Разборка и определение неисправностей

Последовательность выполнения операций разборки в каждом случае зависит от конструкции трансформатора, подлежащего ре­монту. В ремонт поступают современные трансформаторы отече­ственного производства, отличающиеся по мощности и конструк­тивному исполнению, и трансформаторы выпуска прежних лет, а также выпускавшиеся в прошлом и поставляемые в настоящее время зарубежными фирмами, поэтому рекомендовать какую-либо единую технологическую последовательность выполнения операций разборки и ремонта всех поступающих трансформато­ров невозможно.

Перед разборкой проверяют комплектность поступившего в ремонт трансформатора (должны быть в наличии все сборочные единицы и детали, полагающиеся для данной конструкции), а также соединение его наружных частей, целостность сварочных швов и соединений, отсутствие течи масла из фланцевых соедине­ний арматуры с баком.

Первый этап разборки. Разборку начинают с демонтажа газового реле, термометра, расширителя, предохранительной трубы и других устройств и деталей, расположенных на крышке трансформатора.

Удалив реле, предохранительную трубу и расширитель, про­должают разборку, переходя к демонтажу крышки трансформато­ра, который проводят с соблюдением мер предосторожности, ис­ключающих повреждение фарфоровых деталей вводов обмоток ВН и НН. Болты, снятые со всего периметра крышки, вместе с надетыми на них шайбами и навернутыми на их резьбу гайками промывают, покрывают антикоррозионной смазкой и, уложив в ящики, хранят для повторного использования при сборке транс­форматора.

Освобожденную от болтов крышку стропят за подъемные рымы, навернутые на выступающие из крышки резьбовые концы подъемных шпилек, закрепленных на ярмовых балках верхнего ярма магнитопровода. Трансформаторы мощностью до 4UU кВ • А имеют обычно два подъемных рыма, большей мощности — четы­ре. Для подъема активной части применяют специальные приспо­собления и стропы, рассчитанные на массу поднимаемого груза и прошедшие необходимые испытания. При демонтаже радиаторов и других крупных деталей трансформатора наружной установки в качестве подъемного механизма применяют автокран.

При подъеме активной части трансформаторов с вводами, рас­положенными на стенках баков, вначале отсоединяют отводы и демонтируют вводы, а затем поднимают активную часть транс­форматора. Активную часть, поднятую из бака, устанавливают на прочном помосте из оструганных досок или на деревянных брусь­ях так, чтобы обеспечить ее устойчивое вертикальное положение и возможность осмотра, проверку и ремонт.

Продолжая разборку, отсоединяют отводы от вводов и пере­ключателя и проверяют состояние их изоляции, армировочных швов вводов и контактной системы переключателя (все замечен­ные неисправности фиксируют). Далее отвертывают рымы с вер­тикальных шпилек, снимают крышку, относят ее в сторону и ук­ладывают так, чтобы выступающие под крышкой засти не были
повреждены, вводы защищают от механических повреждений,
закрыв их жесткими цилиндрами из картона или обернув чистой
мешковиной.

Второй этап разборки, наиболее сложный и трудоемкий, — де­монтаж обмоток, основные операции которого выполняют в такой последовательности: удаляют вертикальные шпильки, отвертывают гайки стяжных болтов и снимают ярмовые балки магнитопровода, расшихтовывают верхнее ярмо магнитопровода, связывая и располагая пакеты пластин в порядке, при котором их будет удобнее укладывать при шихтовке верхнего ярма. Далее разбирают соединения обмоток, удаляют отводы, извлекают деревянные и картонные детали расклиновки обмоток ВН и НН и снимают обмотки со стер­жней вручную обмотки трансформатора мощностью до 63 кВ • А) или с помощью подъемного механизма (обмотки трансформаторов мощностью 100 кВ • А и выше) — вначале ВН, а затем НН.

После разборки трансформатора осматривают его внешнюю часть. При этом проверяют чистоту обмоток, обращая особое вни­мание на каналы между обмотками и магнитопроводом. Выявляют на ощупь места ослабления витков. В этих местах, как правило, поврежденной оказывается изоляция обмотки, обуглившаяся в ре­зультате межвитковых замыканий, невидимых с внешней сторо­ны. Проверяют внешним осмотром состояние изоляции, отсут­ствие деформаций и смещения обмоток или ее витков, наличие изоляционных прокладок, клиньев, распорок.

Практическая №3

Наши рекомендации