Тайминг комического выступления
Я… пауза…черт…Я хотел бы… пауза… упс… я хотел бы обсудить вопрос, который я ду… пауза? … маю… вот дерьмо… Я бы хотел обсудить одну сторону комедии, которую, я не думаю, что вообще можно по существу обсудить – тайминг. Как определениям любви, счастью, суши, таймингу не хватает анализа. Было много попыток дать ему определение, но большинство были тщетными. Много лет назад в книге «Как стать комедийным актером и получать удовольствие и прибыль» (LaufKingPublishers, StudioCity, CA, 1972) Гарри Кинг и Ли Лоджер написали: «Тайминг – это знать, когда прекратить говорить в середине номера, чтобы дать публике время подумать и подготовиться к смеху». Не совсем определение, но отличный совет.
Единственное, что верное для комического тайминга – это важно, чтобы было смешно. И вот почему мы собираемся это обсудить, - не потому, что это нужно по существу вопроса, а потому что это полезно для работы.
Когда обсуждается такой субъективный вопрос, как тайминг, я открыл, что очень полезно начинать с рассказа:
Несколько лет назад я изучал нейро-лингвистическое программирование (НЛП) с его сооснователем Джоном Гриндером и соразработчикомДжуди Делозье. Зная, что НЛП - заумный предмет, Джон и Джуди хотели, чтобы все вовлекли в процесс обучения и свои тела, поэтому они предложили провести урок африканских танцев с барабанами.
Я довольно много танцевал, однако африканские танцы были для меня в новинку. Я быстро понял, что волнообразные движения, уникальные ритмы и импровизация в смене шагов не являлся стилем, присущим белому человеку.
Чувствуя себя довольно подавленным, я подошел к руководителю ТитосуСампе и попросил его помочь. Он сказал: «Вы считаете и стараетесь сделать движения правильно, так?» Я ответил: «Да». Титос рассмеялся и сказал: «Прекратите. Смотрите на ведущего танцора и станьте барабаном». Я удивился: «Стать барабаном? Стать барабаном? Американцы начинают танцевать, когда начинает играть оркестр, и мы прекращаем танцевать, когда он прекращает играть. Стать барабаном?» Титос уточнил: «Почувствуйте барабан в груди, двигайтесь, как двигается барабан, и у вас получится намноголучше».
Я попробовал. Было странно, но сработало. Чувствуя ритмы барабана в груди, я смог найти незнакомые африканские движения в своем теле. Я был поражен эффективностью превращения в барабан.
После нескольких месяцев обучения африканским танцам, я уже справлялся, я решил, что хочу немного постучать в барабаны. Стучать в барабаны намного сложнее, чем танцевать. Научиться одному элементарному бою заняло у меня полчаса. Моя самая большая проблема была в том, что группа из трех барабанщиков постоянно меняли темп. В унисон они ускоряли или замедляли его без видимых причин. Я был совершенно сбит с толку. Такое впечатление, что рядом была барабанная муза, к которой они были подключены, а меня не было даже рядом с розеткой.
После того вечера с танцами и барабанным боем я спросил Титоса, что заставляло менять темп. «А, это», он ответил, «Мы следуем за танцорами». Я был поражен, «Подождите, подождите. Барабанщики следуют за танцорами? Но когда я был танцором, вы сказали мне почувствовать барабан в груди. И если танцор следуют за барабанщиками, а барабанщики следуют за танцорами, то нет главного!». Широко ухмыльнувшись, Титос изрек: «Точно. Теперь вы все поняли». Он рассмеялся и ушел.
Я стоял в ступоре, говоря самому себе: «Я понял что?». Потом меня осенило. Главного нет. И никогда не было. Мы все влияем друг на друга. Иногда мы – танцоры, иногда – барабанщики. В разное время мы ведем и ведомы. Это периодичность, когда мы влияем и когда находимся под влиянием.
Мое определение тайминга в комедии – это африканские танцы и барабаны. Зрители следуют за выступающим и выступающий следует за зрителями.У актера отсутствует определенный тайминг, он создает тайминг спонтанно, в зависимости от того, как на него влияет публика. Вы не можете выстроить тайминг заранее, это творческий процесс, происходящий в настоящее время.
Это проливает больше света на принцип высокой важности взаимоотношения со зрителями. Если вы концентрируетесь только на передаче материала, как вы репетировали, ваш тайминг будет основан только на попытке повторить отрепетированный материал, а не на том, как вы влияете на публику и как она влияет на вас в настоящий момент. В каждом шоу свой собственный тайминг, потому что у каждого шоу своя собственная публика.
Вот почему комедийные актеры не любят анализировать свою способность быть смешным. Самый важный компонент - это феномен, который нельзя описать словами. Это как вкус клубники. Я могу описывать его хоть до конца жизни, но это не поможет вам понять его. Единственный способ понять, какой вкус у клубники, это попробовать ее. И единственный способ понять, что такое тайминг, пройти это на своем собственном опыте. Великие комедийные актеры применяют тайминг, но они не могут его описать в сколько-нибудь осмысленном виде, потому что каждый раз тайминг разный. И хотя я верю, что таймингу можно обучиться, научить ему нельзя. Единственный способ – научиться методом проб и ошибок. Если у вас уже есть навык тайминга, значит, вы прошли через пробы и ошибки еще в детстве.
Цель моей дискуссии – просто объяснить, что комический тайминг возникает в тот момент, когда информация возвращается к вам от каждого зрителя в зале. Нет нужды обсуждать или даже задумываться о комическомтайминге заранее, но он появится, если вы будете танцевать с вашими зрителями.