Критерии оценивания тестов по теме 1,2,5,7

Количество правильных ответов % Оценка
90-100 Отлично
70-90 Хорошо
45-70 Удовлетворительно
Менее 45 Неудовлетворительно

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность решения, его место в управленческом цикле и в системе функций управления.

2. Сущность и основные подходы к классификации управленческих решений, научно-познавательное значение классификации.

3. Основные принципы и технологии разработки управленческого решения.

4. Содержание основных этапов подготовки и принятия управленческого решения.

5. Содержание этапов реализации и контроля за исполнением управленческого решения.

6. Основные требования к учету, контролю и документационному оформлению решений.

7. Сущность, основные критерии и факторы качества управленческого решения.

8. Стандартизация как фактор качества управленческих решений; сущность и перспективы применения систем ISO 9000 и TQM при разработке управленческих решений

9. Сущность и основные компоненты внешней среды организации их влияние на разработку управленческих решений.

10. Сущность и основные компоненты внутренней среды организации особенности их учета при разработке и принятии управленческих решений.

11. Матрица БКГ как метод анализа среды и разработки решений.

12. Матрица GE Мак - Кинзи методика ее построения и использования при разработке решений.

13. Матрица Shell/DPM как метод анализа состояния организации и ее внешней среды.

14. Сущность SWOT-анализа и его использование при разработке решений.

15. Сущность ПЭСТ–анализа и его использование при разработке решений.

16. Сущность карты критических соотношений и ее использование для определения основных экономических характеристик производственного решения.

17. Особенности конфигурации карты критических соотношений в условиях предельной загрузки производственных мощностей и насыщения рынка.

18. Сущность понятий «эффект производственного рычага» и «запас финансовой прочности»; их использование при разработке и принятии управленческих решений.

19. Сущность понятия «эффект финансового рычага» учет эффекта финансового рычага при разработке финансовых и производственных решений.

20. Исследование единичных денежных потоков и аннуитетов как инструмент разработки инвестиционных решений.

21. Показатели доходности инвестиций учитываемые при разработке и принятии инновационных решений

22. Целевой аспект управленческого решения; сущность, свойства и классификация целей.

23. Методы формирования и упорядочения целей управления.

24. Использование «дерева решений» при исследовании альтернативных направлений развития организации.

25. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку времени.

26. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку качества.

27. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку инфляции

28. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку освоенности в производстве.

29. Многокритериальность как условие принятия качественного решения, методы обобщения критериев при оценке альтернативных вариантов решений.

30. Матрица результатов и матрица решений, как методы сопоставления и принятия многофакторных решений.

31. Информационный подход к разработке управленческих решений; особенности управленческих решений принимаемых при различных уровнях информационной обеспеченности (достоверности, частичной и полной неопределенности).

32. Сущность и классификация рисков, методы измерения уровня риска используемые при разработке решений.

33. Сущность и основные методы управления рисками.

34. Эффективность управленческого решения; основные формы эффективности решений.

35. Проблема количественной оценки эффективности решений; методы измерения их абсолютной эффективности

36. Сущность сравнительной эффективности управленческих решений и методы ее определения.

37. Сущность и классификация моделей, используемых при разработке управленческих решений.

38. Использование балансовых моделей при разработке управленческих решений.

39. Линейное программирование и области его применения при выборе оптимальных решений.

40. Сущность и область применения динамического программирования при разработке альтернативных вариантов управленческого решения.

41. Использование методов экстраполяции при разработке управленческих решений.

42. Использование методов корреляции при разработке управленческих решений.

43. Сущность и область применения теории игр для выбора рациональных решений.

44. Ожидаемая стоимость работника как фактор объективности кадровых решений.

45. Использование матрицы ожидаемой стоимости работника при разработке решений в области карьерного развития и оплаты труда работников.

46. Психологическая теория принятия решений.

47. Специфические факторы групповой разработки управленческих решений.

48. Особенности и основные виды экспертных методов используемых при разработке управленческих решений.

За ответ при сдачеэкзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.

№ п/п Уровень ответа на экзамене Начисляемые баллы
1. Отлично (полный ответ на вопрос из списка) 40 баллов
2. Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 30 баллов
3. Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 20 баллов
4. Неудовлетворительно (неправильный ответ) 0 баллов

Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.

Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения

№ п/п Общая сумма баллов Итоговая оценка
Форма итогового контроля – экзамен
1. От 85 до100 баллов Отлично
2. От 70 до 84 баллов Хорошо
3. От 55 до 69 баллов Удовлетворительно
4. От 0 до 54 баллов Неудовлетворительно

4.4.Методические материалы

Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).

Устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Экзамены принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.

Результаты сдачи экзаменов оцениваются отметкой «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины Б1.В.ОД.11 «Разработка управленческих решений»предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, участие в дискуссии, деловых играх, выполнение практических заданий.

Дисциплина Б1.В.ОД.11 «Разработка управленческих решений»разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание, рефератов, подготовка докладов, участие в деловой игре.

Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющиесобой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы изавершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии.Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1.Сущность и классификация управленческих решений.

1. Сущность и природа управленческого решения.

2. Место решения в системе функций управления современной организацией.

3. Требования, предъявляемые к управленческому решению.

4. Задачи, и принципы классификации и типизации управленческих решений.

Наши рекомендации