Шестое движение – отдавать и делиться

Здоровый ребёнок отдаёт и делится не потому, что ему приказали, а потому, что ощущает это естественным и правильным. И происходит это не ради чего-то навязанного свыше (вроде желания «быть хорошим»), а по чистому и искреннему велению сердца, или, если угодно, Души. Невозможно действительно отдать или качественно поделиться тем, что до этого не было по-настоящему присвоено. Можно передать, как солонку за большим столом во время обеда, – но нельзя отдать. Можно разделить что-то с кем-то – но нельзя поделиться не-своим.

Шестое движение (отдавать, делиться) очень сильно зависит от пятого (присваивать и получать удовольствие), но может иметь и сугубо «собственные» нарушения. В примере с именинником ранее рассматривался вариант, когда ребёнка заставляют что-то отдать до того, как он это присвоил, почувствовал своим и насладился. Подобное легко может привести к стремлению обесценивать всё, чем человек обладает – чтобы «проще» было отдать.

Но бывает и другое – когда человеку старательно внушают, что нельзя делиться и отдавать (мол, самому не хватит), или можно – но только исключительно в рамках какой-нибудь группы (родных, друзей, нации, профессиональной группы или ещё какого-нибудь круга «Избранных»). В итоге может дойти до того, что человек станет подобен «собаке на сене» — сам уже не может использовать (насладился этим или нет – неважно), но и отдать другим органически не способен. Мол, так устроена та штуковина, что в его случае играет роль психики.

Случается и наоборот – когда на человека вдруг снисходит «озарение», что для того, чтобы быть счастливым, следует всё раздать. Это, кстати, не всегда нарушение шестого движения – в некоторых случаях подобный акт раздачи работает как символическое прощание с предыдущей жизнью ради нового этапа. Однако если подобное происходит непрерывно и без особых жизненных изменений, ещё и при этом человек стремится внушить другим, как важно всё отдавать (таким образом оправдывая нерациональность своего поведения) – то это явно следует проработать.

Пятое и шестое движение контекстуальны. То есть зависят от контекста. И при их проработке важно не просто определить ситуации, есть ли в них какие-то нарушения, но и определить, к каким контекстам (типам ситуаций) они относятся. Вполне возможны варианты, когда у одного и того же человека есть нарушения в обоих этих движениях, но при этом в пятом (присваивать, наслаждаться обладанием) контекст связан с вещами и деньгами, а в шестом (делиться и отдавать) – с отношениями (скажем, человек крайне неохотно делится контактами, знакомит своих друзей между собой и просто не может отпустить кого-то, с кем был в эмоционально насыщенных отношениях). И каждый контекст для пятого или шестого движения прорабатывается отдельно!

Список контекстов может быть очень велик. Чтобы было чуть яснее, я ниже приведу несколько вариантов из тех, с которыми сталкивался на практике и которые просто упоминались на тренингах, в общении с коллегами или в материалах по теме:

1. Вещи (например, книги или техника)

2. Еда, пища

3. Деньги

4. Отношения

5. Контакты, связи

6. Информация (знания, сведения, сплетни, слухи)

7. Секс

8. Собственное тело, точнее – его проявления и ощущения

9. Время

10. Собственные победы и достижения, а также достижения и успехи близких (друзей, детей)

11. Пространство (место в квартире, земля)

12. Недвижимость

13. Документы (сертификаты, дипломы, свидетельства, справки об участии или принадлежности)

14. Результаты обучения

15. Результаты лечения или психотерапии (!!!)

Контекстов можно придумать заметно больше. В каких-то случаях они будут пересекаться с перечисленными, в каких-то – нет. Для проработки при этом лучше всего, чтобы человек сам обозначил проблемный контекст, а списки оных могут служить для ориентировки в том, какие они бывают, не более того.

Ещё хочу заметить, что пятое и шестое движения относятся не только к сугубо материальным вещам (книги, деньги, недвижимость), но и к процессам – секс, отношения, а также событиям – собственные победы и достижения, подтверждающие это документы и, быть может, что-то ещё. В случае таковых речь идёт не столько о «присвоении» какого-то процесса, сколько о признании своего участия в оном и способности получать от этого удовольствие, а также – разделить это удовольствие с кем-то ещё или, скажем, помочь принять участие (и получить удовольствие) этому кому-то.

Самым последним пунктом в списке контекстов я поместил «результаты лечения или психотерапии». Действительно, не так уж мало людей просто не способны качественно себе присвоить результаты сессии, и обесценить оные – классическая стратегия, о которой говорят многие тренеры (правда, далеко не все из них способны толково объяснить, что же с этим делать). Лично я порой сталкиваюсь с тем, что по прошествии времени опознаю как «неудачную» попытку отказаться от таких результатов – то есть вроде бы человек получил изменения (причём настолько глубокие, что деваться уже некуда), но пытается жить и действовать полностью по-старому, не принимая своего нового состояния, ощущений и желаний – и в результате «огребает». То есть через некоторое время ему начинает казаться, что стало хуже.

Именно из-за этого я всё чаще думаю, что шесть движений следует проверять и отрабатывать до начала какой-либо серьёзной работы – ведь если есть «косяки» с присвоением, то любая психотерапевтическая работа будет не только намного медленнее и печальнее, чем могла бы быть, но и может просто «завязнуть» из-за бесконечно отвергаемых результатов. Конечно, хороший процессор это вовремя (или чуть позже) отследит и примет меры, но работать всё равно будет сложнее. Так что почему бы не подстраховаться заранее?

Контекстов, требующих проработки пятого или шестого движения у конкретного человека, может быть довольно много. Однако это вовсе не означает, что потребуется отрабатывать их все – при правильно выбранной последовательности (уже контекстов, а не самих движений) может получиться так, что отработается некая «первопричина», затрагивающая большинство из них. И вместо проработки десяти контекстов «вдруг» окажется достаточно двух-трёх.

С шестью движениями так тоже бывает – порой проработка одного приводит к тому, что нормализуется и ещё какое-то, однако намного реже.

Несколько примеров того, как реализуется этот цикл в жизни.

Сначала – на примере обучения в случае взрослого человека.Движения «расслабиться» и «опереться» в этом случае работают как наличие энергии для обучения и готовность выйти за пределы известного, т.е. попробовать что-то новое. Дальше наступает черёд «тянуться к миру» — на этом этапе мы можем задаться вопросом, как и что мы хотим изучить и начинаем искать источники информации, релевантные ситуации. Этими источниками могут быть книги, статьи в интернете, видеолекции, «живые» курсы, различные секции или кружки, доступные для общения эксперты… На этапе третьего движения происходит подбор и классификация таких источников, оценка их адекватности для интересующегося. На следующем этапе («тянуть к себе», четвёртое движение) человек начинает уже предпринимать попытки освоить эти источники, то есть тянет к себе: достаёт (скачивает) и начинает читать книгу, идёт на лекцию или мастер-класс, смотрит видео… Здесь продолжается «тестирование», поскольку некоторые источники могут оказаться неподходящими (скажем, если лектор – занудный «совок», а книга написана с непередаваемой и совершенно неоправданной заумью), и часть материалов может отсеяться (если отсеялись все – может произойти возврат к предыдущему движению, то есть переформулированию вопроса и новому подбору материалов).

И уже в процессе обучения, с каждой прочитанной главой, каждым освоенным упражнением, наступает черёд пятого движения – присвоить и насладиться обладанием. Вспомните сами это замечательное ощущение, когда в результате прочтения очередного параграфа учебника (или главы научно-популярной книги) вам открылось что-то новое и захватывающее… А что может сравниться с оргазмом от решения сложной задачи на смекалку, над которой бился часа два, если не больше?…

Как несложно догадаться, шестой этап (движение «отдать, поделиться») – это продемонстрировать свои знания или даже применить их в другой задаче. Тут и ответ на экзамене, и помощь друзьям в освоении этого материала (вот уж поистине «поделиться»), и даже написание статей или целого нового учебника для других людей.

Рассмотренный пример интересен тем, что он фрактален. То есть в нём можно выделить массу подзадач, в каждой из которых можно выделить те же самые шесть этапов. Скажем, подзадача поиска информации, подзадача прочтения книги или прослушивания лекции, подзадача составления конспекта, подзадача подготовки к экзамену… С таким же успехом можно выделить и более крупные задачи – если речь шла об обучении чему-то относительно небольшому (скажем, семестровый курс основ математического анализа), то более крупной задачей будет получение высшего образования с овладением новой профессией.

Как в рассмотренном примере могут проявиться нарушения различных движений?

Один из самых неприятных вариантов – это неспособность присваивать. Тогда человек вроде как и учит, вроде как решает примеры, но ему будет очень сложно почувствовать полученные знания и навыки своими — и он удивительно легко будет их забывать, даже если прорешал сотню примеров… Итог – большие сложности с продвижением на следующий уровень обучения. При этом отягчающим обстоятельством может оказаться то, что от овладения знанием человек не будет получать никакого удовольствия.

Если нарушено третье движение (тянуться к миру, хотеть), то такой человек будет заметно апатичнее и пассивнее большинства других. Он будет проявлять мало интереса и местами лишь уныло следовать линии большинства. Или вовсе замкнётся в себе.

Нарушения в четвёртом движении (тянуть к себе), скорее всего, скажутся на усидчивости и способности читать (или решать задачи) не по две-три минуты, а по полчаса-час и долее, сколько требуется для обучения. Внимание здесь будет убегать куда угодно как во время самостоятельных занятий, так и на лекциях или мастер-классах – и без преподавателя, который умеет качественно держать внимание аудитории занятие просто сольётся в канализацию.

Нарушения в шестом движении (отдавать, делиться) могут проявиться как в сторону избыточности, так и в сторону недостатка. Скажем, студент может не только отказать товарищам в списывании (что лично я считаю вполне нормальным), но и жёстко завернуть их просьбы помочь разобраться в материале, объяснить какой-нибудь сложный пример. И будет такой «ботаник» уныло кичиться своим как бы знанием (а оное очень быстро станет именно «как-бы-знанием», поскольку без обмена информацией с окружающими очень легко не заметить свои ошибки и накопить их до неприемлемого уровня). В противоположном же случае может случиться, что человек будет стремиться начать учить других, что-то им объяснять ещё до того, как толком разобрался сам. Кстати, довольно хороший вариант, если это честно обставляется как «давайте вместе разберёмся». Но если при этом человек во что бы то ни стало стремится создать или поддержать имидж «самого умного и знающего», то получается цирк с хромыми конями и драными дворнягами.

Для полноты картины можно ещё немного порассуждать на тему того, как нарушения шести движений могут сказаться на отношениях.

Если есть проблемы в первом движении (расслабиться), то в отношениях будет проявляться недостаток энергии на общение и, тем более, на новые знакомства. Такой человек будет носить над собой яркий и далеко видный плакат «Я интраверт, ИН-ТРА-ВЕРТ!!!», но в то же время страдать от мыслей «Ах, ну почему же не родился я весёлым и общительным…» Само общение не будет для него невозможным, его можно даже научить знакомиться с совершенно незнакомыми людьми (говорят, этому активно учат на тренингах по пикапу), но едва ли он научится ощущать, что энергии для этого у него достаточно. Пообщается немного, и быстро начнёт терять инициативу, а затем и внимание, то есть банально не сможет поддерживать разговор.

Если есть проблемы с опорой (второе движение), то такой человек будет постоянно страдать от неуверенности в себе. Сомнения в своей внешности, своих коммуникативных навыках («А интересный ли я собеседник? А не посчитают ли меня занудой?»), своих знаниях или просто в уместности разговора с этим собеседником в этот момент будут возникать у него постоянно, усиливая неуверенность и придавая ей видимость рациональности.

Проблемы с третьим движением (тянуться к миру) – это блокировка и самосаботаж на этапе прямо перед началом коммуникации. То есть что-то, что мешает нам (от вышеупомянутых сомнений до банального ступора) подойти к незнакомому человеку или сформулировать тему для обращения к кому-то, кого мы знаем и с кем хотим поговорить. Можно сказать, что проблемы с третьем движении мешают нам качественно сфокусировать внимание на потенциальном собеседнике.

Четвёртое движение (тянуть к себе) – в случае отношений и, в частности, общения, заключается в том, что мы так или иначе притягиваем к себе внимание. От элементарного «Привет!» до «Скажите, профессор, а почему тут не получается локального максимума или минимума, при том, что градиент обращается в ноль?» Нормальное четвёртое движение важно именно для того, чтобы нормально обратиться, не смутившись при этом, проговорив вопрос или приветствие внятно и с адекватной интонацией, без мямления или заиканий. Точно так же четвёртое движение будет отражаться на нашей способности зазвать к себе кого-то в гости или назначить встречу, на способности попросить друга об одолжении или, в случае молодых людей – предложить девушке руку и сердце или просто длительные глубокие отношения.

Пожалуй, можно сказать, что третье движение – это решимость в планировании и поиске путей, а четвёртое – решимость в реализации желаемого.

Пятое движение (присвоить, получить удовольствие) – это способность получать удовольствие от общения и от всего, что связано с отношениями – от совместно проведённого времени (пусть даже все участники молчали, как это бывает во время медитации или особенно красивого заката), от помощи, оказанной другими людьми и от помощи, оказанной самим человеком кому-то ещё, от обмена взглядами и прикосновениями, от хитрых или не очень настольных игр или просмотра кино… Здоровое пятое движение здесь важно, чтобы ощущать полноту своего участия в процессе и получать от оного чистое удовольствие. Без этого же человек будет либо слишком сильно думать о другом, докучая тому (или той) гиперопекой, либо мыслями «убежит» в другое время-место, обдумывая какие-то совершенно несвязанные с происходящим проблемы. Либо как-то ещё сам себе «кайф сломает» — ведь люди суть существа необыкновенно изобретательные.

Нарушения в шестом движении (отдать, поделиться) в отношениях могут выражаться в ревности, доходящей до полного неадеквата. Причём ревности не только на любовно-сексуальной почве, на которой случилось эпическое количество воспетых в бессмертных трагедиях убийств (кстати, на мой взгляд сочетание вроде «бессмертное убийство» само по себе наводит на мысли о необходимости психотерапии), но и на почве обычной дружбы или даже просто-напросто знакомств. Вы как, не встречали таких людей, которые придерживались нелепой «моногамии» в дружбе, то есть «дружи или только со мной, или с другими»? Вот это – как раз оно.

Интересно получается, не правда ли? Человек, которого в отношениях можно назвать «жёстким собственником», скорее всего при проверке обнаружит у себя проблемы не с «присвоением», а с «отдаванием».

Возможен и другой тип нарушения шестого движения, когда человек, едва установив контакт с новым знакомым, стремится сразу же перезнакомить его со всеми своими другими знакомыми или даже, возможно, «передать на руки» кому-то ещё. Так могут появляться хронические «сводники», живущие «исключительно для других» (не из альтруизма, а из-за неспособности оставить что-то для себя – чувствуете разницу?).

В общем, тренинги, «заточенные» под проработку шести движений «любви» именно в контексте отношений отнюдь не на пустом месте возникли.

Подводя итоги, скажу, что шесть движений сказываются практически на всём, что мы так или иначе делаем. И проблемы в них практически наверняка будут не в лучшую сторону отражаться на той или иной стороне нашей жизни (уж извините за общие слова, но конкретных примеров я уже и так привёл вагон и маленькую тележку).

При психотерапевтической проработке шести движений важна оптимальная последовательность. В рамках нежно любимой мною технологии ICAN 3D оная определяется через мускульное тестирование.

Первые два движения прорабатываются практически без слов. Следующие два – вполне себе со словами, тут можно использовать технику исследования реальности, подходы из RPT или что-то ещё, в зависимости от предпочтений и навыков процессора. Пятое и шестое движения отрабатываются практически как третье и четвёртое, но с учётом различных контекстов (и может получиться так, что каждый контекст потребует отдельной проработки).

К сожалению, нельзя сказать, что проработка шести движений прямо-таки сразу «включает» правильный образ действий. В некоторых случаях может потребоваться время, чтобы изменения «дозрели» и реализовались на практике. Причём долгое время может грызть ощущение что «что-то не так», хотя действуешь вроде бы привычно и нормально – и так до тех пор, пока не догадаешься, что можно действовать по-другому и не реализуешь это на практике.

У меня вообще забавно было – я писал текст, и раза три его переписывал. Такое со мной вообще впервые было – крайние года два если я начинаю писать, то либо довожу его до конца, сразу или чуть позже, либо – что бывает крайне редко – оставляю насовсем. И тут я ни с того ни с сего три (!!!) раза начинаю этот текст («начинаю» — это пишу примерно полстраницы А4 11-м шрифтом, то есть три-четыре содержательных абзаца) и все эти попытки мне хочется не то чтобы отложить в сторону, а просто отправить в корзину! Пришлось призадуматься. Но я сообразительный, уж не буду скромничать, и уже через десять минут я начал писать текст, который в итоге довёл до конца. Совершенно иначе построенный, куда более наглый и менее заковыристый. А то, что было написано до этого, уже никогда не пойдёт в дело.

В общем, кто-то догадывается сразу. Кто-то чуть позже. Но изменения после проработок всё равно такие, что рано или поздно произойдут. И лично я этим очень доволен.

Наши рекомендации