Техника«Что он боится?» (3-6,5 лет)

Цель: диагностика и коррекция страхов.

Материалы: любая колода карт на выбор МОНСТРИКИ ЧУВСТВ, ИЗ СУНДУКА ПРОШЛОГО, ПЕРСОНИТА, САГА, МИФЫ и др. плюс колода ЭККО, бумага карандаши.

Психолог предлагает ребёнку послушать сказку, и помочь ему ее досказать и сделать для нее иллюстрацию из карт. Начинает рассказывать сказку о мальчике или девочке, или существе который жил в своём мире, но очень похожий на наш с машинами и городами, с детскими садами и магазинами…

«Жил(а) был(а) мальчик(девочка) существо(название) далее N,

Выбрать карту для N

каждое утро он ходил в детский сад вместе

(здесь психолог просит ребёнка помочь рассказать)________

Выбрать карту для того с кем ходит в сад(что бы ребенок не чувствовал себя одиноким когда будем выбирать страх)

Nнравилось ходить в садик?________N ходил в садик, а потом возвращался домой где были____________________

Выбрать карты тех кто был дома(чтобы ребенок чувствовал себя защищенным) и думал о том, что он сильно боится____________________

И вот здесь начинается коррекция….

Выбрать кату страха(экко для того чтобы конкретно не визуализировать ребёнку страх, что бы это проходило больше на уровне чувств)

Пусть ребенок кладет карты там, где сам считает нужным.

Варианты коррекции: 1. Пожалеть страх ….Все абсолютно все чего-то боятся и страх тоже (это принятие себя в страхе, снятие чувства вины).

Вопросы: Чего или кого боится страх? (можетне пройти). Если идет…выбрать карточку того чего боится страх. Что чувствует страх, когда это появляется? Каким он становится(маленьким, смешным, сморщенным, без движения и др.) Когда он такойN его жалко? Что чувствует N когда страху плохо? Что N хочется, чтобы со страхом случилось? Что можно сделать?

Вариант 2. Высмеять страх.Страх боится когда над ним смеются. Здесь возможно рисование. N становится сам волшебником, или находит волшебный предмет для того, что бы превратить страх во что-то смешное. Можно выбрать карту волшебного предмета. Можно придумать заклинание. Вопросы: Во что можно превратить страх? Что ему можно добавить?(смешныеуши, хвост поросёнка, глазки уменьшить до бусинок и др.

Вариант 3. Поиск союзников (защитников) в борьбе со страхом. Этот вариант возможно совмещать с другими. Предлагается посмотреть на те персонажи, которые лежат с начала сказки(скорее всего это будут родители и бабушки с дедушками).

Вопрос: Кто может выступить твоим помощником в борьбе со страхом? (Это тоже диагностично, к кому большее доверие) Им тоже можно найти волшебный предмет, который они будут использовать в борьбе или высмеивании страха.

В конце N может найти (директивно подложенный психологом) какой-то амулет, свиток, вещь которая будет означать награду и символизировать Смелость и победу.

Важно спросить как себя сейчас чувствует N? Радостно ли ему, чувствует ли он как проснулась в его теле смелость, какого она цвета, где она проснулась, можно заякорить это состояние.

Работа с картами Морена: (4-6,5 лет)

Проблематика: нарушения взаимоотношений в семье, сиблинговые взаимоотношения, свое собственное мироощущение в семье, в детском коллективе.

Техника«ЛИНЕЙКА ЭМОЦИЙ»

Цель: первичная диагностика, определение проблематики. Предложить ребенку выбрать 3-4 карты из набора Морена и проранжировать их по линейке эмоционального состояния: грустно – весело, приятно – неприятно, чувство обиды – чувство удовольствия и т.п. Далее предлагаем ребенку определить, какая карта больше тебе подходит:

- Что на ней происходит?

-О чем мечтает?

-Что не нравится?

- Что хочется изменить?

Исходя из такого опроса можно предложить ребёнку выбрать карту персонажа, с которым он ассоциирует себя.

Пусть ребёнок расскажет его историю, можно помочь вопросами:

Где живет? (у реки, за горой, в племени, и др..) С кем живет? Чем занимается? С кем дружит? Кто с ним дружит? С кем он не дружит? Кто с ним не дружит? Как не дружит? Какое у него настроение? Бывает ли плохое настроение, бывает ли ему плохо? Как плохо, грустно? Когда ему грустно, кому еще грустно, кому весело, кто этого не видит? Что можно, сделать что бы ему было весело? Что он сам может сделать, чтобы ему было весело? Кто может помочь ему найти радость? И тогда какое настроение станет у него?

По ходу вопросов и ответов могут доставаться новые карты. В конце так же можно заякорить хорошее чувство в теле.

Наши рекомендации