I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (время 5 мин.)

ПЛАН - КОНСПЕКТ

для проведения занятий по дисциплине « Пожарно-строевая подготовка »

со слушателями «Профессиональной подготовки пожарного ФПС МЧС России»

Тема 1.Назначение и задачи ПСП.Общие положения пожарно-строевой

подготовки.

Занятие: 1. Назначение и задачи ПСП. Правила охраны труда при проведении

занятий.

Цель занятия:

1) Изучить основные задачи пожарно-строевой подготовки.

2) Меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма.

Количество часов: 2 часа

Место проведения: Учебный класс

Метод проведения: Классно-групповой

Материальное обеспечение: Классная доска

Руководящие документы и литература:

1.Приказ МЧС РФ №630 от 31.12.02г. (Правила по охране труда в подразделениях МЧС России).

2.В.В. Теребнев и др., «Пожарно-строевая подготовка». – Москва.: Академия ГПС, Калан-Форт 2004г.

3.Наглядное учебно-методическое пособие, «Пожарно-строевая подготовка». Учебный центр ФПС по Красноярскому краю. Красноярск 2006г.

4.Нормативы по ПСП.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (время 5 мин.)

· Доклад дежурного;

· Проверка по списку;

· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов;

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 60 мин.

ВОПРОСЫ:

1. Назначение и задачи ПСП.

2. Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами.

3. Понятия об упражнениях, элементах и приёмах работы с пожарно-техническим оборудованием.

4. Нормативные требования

5. Меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма.

Назначение и задачи ПСП

Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой, оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны, направленных на повышение боеготовности пожарных подразделений.

Обучение пожарно-строевой подготовке состоит из первоначальной, боевой и специальной подготовки.

Задача первоначальной подготовки состоит в том, чтобы привить бойцам основные навыки в работе с пожарным вооружением и научить их выполнять свои обязанности по табелю боевого расчета и на службе в карауле в соответствии с требованиями уставов, наставлений и инструкций.

На основании расписания занятий, которое составляет начальник части, занятия планируются с учетом подготовленности личного состава, наличия ПТВ в части и средств пожаротушения на объекте, особенности охраняемого объекта, района обслуживания.

Темы программы первоначальной подготовки распределяют начальники караулов. Для проведения занятий по индивидуальному изучению разрешается привлекать командиров отделений и пожарных- отличников, имеющих навыки проведения занятий.

В период обучения пожарные выезжают на пожары, но не допускаются к работам на высотах, в сильно задымленных помещениях и непосредственно в районе очага пожара.

По окончании первоначальной подготовки от обучающихся принимаются зачеты по пройденной программе и технике безопасности комиссией, назначенной начальником части.

Результаты зачетов оформляются актом, и на основании этого акта начальник части издает приказ о допуске к работе лиц, прошедших первоначальную подготовку.

Боевая и психологическая подготовка обеспечивает высокую сознательность всего личного состава и постоянную боеготовность частей пожарной охраны.

Основными задачами боевой подготовки личного состава является:

-непрерывное совершенствование знаний и практических навыков по предупреждению пожаров и их тушению, бдительному несению службы и эксплуатации пожарной техники;

-тренировка четкости и слаженности работы отделений и караулов, правильное использование ими пожарной техники для тушения пожаров в любых условиях.

В соответствии с программой подготовки составляются учебные планы распределения времени на каждый год и расписание занятий на каждый месяц с указанием конкретной учебной цели: научить, тренировать и принять зачет. Предусмотренные программой темы разбиваются на упражнения, упражнения на отдельные элементы, а элементы на приемы.

2. Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами

Пожарно-строевая подготовка, являлась практической дисциплиной в боевой подготовке пожарных, находится в тесной взаимосвязи с другими теоретическими дисциплинами: пожарной тактикой, техникой, военно-физической подготовкой.

Пожарная тактика исследует процессы развития пожаров на различных объектах хозяйства, организацию тушения и принципы руководства боевой работой на пожарах, способы и приемы работы по спасению людей и ликвидации горения.

Пожарная техника изучает назначение, устройство, технические характеристики пожарного оборудования, правила эксплуатации и техники безопасности при работе с ними.

Личный состав после изучения этих дисциплин отрабатывает приемы работы с оборудованием, добивается слаженности выполнения упражнения в составе караула. Военно-физическая подготовка прививает строевые навыки, воспитывает физические качества, которые при организации занятий по ПСП в составе отделения и караула.

Пожарно-строевая подготовка на основе взаимосвязи с этими дисциплинами способствуют подготовке высококвалифицированных командиров, которые методически правильно обучать личный состав пожарных частей оснащенных современной пожарной техникой.

3. Понятия об упражнениях, элементах и приемах работы

с пожарно-техническим оборудованием

Под упражнением понимается сознательное, многократное выполнение определенных движений в целом, с целью овладения умениями и навыками при работе с пожарной техникой и оборудованием.

Цель упражнений- научить каждого бойца применять теоретические знания на практике. Общие требования к организации упражнений, соблюдение которых делает любое упражнение достаточно эффективным:

* сознательность обучаемых: прежде всего, необходимо понять, какое теоретическое положение лежит в основе данного упражнения, с какой целью выполняется то или иное действие, почему делают так, а не иначе;

* целеустремленность обучаемых, направленная к твердому овладению навыкам, стремление добиться хороших результатов;

* устойчивое внимание обучаемых в процессе выполнения упражнений;

* систематичность упражнений, их строгая последовательность (упражнения следует располагать в такой последовательности, при которой степень самостоятельности обучаемого постоянно возрастала бы, а его действия становились каждый раз более сложными);

* постоянная повторяемость упражнений, (важно периодически повторять упражнения, с целью предупреждения забывания приобретенного навыка);

* правильное распределение упражнений по времени (не следует каждое упражнение делать слишком длительным, лучше его повторить несколько раз, сочетая с другими видами упражнений).

Таким образом, выполнение упражнений сводится к механическому выполнению работы.

Прием - это техника работы, т.е. способ, которым целесообразно выполнять то или иное действие.

4. Нормативные требования

Общие положения

1.1. Нормативы по пожарно-строевой подготовке – это временные, количественные и качественные показатели выполнения отдельных задач, приемов и действий отдельными сотрудниками (работниками), отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями пожарной охраны с соблюдением последовательности (порядка), предусмотренной наставлениями, правилами, руководствами и инструкциями.

Отработка нормативов на занятиях и учениях способствуют совершенствованию приемов и способов действий личного состава в условиях ведения боевых действий на пожаре, овладению штатным пожарно-техническим вооружением и спасательным оборудованием, сокращению сроков приведения их в боевую готовность. Кроме того, нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава и подразделений.

1.2. Отработке нормативов личным составом должно предшествовать изучение штатного пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования, правил обращения и работы с ними, мер безопасности, требований соответствующих наставлений, правил, руководств и инструкций.

В ходе занятий личный состав вначале должен научиться правильно и качественно выполнять приемы (действия) по элементам в медленном темпе и только после этого переходить к отработке нормативов в целом.

1.3. При отработке (проверке выполнения) нормативов необходимо руководствоваться следующим:

1.3.1. Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований наставлений, правил, руководств и инструкций, в том числе мер безопасности.

Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования, средств защиты, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».

Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоровья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.

1.3.2. Средний и старший начальствующий состав подразделений отрабатывает и выполняет нормативы наравне со всем личным составом.

1.3.3. Время выполнения норматива сотрудником (работником), отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива.

1.3.4. Все нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезону. Начало выполнения норматива - поданная команда (сигнал тревоги), окончание - в порядке, изложенном в условиях норматива.

1.3.5. Условия и время на выполнение нормативов определены для личного состава до 30 лет и летнее время.

Упражнения с выдвижными лестницами и боевое развертывание нормировались на асфальтированном участке местности.

При определении оценки за выполнение норматива личным составом другой возрастной группы в других затрудняющих условиях необходимо вводить поправочные коэффициенты, значения которых умножать на исходное время, предусмотренное настоящими Нормативами. При одновременном действии нескольких затрудняющих факторов максимальное увеличение времени на выполнение норматива производится последовательным умножением исходного времени на соответствующие поправочные коэффициенты.

1.3.6. При выполнении нормативов личным составом в общевойсковом защитном комплекте и специальной защитной одежде (Л-1) исходное время увеличивается на 25%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено в средствах защиты.

1.3.7. При выполнении норматива на пожарных машинах с передним и боковым расположением всасывающего патрубка время на выполнение нормативов увеличивается на 2 секунды, с подачей воды - на 5 секунд, с подачей пены - на 7 секунд на каждый рукав рабочей и магистральной линий (по одной наиболее протяженной линии).

1.3.8. Перед выполнением нормативов по действиям у пожарной техники обучаемые (проверяемые) выстраиваются у машины с любой стороны в сторону передних колес (направляющий против оси заднего колеса), двигатель работает на малых оборотах, пожарно-техническое вооружение (спасательное оборудование) закреплено на своих местах, пожарные рукава уложены в скатках или в «гармошку», дверцы отсеков закрыты.

Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя, он должен быть предварительно прогрет (подготовлен) в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации и с учетом температуры окружающего воздуха (плюс 5°С и ниже).

1.3.9. При установке пожарной машины на водоисточник задняя рукавная катушка при необходимости предварительно снимается и убирается в сторону. Всасывающий патрубок насоса находится на расстоянии 3 м от пожарного гидранта, крышка гидранта открыта, колпачок стояка закрыт.

1.3.10. При выдвижении автомобильных лестниц на высоту 30 м и более последнее колено должно опираться на конструкцию здания.

1.3.11. Нормативы в подъеме по пожарным лестницам личный состав, не имеющий достаточных навыков работы, выполняет с помощью страхующих устройств (средств).

1.3.12. Нормативы с использованием электрооборудования выполняются в резиновых сапогах и перчатках.

1.3.13. При выполнении нормативов по боевому развертыванию позиция ствольщиков определяется на расстоянии равном длине проложенной рукавной линии (определяется до выполнения норматива), если в условиях не указано иное.

Результат фиксируется по пересечении линии позиции ствольщиком(ми) - по последнему, или по последней выполненной операции, или по появлению огнетушащего средства из ствола (ов) - по последнему, если условием или субъектом контроля не указано иное.

1.4. Нормативы по пожарно-строевой подготовке вводятся с 1 июля 1995 г.

1.5. Нормативами по пожарно-строевой подготовке, изданными ГУПО МВД СССР 30 декабря 1977 г. не руководствоваться.

Таблица 2.1.

Высота снежного покрова, см
КС 1.1* 1.2** 1.4 1.8 2.2 2.6 3.2 3.9 4.7 5.7

* В зимнее время года по асфальту без снега (льда).

** В зимнее время года по утрамбованному снегу.

Данные коэффициенты учитывают влияние низких температур.

2.2. Коэффициент (КТ), учитывающий влияние температуры окружающей среды.

Таблица 2.2

Температура, °С 0 – (+25) +30 +35 +45 +50
КТ 1.0 1.1 1.2 1.35 1.45

2.3 Коэффициент (КВ), учитывающий влияние возраста.

Таблица 2.3

Возрастные группы* до 30 от 30 до 35 от 35 до 40 от 40 до 45 от 45 до 50 более 50
КВ 1.0 1.1 1.3 1.4 1.5 1.8

* При выполнении норматива группой сотрудников (работников) различных возрастных групп, коэффициент принимается для среднего возраста обучаемых (проверяемых), выполнявших его.

2.4. Коэффициент (КУ), учитывающий влияние факторов выполнения упражнения.

Таблица 2.4

№ п/п Факторы выполнения нормативов КУ
1. Ночное время 1.6
2. Ночное время при лунном или уличном освещении 1.1
3. Летом, днем на грунтовом участке местности 1.1
4. С защитой органов дыхания в не задымленной атмосфере* 1.5
5. Для личного состава первого года службы (для индивидуальных нормативов) 1.1
6. Для нормативов с лестницами в зимних условиях 1.3

* Кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено в средствах защиты.

Требования безопасности при проведении занятий

по пожарно-строевой подготовке

Требования безопасности к сооружениям

Учебные башни

Учебные башни устанавливаются на специально оборудованной площадке подразделения.

- учебная башня четырехэтажная не менее чем на два ряда окон, фасадная плоскость обшитая досками, является рабочей; маршевые лестницы должны иметь перила;

- оборудоваться первичными средствами пожаротушения;

- площадка для проведения занятий со штурмовой и выдвижной лестницами должна быть ровной, без камней, мелких колющих и режущих предметов;

- учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из расчета одно устройство на один ряд окон по вертикали. Страхующее устройство ежегодно испытывается;

Перед рабочей стороной учебной башни в грунте должна устанавливаться предохранительная подушка толщиной не менее одного метра. Предохранительная подушка должна выступать за габариты башни не менее чем на 1 м. Она выполняется из смеси (1:1) песка и древесных опилок, насыпанных слоем) 5 м на основание толщиной 0,5 м из хвороста или иного пружинистого материала. Между хворостом и засыпкой делается прокладка. Во время занятий на учебной башне верхний слой предохранительной подушки должен быть взрыхлен. Обновление предохранительной подушки проводится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.

Огневые полосы психологической подготовки

Руководитель занятий обязан:

назначить ответственного за меры безопасности из лиц начсостава;

проинструктировать личный состав о порядке выполнения упражнений на снарядах; установить единый сигнал оповещения людей об опасности и определить пути отвода в безопасное место;

иметь медицинскую аптечку.

Для контроля за обстановкой и оказания экстренной помощи пострадавшим на боевых участках выставляется пост безопасности (пожарный со стволом), рукавная линия заполняется водой под рабочим напором.

Требования безопасности к типовой огневой полосе психологической подготовки

1.Запрещается наполнение неохлажденных емкостей и лотков снарядов нефтепродуктами.

2.Запрещается проведение занятий на огневых полосах психологической
подготовки в ночное время.

3. Розжиг ГЖ осуществляется спец. факелами длиной не менее 1 м.

Требования безопасности к боевой одежде и снаряжению

Боевая одежда должна обеспечивать безопасность и удобство работы пожарных в условиях высоких и низких температур, при работе личного состава подразде­лений ГПС на пожарах, а также защиту от воздействия воды и растворов. Боевая одежда, каска и спасательные пояса выдаются личному составу строго по размеру. Запрещается применять в боевом расчете каски без тульи и подбородочных ремней, боевую одежду, рукавицы, имеющие разрывы и другие повреждения, костюмы не имеющие соответствующего сертификата качества.

Перед началом занятий спасательные пояса и пожарные карабины подлежат осмотру. Спасательные пояса не должны иметь повреждений поясной ленты (над­рыв, порез и т.п.), нарушений целостности заклепок и отсутствия на них шайб, на­личие трещин и вмятин на поверхности блочков или хотя бы одного из них, разры­вов кожаной облицовки пояса. Карабины не должны иметь деформации, пружина должна обеспечивать закрытие замка.

Требования безопасности при работе с пожарными рукавами,

Требования безопасности при установке пожарного автомобиля

На водоисточник

Занятия по установке пожарного автомобиля на водоисточник проводятся с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

Установка пожарного автомобиля на гидрант:

- открывать крышку гидранта при помощи крюка сильным рывком вправо (влево) от себя и отбрасывать её на землю;

- напорно-всасывающий рукав водителю снимать только после того, как 4 (5) номер боевого расчета подойдет к насосу и будет подготовлен для открытия;

- пожарную колонку переносить к гидранту на левом предплечье;

- в зимнее время место отработки упражнения посыпать песком;

- соединительные головки рукавов не бросать на землю в целях избежания
деформации;

- упражнения выполнять в рукавицах;

- при закрывании крышки гидранта следует занять устойчивое положение, чтобы при падении крышка не нанесла травму ступням ног;

- колонку на стояк гидранта необходимо устанавливать осторожно,
центральный ключ открывать только после полного навертывания её на стояк,
чтобы избежать срыва колонки с резьбы давлением воды;

- проявлять внимательность при открывании отсеков и снятия ПТВ.

Установка пожарного автомобиля на открытый водоём:

- всасывающие рукава снимать из пеналов последовательно, обращая внимание на согласованность действий водителя, пожарного № 4 (5);

- отработку упражнения осуществлять в касках, рукавицах;

- в зимнее время место отработки посыпать песком;

- выбрать безопасное место работы, приемы и способы;

- проверить техническое состояние ПТВ;

- при опускании сетки в воду привязывать свободный конец веревки за любой предмет;

- при отработке упражнения незадействованный личный состав боевого расчета должен находиться на безопасном расстоянии;

- проявить внимательность при открывании отсеков пожарного автомобиля, на снятие и переноску ПТВ.

Требования безопасности при работе с пожарными лестницами

Упражнения с ручными пожарными лестницами и коленчатым подъемником проводятся с целью обучения пожарных правилам работы с лестницами и выработки у них навыков работы на высотах.

Упражнение с лестницей-палкой:

перед использованием на учебном занятии определить внешним осмотром пригодность к эксплуатации, лестница-палка не должна иметь трещин на тетивах, ступенях, ослабления крепления отдельных частей;

лестница-палка должна легко складываться; передвигаться по лестнице-палке только одному человеку;

лестницу-палку переносить так, чтобы передний конец был немного приподнят вверх, на большие расстояния переносить на плече;

устанавливать башмаками на твердое покрытие к стене под углом 75° к поверхности земли; при подъеме руки передвигать по ступеням или по тетивам.

Упражнение с выдвижной 3-х коленной лестницей:

- перед использованием необходимо проверить техническое состояние;

- лестница не должна иметь трещин на тетивах, ступенях, металлических деталях, ослабление креплений;

- механизм остановки, веревка и блоки не должны иметь повреждений и деформации;

- при снятии лестницы необходимо ставить лестницу в 1,5-2 м от стены (угол наклона 80-83°);

- при снятии лестницы с пожарного автомобиля 1 номер обязан принимать на прямые руки;

- выдвигать колена лестницы равномерно без рывков, не допуская накручивания верёвки на руки;

- держать лестницу при выдвижении за тетивы третьего колена;
поддерживать равновесие лестницы во время её выдвижения; подъем осуществлять после того, как крюки останова оперлись о ступеньку колена лестницы, лестница прислонена к башне и поддерживается за тетивы третьего колена вторым номером;

- руки передвигаются при подъеме первым номером за тетивы, при переходе на первое колено необходимо обхватывать ступени пальцами; выставить страховщика на 3 этаж учебной башни;

- перед проведением занятий взрыхлить предохранительную подушку;
переноску лестницы к автомобилю производить после её складывания;

- подъем по выдвинутой лестнице разрешается не более одного человека на каждое колено.

Упражнение со штурмовой лестницей:

- перед началом занятия необходимо осмотреть штурмовые лестницы (тетивы, ступеньки, крюк, стяжки);

- не допускается наличие трещин, неплотного соединения тетив со ступеньками;

- взрыхлить предохранительную подушку;

- проверить на прочность страхующие устройства и веревки;

- упражнения выполнять в касках, боевой одежде, проверить наружным осмотром пояса и карабины;

- выставить страховщиков на 2 этаже и около учебной башни (за пределами предохранительной подушки);

- завеска лестницы в выше расположенные этажи на полный крюк;

при выбросе крюк разворачивать на себя;

- при подъеме руки передвигать по ступенькам (по тетивам запрещается);

- в зимнее время площадку для проведения занятий посыпать песком;

- не допускается подъем - спуск более одного человека;

- не допускается подъем без применения страхующего устройства.

Упражнение «Комбинированный подъем со штурмовой лестницей по выдвижной лестнице»:

- при подъеме по выдвижной лестнице пожарный № 1 переносит штурмовую лестницу на правом плече;

- при завеске штурмовой лестницы в 4 этаж необходимо закрепиться карабином за ступеньку выдвижной лестницы;

перемещение рук при подъеме по штурмовой лестнице за ступени (по тетивам исключается).

Упражнение «Подвеска штурмовых лестниц «цепью»:

- для подвески в выше расположенные этажи штурмовых лестниц необходимо закрепляться карабином;

- перемещение рук при подъеме по ступенькам (по тетивам исключается);

- упражнение выполняется в боевой одежде, касках, со страхующей веревкой.

Упражнение «Подъем по автолестнице»:

- перед началом занятия необходимо проверить техническое состояние автолестницы - «тренажер»;

- подъем осуществляется л/с с интервалом не менее 3 м.;

- при подъеме или спуске по лестнице необходимо следить за тем, чтобы пожарные ступали не в такт качанию лестницы и лестница при этом не получала сильных колебаний;

- при подъеме или спуске движение рук осуществляется по поручням;

- запрещается при отработке упражнения находится под лестницей;

- при подъеме пожарным необходимо закрепляться спасательной веревкой, пропуская её через верхние колена лестницы; в зимнее время не допускается обливание лестницы водой;

- упражнение выполнять в боевой одежде, касках, рукавицах, с исправным спасательным поясом и карабином;

- спасательную веревку перед эксплуатацией необходимо проверить на прочность.

Требования безопасности при работе со спасательной веревкой

Упражнения со спасательной веревкой проводятся с целью обучения личного состава приемам самоспасания пострадавших, а также умению производить подъем ПТВ и рукавных линий на высоты.

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны хранится в чех­лах, смотанные в клубок. Один из концов верёвки у обвязки петли обшивается тесьмой (2-3 см ширина) с инвентарным номером. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях. Веревка не должна иметь местных утолщений, порыв отдельных нитей допускаются, но не более 15x200 мм длины веревки. Перед каждым использованием спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводится практическая проверка её прочности. Для проверки на закрепленной веревке подтягиваются и зависают 3 человека на 1-2 сек. Если после снятия нагрузки и удлинение веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

С 4-ого этажа учебной башни

Перед началом занятий необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная веревка, надежность спасательных и страховых веревок,

Конструкция, за которую крепится спасательная веревка, должна быть капитальная, не остроугольная.

Прочность спасательных веревок проверить путем подтягивания и зависания на закрепленной одним концом веревке трех человек на 1-2 сек, затем проверить, нет ли обрывов нитей веревки.

Убедится, чтобы длина веревки обеспечивала полный спуск на землю.

Перед спуском необходимо проверить, правильно ли и прочно завязан узел, правильность положения веревки на карабине.

Не допускать спуск без рукавиц, касок, боевой одежды.

Взрыхлить предохранительную подушку.

Скорость спуска регулировать силой прижатия руки с веревкой к поясу.
Упражнение выполнять на занятии со страхующей веревкой.

Вязка спасательных петель на пострадавшем и спасание пострадавшего с 4-ого этажа учебной башни.

При спасании пострадавшего меры безопасности те, что и при самоспасании, только руководитель занятий обязан проверить правильность и прочность завязанной спасательной петли на пострадавшем, правильность положения на карабине у спасающего и упора левой ноги в подоконник.

Упражнение выполнять в боевой одежде, касках, рукавицах, с исправным карабином и спасательным поясом.

Перед началом упражнения взрыхлить предохранительную подушку.

Упражнение выполнять расчетом из трех пожарных.

При спасании пострадавшего необходимо подстраховать другой веревкой или вторым концом веревки.

Требования безопасности при сборе и выезде по тревоге

И боевом развертывании

Сбор и выезд по тревоге

Занятия по сбору и выезду по тревоге проводится с целью научить личный состав быстро действовать в данных условиях. Сбор и выезд по тревоге дежурных караулов должен выполнятся четко и быстро.

При следовании в гараж по тревоге личному составу запрещается:

бросать на путях движения одежду и предметы обихода;

останавливаться в проходах и создавать другие помехи на пути движения.

При использовании спускового столба каждый обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди и не задевать его ногами (коснувшись ногами мата у основания спускового столба, необходимо слегка оттолкнуться от него и быстро отойти в сторону).

Пути движения боевых расчетов к месту сбора должны быть освещены, а в караульном помещении и гараже в ночное время освещение во время тревоги должно быть усилено.

Порядок прокладки на пожарные автомобили устанавливается с учетом местных условий приказом начальника гарнизона или пожарной части и должен соблюдаться всем личным составом части. Посадка на автомобили может осуществляться в гараже и вне его на выездной площадке.

При посадке вне гаража выход личного состава из помещения может производиться после выезда пожарного автомобиля и через те ворота, которые предназначены для закрепленного за боевым расчетом автомобиля. Выход личного состава в момент выезда автомобиля не допускается.

Водитель при выезде обязан подать предупреждающий сигнал и движение автомобиля осуществлять без резких рывков.

Требования безопасности по преодолению 100 - метровой полосы

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 15 мин.

1. Ответы на вопросы слушателей - (время 3 мин.)

2. Опрос по изученному материалу - (время 7 мин.)

Вопросы:

· Назначение и задачи ПСП.

· Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами.

· Правила охраны труда при проведении занятий.

3. Подведение итогов занятия - (время 3 мин.)

4. Задание на самоподготовку - (время 2 мин.)

ПЛАН-КОНСПЕКТ составил

ст. преподаватель Красноярского

учебного центра ФПС

капитан внутренней службы

Кисаретов Ю.В.

______________ 2010.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

рассмотрен на заседании

предметной комиссии

______________ 2010.

Протокол № ____

ПЛАН - КОНСПЕКТ

для проведения занятий по дисциплине « Пожарно-строевая подготовка »

со слушателями «Профессиональной подготовки пожарного ФПС МЧС России»

Тема 1.Назначение и задачи ПСП.Общие положения пожарно-строевой

подготовки.

Занятие: 1. Назначение и задачи ПСП. Правила охраны труда при проведении

занятий.

Цель занятия:

1) Изучить основные задачи пожарно-строевой подготовки.

2) Меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма.

Количество часов: 2 часа

Место проведения: Учебный класс

Метод проведения: Классно-групповой

Материальное обеспечение: Классная доска

Руководящие документы и литература:

1.Приказ МЧС РФ №630 от 31.12.02г. (Правила по охране труда в подразделениях МЧС России).

2.В.В. Теребнев и др., «Пожарно-строевая подготовка». – Москва.: Академия ГПС, Калан-Форт 2004г.

3.Наглядное учебно-методическое пособие, «Пожарно-строевая подготовка». Учебный центр ФПС по Красноярскому краю. Красноярск 2006г.

4.Нормативы по ПСП.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (время 5 мин.)

· Доклад дежурного;

· Проверка по списку;

· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов;

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 60 мин.

ВОПРОСЫ:

1. Назначение и задачи ПСП.

2. Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами.

3. Понятия об упражнениях, элементах и приёмах работы с пожарно-техническим оборудованием.

4. Нормативные требования

5. Меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма.

Назначение и задачи ПСП

Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой, оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны, направленных на повышение боеготовности пожарных подразделений.

Обучение пожарно-строевой подготовке состоит из первоначальной, боевой и специальной подготовки.

Задача первоначальной подготовки состоит в том, чтобы привить бойцам основные навыки в работе с пожарным вооружением и научить их выполнять свои обязанности по табелю боевого расчета и на службе в карауле в соответствии с требованиями уставов, наставлений и инструкций.

На основании расписания занятий, которое составляет начальник части, занятия планируются с учетом подготовленности личного состава, наличия ПТВ в части и средств пожаротушения на объекте, особенности охраняемого объекта, района обслуживания.

Темы программы первоначальной подготовки распределяют начальники караулов. Для проведения занятий по индивидуальному изучению разрешается привлекать командиров отделений и пожарных- отличников, имеющих навыки проведения занятий.

В период обучения пожарные выезжают на пожары, но не допускаются к работам на высотах, в сильно задымленных помещениях и непосредственно в районе очага пожара.

По окончании первоначальной подготовки от обучающихся принимаются зачеты по пройденной программе и технике безопасности комиссией, назначенной начальником части.

Результаты зачетов оформляются актом, и на основании этого акта начальник части издает приказ о допуске к работе лиц, прошедших первоначальную подготовку.

Боевая и психологическая подготовка обеспечивает высокую сознательность всего личного состава и постоянную боеготовность частей пожарной охраны.

Основными задачами боевой подготовки личного состава является:

-непрерывное совершенствование знаний и практических навыков по предупреждению пожаров и их тушению, бдительному несению службы и эксплуатации пожарной техники;

-тренировка четкости и слаженности работы отделений и караулов, правильное использование ими пожарной техники для тушения пожаров в любых условиях.

В соответствии с программой подготовки составляются учебные планы распределения времени на каждый год и расписание занятий на каждый месяц с указанием конкретной учебной цели: научить, тренировать и принять зачет. Предусмотренные программой темы разбиваются на упражнения, упражнения на отдельные элементы, а элементы на приемы.

2. Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами

Пожарно-строевая подготовка, являлась практической дисциплиной в боевой подготовке пожарных, находится в тесной взаимосвязи с другими теоретическими дисциплинами: пожарной тактикой, техникой, военно-физической подготовкой.

Пожарная тактика исследует процессы развития пожаров на различных объектах хозяйства, организацию тушения и принципы руководства боевой работой на пожарах, способы и приемы работы по спасению людей и ликвидации г

Наши рекомендации