Техника «Если бы да кабы. Сожаление об упущенных возможностях»
Сначала опрос:
Что за выбор вызывает сомнения в правильности решения? Как долго длятся переживания об упущенных возможностях и насколько они интенсивны? Что это за переживания? В чем они выражаются? Какие проблемы создают в Вашей жизни?
Возможен выход за пределы ситуации-выяснение, на каких людей клиент взваливает свой груз переживаний, вызываемых сомнениями в правильности выбора и пр. Какие чувства, эмоции Вы испытываете сейчас, когда думаете «Если бы…» Где именно в теле находятся эти эмоции? Опишите их ощущение (цвет, размер, запах, структура, фактура). Оцените интенсивность переживаний, вызываемых сомнениями в правильности сделанного когда-то выбора по 10-бальной шкале.
Для ответа на каждый вопрос достается по 3-7 карт. В каждом случае психолог принимает решение о том, вслепую или в открытую доставать карты, в зависимости от истории и индивидуальных особенностей клиента.
1. Что хорошего Вы бы, возможно, получили, если бы… Чем иное поведение в прошлом было бы Вам выгодно? Чего Вы ожидали от представившейся возможности?
2. Что плохого произошло в Вашей жизни из-за упущенной возможности? Не что Вы не имели и не получили, не воспользовавшись шансом (см.1вопрос), а что в прежней жизни изменилось в худшую сторону именно из-за того, что Вы сделали иной выбор.
3. Что плохого могло бы произойти в вашей жизни, измениться к худшему, если бы Вы воспользовались шансом? Представьте неблагоприятный вариант развития ситуации.
4. Что хорошего произошло в Вашей жизни при осуществлении того выбора, который Вы сделали? Какие выгоды Вы получили, выбрав именно то, что Вывыбрали?
Оценка эффективности анализа:
Какие именно чувства, эмоции Вы испытываете сейчас, когда думаете «Если бы...»
Какие чувства, эмоции Вы испытываете сейчас, когда думаете «Если бы…» Где именно в теле находятся эти эмоции? Опишите их ощущение (цвет, размер, запах, структура, фактура). Оцените интенсивность переживаний, вызываемых сомнениями в правильности сделанного когда-то выбора по 10-бальной шкале.
Примечание: если изменение интенсивности переживаний не происходит, наблюдается стойкое сопротивление,- проводится работа по переформулированиюзапроса (почему так важны эти переживания, в какой сфере причина их стабильности и т.д. –поиск проблемного пространства)
Техника «Кто Я?»
Колода: Персона, Персонита, Миби (можно только туловище или только голову, или все вместе)
Я в прошлом | Я сегодня |
Я каким мне хотелось бы быть | Как мне к этому прийти? |
Техника «Я и моя карьера»
Упражнение «Мои шляпки»
Колода:«Степс (шляпки и туфельки)»
1 вариант.
Цель:определение главных ролей в жизни.
На столе (в открытую) лежат карты «Шляпки». Участникам необходимо выбрать 3 карты:
- 1 – я и моя профессия;
- 2-3 – роли, которые я выполняю.
Разбить участников семинара на тройки для обсуждения.
Задание:
1) Каждый участник выносит на обсуждение свой выбор. Обсуждаем в терминах «Шляпок»:
- какая новая/старая;
- какая шляпка необычная?
- какая модная/устаревшая;
- любимая/нелюбимая, терпимая?
- какую шляпку было легче выбрать?
- по мягкости/жесткости;
- по форме;
- по цвету;
- какая большая, а какая жмет?
- возможно, хозяин хочет поменять (купить новую) или трансформировать шляпку?
- шляпка малофункциональна или многофункциональная?
- Какие ощущения возникают у тебя, когда ты носишь эти шляпки?
- Эти шляпки по-прежнему служат твоим целям?
- Что другие люди о тебе думают, когда ты носишь эти шляпки?
- Когда ты купил их (шляпу)? Когда их сменишь?
- Выступи как шляпа – от первого лица. Например: "Привет! Я бальная шляпка, принадлежащая …..".
* Разговаривать на языке «Шляпок» очень сложно! Нам все время хочется лезть в интерпретации. Но мы должны помнить: в центре стоит клиент, а не мы!
2). Обсуждение в группе.
Выводы по упражнению:
1. Смотрим на диагностику. Та шляпка, которая самая нелюбимая, жмет – за этим много скрывается.
2. Терапия: «проблемная шляпка» может быть трансформирована или куплена другая так, чтоб она радовала хозяйку.
2 вариант
Цель: осознание себя в системе отношений.
Я женщина |
Я девочка |
Я супруга |
Я мама |
Я дочь |
Я специалист |
Я наставник |
Я подруга |
Я какой меня никто не знает |
Я какой мне хотелось бы быть |
Я….? |
Задание:
1) Выбрать шляпки относительно тех ролей, которые мы выполняем по жизни.
2) Разложить на столе свои шляпки и объяснить свой выбор.
Вопросы терапевта:
- Скажи, какая из этих шляпок самая любимая?
- Есть ли та, которую ты терпеть не можешь?
- А какая шляпка тебе маловата или жмет? Неудобна? Что с ней можно было бы сделать, чтобы она была удобной?
- А может есть какая-то шляпа, которая валяется у тебя в шкафу и ты ее редко одеваешь? Почему ты достаешь ее редко?
- Есть ли среди этих шляпок, которую тебе подарили, а тебе она совершенно не нравится?
- А какую шляпку ты бы носила вместе с другой, чтобы чувствовать себя лучше?
- Хотелось бы тебе что-то сделать в отношении других шляпок?
- Если бы в коридоре стояла вешалка, в каком порядке ты бы развесила свои шляпки?
- Посмотри на свой выбор – ты можешь что-то поменять, если хочешь.
- Что тебе нужно чаще всего?
- Что нужно сделать, чтобы эта шляпа была на 1-ом месте? (если есть такой запрос).
- Как ты себя чувствуешь?
- Какую бы ты выбрала шляпу, чтобы чувствовать себя еще лучше?
3 вариант:
Цель: взгляд на себя, как профессионала.
Задание:
1) Выбрать шляпку, которая ассоциируется у вас с вашей работой-психолог.
2) Клиент выбирает шляпку, которая ассоциируется у него с собой как клиента относительно вас.
Техника «Моя профессия»
Колода:«Советчик и дерево»
Цель:профессиональное самоопределение.
На столе разложены (в открытую) карты. Участникам необходимо выбрать из колоды 1 карту, которая представляет человека в профессии.
Задание:
1) Письменно ответить на вопросы:
- На каком этапе развития находится это дерево?
- В каком состоянии его плоды?
- Какие корни у этого дерева?
- Каковы ресурсы, используемые деревом для созревания плодов?
- Кто покупает плоды этого дерева? Можно ли их купить на любом рынке или только в специальных местах?
- Что может сделать садовник, чтобы повысить качество дерева?
- Что является наилучшим удобрением для этого дерева?
2)Разбиться на тройки для обсуждения следующих вопросов по своей карте:
- Представить свое дерево (по ответам на вопросы, сформулированным выше).
- Выбрать из колоды еще 1 карту (дерево), которое вы бы хотели вырастить из того, что взяли. Вопросы:
- Какое дерево вы хотите вырастить? Как это сделать?
- Выберите карту-дорогу (колода «Послания и озарения»), которая позволит вам прийти к этому дереву. Что это за дорога и что надо сделать, чтобы пройти по этой дороге? Что за поворотом?
*Такую работу мы можем аналогично провести и в консультировании любой организации.
* Колода хорошо работает с проблемами: приемные семьи, вдовы и вдовцы, бизнес.
Мастер-класс
«Повседневные тайны отношений с…деньгами?»Мой первый опыт с деньгами Вспомните, как вы впервые получили свои первые деньги. Вспомните, как вы получили свои первые деньги? Инструкция: 1)-запишите одним предложением вывод, который вы извлекли из своего первого опыта. 2)-походите по территории (на полу расположены в открытую колоды:МИФ, Пути-дороги, слова из «Дерево, как образ человека» и почувствуйте «свою карту», возьмите ее. Она может быть созвучна с Вашим выводом или быть совсем противоположной (при помощи карт мы углубляем историю). 3)-обсуждаем в парах, тройках. 4)-выводы. Техника «Финансовые новости»Карты:«Из сундука прошлого». «Окна и двери». «Пути дороги». «Ох».«Приключения необычного человечка».
Рекомендуется для индивидуальной работы. Цель упражнения: осознание человеком истинных глубинных причин развития финансового кризиса в его жизни. Формирование нового взгляда на финансовые проблемы. Найти ключ к своему финансовому изобилию.
Это упражнение откроет вам новые грани вашего «Я», поможет проявить честность по отношению к себе, даст возможность осознать, что причина проблемы кроется в вас самих, а не в окружающих.
Инструкция:
1. Задайте себе вопрос: «Что мешает открытию моего денежного потока?»
2. Вслепую вытяните карту–ответ на свой вопрос.
3. Опишите как вы понимаете свой ответ.
4. Задайте себе вопрос: «Какие действия мне нужно сделать для того, что бы впустить изобилие в свою жизнь?»
5. Вытяните вслепую одну карту как ответ, опишите его.
6. Вслепую вытяните из колоды 3 карты (или сколько тянет рука), как ответ на вопрос: «Какие ресурсы мне нужны для финансового изобилия в моей жизни?»
7. Из колод «Приключения необычного человечка» вслепую вытяните карту-ответ на вопрос: «Какие качества мне нужно проявить для финансового изобилия в моей жизни?»
8. Выводы запишите в блокнот или ежедневник.
9. Сфотографируйте расклад.