Третье движение – тянуться к миру, хотеть, желать
Как только младенец «утвердится» во «Вселенной» своей матери, то есть накопит энергии в результате расслабления и почувствует надёжную опору, он сможет приступить к исследованию того, что вокруг.
Любопытство на этом этапе – важнейший инстинкт, «зашитый» настолько глубоко, что глубже прямо-таки некуда. Именно это любопытство обеспечивает младенцу познание окружающего мира и, о чём частенько забывают, качественное формирование зрения и телесных навыков. Да, разглядывание всего вокруг и попытки тянуться за тем и за этим очень важны для маленького человечка именно как «курс обучения управлению телом».
И младенец – тянется к тому, что видит. Видит мамино лицо – разглядывает и тянется. Видит мамину руку – тянется к ней и хватает. Видит мамину грудь – аналогично. И так далее, список можно продолжить элементами одежды, яркими игрушками, случайно попавшими в пределы досягаемости детских ручек канцелярскими принадлежностями…
Кстати, на ранних этапах тактильные ощущения от рук у младенца довольно грубые, и он стремится дополнить информацию от них, стараясь по возможности всё интересное запихнуть в рот. Заодно проводит химический «экспресс-анализ» на предмет съедобное – несъедобное, получает ещё более детальное представление о мягкости, фактуре и вкусе-запахе предмета. Этот же навык обеспечивает попадание в организм ребёнка самых разнообразных бактерий, из которых в дальнейшем формируется кишечная микрофлора. Кстати, многие исследования уже показали, что чем менее стерильна обстановка вокруг ребёнка в период младенчества – тем меньше риск возникновения аллергий в более зрелом возрасте. Да и вообще иммунитет адекватнее работает.
Инстинкт «тянуться к миру», на начальных этапах важный для формирования адекватных ощущений от тела, фокусировки зрения и многого другого, закладывает фундамент для таких вполне взрослых навыков, как любопытство, способность проявлять интерес и способность хотеть, желать.
Если ребёнок тянулся к окружающему и ничего ему за это не было, тем более – если такой его интерес мягко поощряли (но не подавали сразу же блюдечке!), то из него вырастает вполне адекватный взрослый, который умеет хотеть и довольно чётко знает, чего он хочет, а что ему безразлично. В общем, довольно невыгодный для современных рекламистов человек – ведь ему весьма и весьма сложно впарить какую-нибудь неведомую фигню, коей сейчас так много на рынке.
В случае гиперзаботы, когда стоит ребёнку потянуться – и ему тут же всё приносят, подают и прямо в ручки вкладывают, ребёнок вырастает с верой, что самому ему-де тянуться и не надо – мир сам всё подаст и обеспечит. Итог – странные ожидания от мира, легко доходящие до убеждений в духе «если оно само ко мне не устремилось по движению моей брови, то я его, наверное, и не хочу». В принципе, к некоторым людям мир бывает весьма благосклонен и действительно много чего подаёт им на блюдечке с небесно-голубой каёмочкой. Но это уже сильно выходит за рамки текущего рассмотрения, да и вообще ситуация отнюдь не частая.
Есть ещё вариант, когда ребёнка в его попытках исследовать окружающее резко ограничивали. «Брось бяку!», «Не трожь собачку, она вшивая!», «Ну что ты опять в рот себе тянешь…» — типичные фразы для таких ситуаций. Ребёнка ограждают от окружающего мира и фигурально или даже буквально бьют по рукам за попытки к нему тянуться. Но сколько ни бей – само желание никуда не девается, просто ребёнок приучается к тому, что хотеть, тянуться к миру – это больно и опасно. Возможно, стыдно или неприлично. Получающийся из такого забитого карапуза взрослый боится признаться (даже себе!) в том, чего он хочет и всячески подавляет свои собственные желания, позволяя себе «хотеть» лишь то, что социально приемлемо – то есть ограниченно подражая в своём хотении родителям и, позднее, своему окружению. Подобное даже желанием-то назвать будет сложно – так, обезьянничание ради ощущения безопасности, ощущения принадлежности к своему кругу, не более того. И за годы такого подавления своих желаний человек действительно утрачивает способность отличать то, чего хочет он сам от того, что его «научили» хотеть в процессе воспитания.
Но всё равно желание не задавить. Оно будет биться где-то в теле, порождая стойкое ощущение «чего-то хочется, а чего – не знаю», и порой толкать человека на что-то совершенно неприемлемое для него самого и окружающих (например, наркотики), лишь бы попытаться хоть как-то удовлетворить этот непонятный «зуд».