Роль рассказчика: восприятие событий в качестве человека, не участвующего в них, или наблюдателя
В роли рассказчика комедийный актер напрямую не вовлечен в историю, представленную в шутке, однако наблюдает за ней, отчитывается, говорит о ней или выступает в роли рассказчика. Это наиболее часто встречающийся подход к представлению шутки. Например, следующая шутка представлена полностью из роли рассказчика.
Прошлым вечером я говорил со своим другом Бобом и упомянул, что недавно я сидел возле знака остановки, и эта машина врезалась в меня сзади. Он спросил, был ли я ранен, на что я ответил, что не могу сказать, пока не поговорю со своим адвокатом.
Когда комедийный актер обращается к какому–то событию в шутке в форме рассказа, а не в форме игры, он говорит об этом из роли рассказчика.
Роль «Я»: восприятие событий в качестве участника
В роли «Я» комедийный актер вовлечен в ситуацию, которая проигрывается так, как будто происходит в данный момент. Так как публика хочет быть вовлеченной в процесс вместе с актером, намного интересней участвовать в том, что происходит сейчас, нежели просто слушать описание событий. Вот та же шутка, но с позиции рассказчика и «Я».
Рассказчик:Прошлым вечером я говорил со своим другом Бобом и упомянул
«Я»: «Недавно я сидел возле знака остановки и этот пареньнаехал на меня».
Рассказчик: Боб спросил, был ли я ранен, на что я ответил,
«Я»: «Не могу сказать, пока не поговорю со своим адвокатом.
Можно не увидеть разницу между ролью рассказчика и ролью «Я», так как обе роли – это вы. Но помните, когда вы выступаете в роли рассказчика, вы объясняете, утверждаете, делаете наблюдение или говорите о том, в чем вы в данный момент не участвуете. Когда вы выступаете в роли «Я», вы участвуете или воспроизводите ситуацию так, как если б она происходила с вами в данный момент.
Роль персонажа: восприятие событий от лица кого-то или чего-то другого
Роль персонажа – это кто-либо или что-либо, от чьего лица может выступать актер. Это и люди, пародии, животные, предметы и нематериальные явления, такие, как эмоции. Вот вариация этой же шутки с участием персонажа.
Рассказчик:Прошлым вечером я говорил со своим другом Бобом и упомянул
«Я»: «Недавно я сидел возле знака остановки и этот пареньнаехал на меня».
Персонаж:«Ты был ранен?»
«Я»: «Не могу сказать, пока не поговорю со своим адвокатом.
На мой взгляд, такую шутку гораздо интересней представлять, так как происходит разговор, в который вовлекается публика в зале.
На моих занятиях я заставлял студентов наполнить сцену целым отрядомперсонажей, воссоздавая целые семьи, деловые совещания, вечеринки. Фактически один студент проигрывал несколько ролей в голове. Это развивало актерские способности и давало знание, как удерживать четкие различия между персонажами, чтобы зрители могли проследить такую сложную сцену. Это того стоит, потому что делает комедийное шоу намного интересней.
Упражнения
Как актер использует роли персонажей – это вопрос стиля. Все их используют, понимают они это или нет. Актеры – наблюдатели, в основном, выступают от лица рассказчика, актеры, ориентированные на персонаж, погружаются в огромное разнообразие ролей. Некоторые комики применяют в той или иной форме все три вида ролей. Как вы объединяете их, это ваше дело.
Чтобы помочь вам понять, как применять три основных вида ролей в комедийном шоу, я разработал упражнение, в котором приведен спор и которое выполняется в четыре раунда. Во время выполнения упражнения вам будет полезно делать заметки. Возьмите чистый лист бумаги в дополнение к форме с упражнением (стр. 70). В первом раунде вы пройдете спор в роли «Я». Во втором раунде вы встанете на другую сторону в споре только в роли персонажа. В третьем раунде вы будете переключаться между ролями «Я» и персонажа. И в четвертом раунде вы примените все три роли, начиная с роли рассказчика, чтобы обозначить сцену, затем описывая спор и переключаясь изроли «Я» в роль персонажа и иногда возвращаясь в роль рассказчика, чтобы сделать некоторые ремарки.
Вот несколько рекомендаций к типу спора, который эффективен в данном упражнении (Обратите внимание, что эти советы можно применять только в этом упражнении).
· Это должен быть спор между вами в роли «Я» и другим взрослым человеком в роли персонажа (никаких животных, детей, героев мультфильмов и т.д.).
· Другой взрослый человек (персонаж) должен быть человеком, которого вы сможете изобразить. Так как во втором раунде изображать персонажей будете только вы, вы должны суметь стать тем человеком и действовать в споре от его или ее имени.
· Разговаривать друг с другом необходимо, стоя лицом к лицу (никаких телефонов).
· В споре должно быть несколько вопросов, чтобы можно было продолжать его в течение трех – четырех минут.
Это упражнение работает намного лучше, если основано на реальном споре, однако не обязательно, чтобы это был спор, в котором вы участвовали в реальной жизни. Не старайтесь восстановить его в точности, используйте только начало, чтобы вы получали удовольствие и позволили ему развиться так, как вы захотите. Это возможность сказать все то, что вы не решились сказать в настоящем споре.
Избегайте использовать тот спор, который еще свеж в памяти или последствия которого болезненны для вас. Это всего лишь упражнение, обучающее стандартной технике, а не психокомедии.
Следуя вышеприведенным рекомендациям, выберите тему спора. Если вы не понимаете роли рассказчика, «Я», персонажа, вернитесь к предыдущему разделу, пока вам не станет ясно. Оценкой того, что вы поняли, будет ваш выбор темы спора и готовность начать упражнение.
Раунд 1: только роль «Я»
В первом раунде вы становитесь в роль «Я», чтобы провести спор только в этой роли с воображаемым персонажем. Вот как это выглядит в постановке. «Я» стоит лицом к лицу с воображаемым персонажем, как в любом разговоре. Важно определить, где располагается публика, так как вы представляете это все для нее, что влияет на ваше размещение на сцене.
Чтобы определить основную информацию по сцене, ответьте на следующие вопросы:
Где стоит персонаж?
С кем вы спорите?
Во что одет персонаж?
Где происходит спор?
О чем спор?
Еще одно. Помните, что нужно слушать то, что вам говорит вымышленный персонаж. Когда вы выскажете свою мысль, перестаньте говорить, чтобы у персонажа было время для ответа. Вы удивитесь, как это будет менять направление спора.
Когда вы ответили на эти вопросы, вы готовы принять роль «я» и представить роль персонажа, начинается раунд 1. Если после трех – четырех минут спор приходит к естественной кульминации, завершайте его. Если спор заканчивается через минуту или меньше, вы должны выбрать другую тему спора с большим количеством вопросов, чтобы он продолжался несколько минут, и начните снова.
Закончив раунд, подумайте, что вы узнали и запишите важные для вас открытия. Затем переходите к раунду 2.