Изучение технологического процесса и ремонта электрических аппаратов
Цель работы : изучить и описать технологического процесса и ремонта электрических аппаратов.
При каждой техобслуживании или ремонте аппарат, прежде всего, должен быть отключен от сети и обязательно должны быть приняты меры, исключающие возможность ошибочной подачи на него напряжения.
Оперативное обслуживание электрических аппаратов проводится как перед вводом их в эксплуатацию, так и в его процессе, в сроки, указанные в эксплуатационной документации. Оно включает в себя регулярное проведение осмотров и периодический контроль значений параметров, характеризующих режим работы Анализ полученных данных позволяет сделать выводы об уровне работоспособности аппарата и необходимости различных видов техобслуживания или ремонта.
При проведении осмотра аппарата и его техническом обслуживании, аппарат очищают от пыли, грязи и масла, проверяют надежность крепления к стене, панели или стенду, наличие и исправность заземляющих проводов. Контролируется правильное взаимное расположение деталей в аппарате и их взаимодействие. Если конструкция аппарата позволяет выполнить указанные операции без разборки, желательно также оценить износ контактов выработку осей, кулачков и других подвижных и неподвижных деталей. Техническое обслуживание обычно предусматривает и необходимую регулировку аппаратуры.
В состав технического обслуживания также включается профилактический контроль состояния изоляции, контактной системы и устройств охлаждения (если они предусмотрены конструкцией), смазка и уход за доступными вращающимися и трущимися узлами, опробование резервного оборудования и средств сигнализации.
Текущие ремонты предназначены для проверки состояния, исправления или замены ограниченного числа быстроизнашивающихся и относительно несложных в ремонте узлов и деталей. При текущем ремонте заменяют узлы и детали, изношенные или не соответствующие требованиям эксплуатации. Например, пружины, контакты и обгоревшие дугогасительные камеры следует заменять на новые (заводского изготовления), однако отдельные конструктивные детали могут изготовляться или ремонтироваться в собственных мастерских. В случае необходимости могут заменяться или перематываться катушки электромагнитов. Проводимые в ходе текущих ремонтов осмотры, измерения и испытания анализируются с целью уточнения перечня работ, подлежащих выполнению в ходе последующего планового капитального ремонта.
Капитальные ремонтыэлектрических аппаратов проводятся редко и лишь на стационарном, крупногабаритном, сложном и дорогостоящем оборудовании. Пришедшие в негодность или морально устаревшие маломощные стандартные аппараты обычно подлежат замене на новые, современные. Нецелесообразен и сложный ремонт при значительных повреждениях, устранение которых невозможно силами ремонтного цеха или мастерской.
Примерная периодичность осмотров, профилактик, техобслуживания и ремонтов аппаратуры представлена в табл. 5.1, продолжительности плановых межремонтных периодов для низковольтного оборудования при их двухсменной работе — в Приложении 7.
Таблица 5.1
Тип обслуживания | Рубильник | Предохранитель | Автоматический выключатель | Контактор | Магнитный пускатель |
Осмотр | 1мес. | 1 мес. | 1мсс. | 1 мес. | 1мес. |
Профилактика | 6 мес. | - | 6 мес. | - | - |
Техобслуживание | 6 мес. | 6 мес. | 6 мес. | 1 год | 1 год |
Плановопредупредительный ремонт | - | 3 года | - | - | |
Капитальный ремонт | - | 5 лет | 5 лет | 5 лет |
Одним их важнейших условий, обеспечивающих нормальную и надежную работу коммутационных аппаратов с подвижными контактами, является достаточная величина сжатия контактов, их состояние и чистота. Неплотное примыкание рабочих контактов и их сильное загрязнение приводят к перегреву контактов, что может при сильных перегревах вызвать даже приваривание их друг к другу. Нормальная величина сжатия зависит от типа аппарата и должна соответствовать его заводским данным, которые обычно приводятся в инструкции по эксплуатации. Усилия, приложенные к контактным группам нажимными пружинами, контролируются специальными проверочными динамометрами, закрепленными на подвижном контакте. Измеряются усилия, создаваемые пружиной при заданном расстоянии между контактами (рис. 13.1, а), и усилия, необходимые для разрыва контактов, находящихся в замкнутом состоянии (рис. 13.1, б). Стрелками указано направление внешнего усилия, прикладываемого к динамометру. Состояние контактных групп оценивается визуально.
Рис. 5.1. Измерение контактных нажатий.
Другим условием является хорошее состояние контактов и их поверхности. Нагар с контактов удаляют салфеткой, смоченной в бензине или другом растворителе. При обгорании контактов их чистят надфилем с мелкой насечкой, наждачной бумагой с мелким зерном или другими средствами. При уменьшении толщины контактов более чем на 0,5 мм их заменяют. Следует заметить, что чистить контакты абразивами нежелательно, а иногда и запрещено (контакты сложной формы, а также покрытые серебром или другими драгоценными металлами).
Для избежания потерь из-за простоев оборудования в случае отказа аппаратов на предприятиях необходимо иметь некоторый резерв запасных частей. В номенклатуру запасных частей входят все быстро изнашивающиеся части и детали, срок службы которых не превышает межремонтный период, сменные детали электрооборудования, лимитирующие производство, и крепежные детали, необходимые для ремонта.
Нормы хранения запасных частей на складе должны быть экономически обоснованы. Нормы расхода запасных частей для автоматических выключателей и магнитных пускателей приведены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Наименование запасных частей | Единица измерения | Норма | Число однотипных ремонтируемых единиц |
Для автоматических выключателей: | |||
Контакты подвижные и неподвижные | комплект | ||
Отключающие катушки | шт. | ||
Главные контакты | |||
Катушки минимального напряжения | — | ||
Для магнитных пускателей: | |||
Главные контакты | комплект | ||
Пружины | - | ||
Втягивающие катушки | шт. | ||
Искрогасительные камеры | _ | ||
Блок-контакты | - | ||
Нагревательные элементы | — | ||
Вспомогательные контакты | — |
Заметное влияние на безотказную работу аппаратов с механической коммутацией, их долговечность и надежность оказывает правильность регулировки хода подвижных контактов, так как это расстояние определяет параметры электрической дуги, возникающей при размыкании контактов и являющейся основным фактором износа и разрушения контактов.
Часто встречающиеся неисправности электрических машин
Виды неисправностей электрических машин и причины их появления рассмотрены здесь.
· Неисправность: при включении в сеть ротор (якорь) неподвижен.
Причина: на входных клеммах машины отсутствует напряжение, либо оно слишком мало.
Способ устранения: проверить питающую линию, устранить повреждение и обеспечить подачу номинального напряжения.
· Неисправность: при включении в сеть ротор неподвижен, сильное гудение, интенсивное нагревание.
Причина:
1) разрушен подшипник;
2) задевание ротора о статор;
3) заклинило вал рабочего механизма.
Способ устранения: отсоединить вал двигателя от вала механизма и вновь включить двигатель, если вал двигателя остается неподвижным, снять двигатель и отправить в ремонт.
· Неисправность: остановка работающего двигателя.
Причина:
1) прекращена подача напряжения;
2) сработала защита двигателя.
Способ устранения:
1) найти и устранить разрыв в питающей цепи;
2) выяснить причину срабатывания защиты (перегрузка двигателя, значительно изменилось напряжение в сети), устранить ее и включить двигатель.
· Неисправность: двигатель не достигает требуемой частоты вращения, сильно перегревается.
Причина:
1) двигатель перегружен;
2) подшипник вышел из строя.
Способ устранения:
1) устранить перегрузку;
2) заменить подшипник.
· Неисправность: двигатель сильно перегревается.
Причина:
1) двигатель перегружен;
2) повышено или понижено напряжение сети;
3) повышена температура окружающей среды;
4) нарушена вентиляция двигателя (засорились каналы подачи воздуха па вентилятор, загрязнена поверхность двигателя).
Способ устранения:
1) устранить перегрузку;
2) выяснить и устранить причину отклонения напряжения от номинального;
3) устранить причину и понизить температуру до допустимого значения.
4) очистить вентиляционные каналы подачи воздуха на вентилятор и устранить загрязнение поверхности двигателя;
· Неисправность: работа двигателя сопровождается сильным гудением, появился дым.
Причина: произошло замыкание витков некоторых катушек обмотки статора или короткое замыкание одной фазы.
Способ устранения: двигатель отправить в ремонт.
· Неисправность: сильная вибрация двигателя.
Причина: нарушилась балансировка вентиляторного колеса двигателя либо другого элемента, установленного на валу двигателя.
Способ устранения: устранить небаланс вентилятора либо другого элемента, установленного па валу двигателя.
· Неисправность: подшипник перегревается, в нем слышны шумы.
Причина:
1) подшипник и смазка в нем загрязнены;
2) подшипник изношен;
3) нарушена центровка валов двигателя и рабочей машины.
Способ устранения:
1) удалить из подшипника смазку, промыть его и заложить новую смазку;
2) заменить подшипник;
3) произвести центровку валов.
· Неисправность: двигатель не отключается от сети при нажатии кнопки «Стоп».
Причина: «залипли» контакты магнитного пускателя.
Способ устранения: отключить двигатель автоматическим выключателем и заменить магнитный пускатель.
· Неисправность: при включении в сеть двигатель работает неустойчиво.
Причина: силовые контакты магнитного пускателя не создают устойчивого соединения.
Способ устранения: заменить магнитный пускатель.
· Неисправность: разрушение лап машины в местах их присоединения к корпусу.
Причина:
1) очень сильная вибрация машины;
2) нарушение соосности сочлененных валов двигателя и рабочей машины.
Способ устранения:
1) определить несбалансированные вращающиеся элементы и выполнить их балансировку;
2) разъединить валы и восстановить их соосность.
· Неисправность: разрушение гнезд с резьбой в корпусе для крепления подшипниковых щитов.
Причина:
1) слишком сильная вибрация;
2) разрушен подшипник.
Способ устранения:
1) устранить причины, вызывающие такую вибрацию;
2) заменить подшипник.
· Неисправность: ослабление крепления подшипника в подшипниковом щите.
Причина:
1) слишком большая радиальная нагрузка на выходной конец вала, приведшая к износу места посадки подшипника в щите;
2) очень большая вибрация машины.
Способ устранения:
1) уменьшить радиальную нагрузку и заменить двигатель; применить двигатель другого типоразмера, способный без разрушения выдержать существующую радиальную нагрузку;
2) устранить причины сильной вибрации и заменить двигатель.