвижники пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.

[23] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис слабым из-за передатчика по имени Шахр ибн Хаушаб у которого была плохая память. См. «Тамамуль-минна» 1/166, «Муснад» 22957.

Обязательные условия молитвы

Молитве должны предшествовать определенные условия, которые должны быть соблюдены молящимся человеком. При отсутствии одного из этих условий молитва считается не правильной, и эти условия следующие:

Наши рекомендации