III. Беседа об истории создания сувенира.
История развития сувенира уходит корнями в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял ее сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала, — глины, дерева, металла. Таким образом сувенир с самого начала своего существования играл роль знака, символа. Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме жизненно важную информацию, и сувенир являлся родовой памятью, связывающей членов рода, семьи.
В начале XIX в. сувенир, получивший широкое распространение, приобретает иное значение. В тот романтический век медальон, хранящий частицу идеала, служил как бы связью между ним и человеком.
В настоящее время сувениры распространены не менее широко. Современные средства связи, радио и особенно телевидение намного ускоряют темп жизни, делают человека очевидцем, а следовательно и соучастником многих событий. Памятный значок, вымпел, медаль, какой-то небольшой предмет, приуроченный к событию, свидетелем которого мы были, фиксирует его в нашем сознании.
За последние годы в нашей стране и за рубежом получил большое развитие туризм. Проводится много различных мероприятий. Советские спортсмены активно участвуют в спартакиадах и олимпиадах. Расширились культурные связи: деятели искусств стали чаще выезжать на гастроли за рубеж и приглашать к себе гостей, организуются фестивали, месячники и декады национального искусства. Чаще стали проходить научные конференции и международные конгрессы. Все это способствует распространению производства сувениров.
Сувенир (от французского слова souvenir — подарок на память) — памятный предмет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке) или с каким-либо памятным событием. В большинстве случаев это изделия декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности.
К сувенирам относят изделия с четко определенными признаками — оригинальные, художественно оформленные в традиционном для республики (края, области) стиле, отображающие национальные или местные особенности, выдающиеся события, памятные даты, достижения отечественной науки, культуры, искусства, спорта. Тем самым сувениры выполняют познавательную роль, способствуют взаимопониманию, духовному обогащению и сближению людей и народов, отражая жизнь и культуру страны, которую они представляют.
Одна из разновидностей сувенира — памятные подарки, связанные со значительными событиями нашей жизни: рождением ребенка, серебряной или золотой свадьбой, новосельем, получением аттестата зрелости и т. д.
С развитием промышленного производства сувениров массовыми тиражами произошло разделение понятий «подарочное изделие» и «сувенирное изделие». Если любой сувенир, изготовленный промышленным предприятием или предприятием народного художественного промысла, может служить подарком, то подарочное изделие, не обладающее способностью вызывать общезначимые, понятные всем памятные ассоциации, не может считаться сувениром, так как не выполняет его основной функции.
Одновременно произошло разделение понятий «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда его образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно было приобретено (город, село, область, край, республика), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов всегда являются сувенирами. А декоративные изделия (вазы, коробочки, настенные украшения и др.), выполненные художниками декоративно-прикладного искусства или промышленными предприятиями по проектам художников, смогут считаться сувенирами лишь при наличии в их художественном образе ассоциативного памятного начала.
IV. Практическая работа
Если вы давно мечтали слепить из пластики собственного Микки Мауса, столь популярного диснеевского персонажа, то эта пошаговая инструкция для Вас. Инструкция очень проста, Вам нужно будет только точно соблюдать пропорции. Для этого сразу приготовьте линейку.
Начнем?
Необходимые материалы: o пластики: желтая, черная, бежевая, белая, розовая, o форма - сердце, форма-круг, o булавки (не английские) Перед тем, как начать лепить диснеевские персонажи, обратите, пожалуйста, внимание на следующие формы: | |||
1. Ботинки: скатайте два шарика 1,9 см длиной каждый, придайте им форму яйца. Соедините их вместе. Теперь раскатайте шарики (желтая пластика) по 0,6 см и соедините их с каждым ботинком. | 2. Ноги:Раскатайте "колбасу" из черной пластики толщиной 0,6 см, длиной 2,2 см. Разрежьте ее пополам, вставьте в каждую по булавке, и, соедините ногу в лодыжке. | ||
3. Шорты:Скатайте шарик 2,2 см красной пластики, "снимите" ножом (лезвием) 0,3 см сверху. Слепите 2 шарика красной пластики по 1,1 см, сдавите до 0,6 см толщиной, прищипните края, и, присоедините к первому шарику. Разгладьте швы. Раскатайте маленькие кусочки белой пластики, придайте форму плоского овала по 0,15 мм, и соедините с шортами впереди и сзади, как показано на рисунке. "Посадите" шорты на булавки. | 4. Грудь: Скатайте шар из черной пластики толщиной 1,4 см, сформируйте конус. Слегка сдавите то место, куда грудь будет крепиться к шортам. Также, немного "сплющите" саму грудь. Закруглите верх и вставьте булавку. | ||
5. Руки: Скатайте 2 клинообразных фигуры из черной пластики по 0,6 см толщиной. Присоедините к "плечам" Микки, вставьте булавки в кисти (в концы рук). | 6. Перчатки:Сформируйте шар из белой пластики 1,3 см, придайте форму перчатки с 4-мя пальцами.Облегчите себе задачу: нарисуйте перчатку нужной длины на бумаге, приложив вырезанную "модель" к пластике, вырежьте ножом по контуру.. | ||
7.Сдавив 2 шарика белой пластики по 0,6 см до толщины 0,3 см, присоедините к руке (к булавке), затем и перчатки | 8. Голова:Скатайте шарик 2,6 см толщиной из черной пластики. Формой вырежьте сердце из бежевой пластики, сдавите до 0,2 см толщиной, присоедините к черному шарику. | ||
9.Скатайте шарик бежевой пластики в 1,1 см, растяните его до формы конуса длиной 3,4 см. Сдавите сначала нижний конец сердца, а затем, и, низ конуса. Прищипните, придав треугольную форму, пригладьте. | 10. Рот: Скатайте шарик из бежевой пластики 1 см. "Сплюсните" с одной стороны (этой стороной нужно будет присоединить) - это нос, присоедините к лицу, как показано на рисунке. Разгладьте швы. | ||
11. Используйте иголку, чтобы прочертить рот Микки. Прорисуйте маленькое "V" в конце рта. Сгладьте слишком резкие черты. Из 0,3 см розовой пластики слепите язык. Очень аккуратно (используйте иголку) вставьте язык в центр рта. | 12. Глаза: Скатайте шарики белой пластики 0,5 см, "сплюсните" их, придав форму овала. Соедините, отступив от рта 0,2 см. Два плоских шарика черной пластики, по 0,2 см, дополнят белые овалы глаз. Нос:Скатайте шарик 0,5 см черной пластики, присоедините к лицу Микки (носик должен быть немного вздернутым). Уши: Раскатайте не слишком тонко пластику черного цвета, вырежьте 2 круга по 0,6 см, присоедините к Микки. 13. Запечь в духовке при температуре 1300 | ||
V. Итоги занятия.
Проверить выполненную работу.
Домашнее задание закончить работу.
Урок 21-24