Проведенных по различным педагогическим методикам
Понятие "педагогическая технология" появилось в начале 1960 годов. Педагогическая технология - это "не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов" (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79 -Лондон - Нью-Йорк, 1978, с.258 (на англ. яз.) Цит. по Колеченко А.К., 1997).
А.К.Колеченко (1997) под педагогической технологией понимает набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
Педагогические технологии классифицируют на: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Под технологиями обучения понимается набор операций по формированию знаний, умений, навыков.
В настоящее время появилось много новых педагогических технологий. Так, А.К.Колеченко (1997) с целью психологического обеспечения, уточнения психических последствий, рассматривает 40 разновидностей педагогических технологий учебного процесса.
Исследования, проведенные А.К.Колеченко (1997) при помощи методики Айзенка, показали, что разнообразные, интересные технологии изучения нового материала, ведут к более низкому уровню невротических реакций, как у самих педагогов, так и у учащихся, которые на таких уроках более активны и свободны.
Нашей задачей на данном этапе исследования является нахождение методики оценки умственного напряжения, степень умственного утомления, которое сопровождает различные педагогические технологии.
Как показала предварительная апробация различных методик исследования умственного утомления, приведенных в главе 2, наиболее информативными для этих целей можно считать разновидности корректурных проб (с помощью таблицы Анфимова, колец Ландольта, детского варианта корректурной пробы). Эти методики и были использованы для исследования влияния педагогической технологии на степень умственного утомления учащихся за время урока.
Исследования проводились до начала и непосредственно после окончания урока. При использовании таблицы Анфимова или колец Ландольта в качестве показателя умственной работоспособности вычислялся коэффициент умственной продуктивности. Результаты представлялись в форме таблицы и в виде графиков.
В качестве примера на рис. 6 приведено сравнение изменения умственной работоспособности учащихся на уроках химии в 10 классе.
Высота каждого столбца представляет собой среднюю арифметическую величину коэффициента умственной продуктивности; численное значение коэффициента отмечено на ординате графика.
Два рядом расположенных столбца позволяют сравнивать изменение умственной работоспособности до урока (первый столбец) и после него (второй столбец).
Уменьшение величины второго столбца по сравнению с первым указывает на появление умственной усталости. Превышение величины второго столбца над первым указывает на повышение умственной работоспособности в конце урока по сравнению с его началом, что является показателем благоприятного функционального состояния центральной нервной системы, вызванного интересом к уроку. Таким образом, повышение умственной работоспособности, являясь показателем благоприятного функционального состояния ЦНС, может служить одним из основных показателей психического здоровья учащихся, и поддержание ее высокого уровня - ведущая задача сохранения психического здоровья школьников.
Из рис. 6 видно, что традиционные уроки с решением расчетных задач или выполнением практических работ вызвали падение работоспособности, что можно объяснить усталостью. Однако, творческий урок (составление моделей алканов), проведенный в том же классе тем же учителем, не только снял усталость, но, наоборот, даже повысил умственную работоспособность учащихся.
Полученные на многих уроках аналогичные результаты подтвердили положение, высказанное в главе 1, о том, что не всякая умственная деятельность ведет к усталости и падению умственной работоспособности. Увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости.
Отсюда вытекает задача, стоящая перед учителем: необходимо так строить свой урок, чтобы лозунг "Учение с увлечением" стало традиционной формой каждого урока.
Анализируя результаты наших исследований, мы пришли к выводу, что наибольший интерес, а следовательно и меньшее утомление, в разном возрасте вызывают уроки, построенные по различным педагогическим технологиям.
В первых классах наибольший интерес у большинства учащихся вызывает процесс рисования. Поэтому рисунок, по нашему мнению, можно рекомендовать в качестве элемента урока, снижающего умственное напряжение в начальных классах.
Широкие возможности предоставляет учителю использование на уроке игровых методик. Игровая деятельность учащихся относится к эффективным методам обучения, она активизирует интерес, создает положительную мотивацию в познавательной деятельности. Игры в учебном процессе, привлекая детей занимательностью процесса игры, должны ставить вопросы так, чтобы ребенку захотелось найти ответ, получить соответствующую информацию. Наряду с привлекательной формой решения познавательной задачи, игра должна обеспечить процесс творчества и приносить удовольствие играющему. По мере развития ребенка, овладения им новыми знаниями, сложность игры должна возрастать, сохраняя при этом свою занимательность и оставаясь доступной ребенку.
1-традиционный урок: решение расчетных задач; 2 - творческий урок: составление алканов; 3 - практическая работа. Рис.6. Изменение умственной работоспособности учащихся на уроках химии в 10 классе. 1 - урок мироздания в 5 классе, проведенном в игровой форме. 2 - урок биологии в 9 классе с использованием персонального компьютера. Рис.7. Повышение умственной работоспособности учащихся во время творческих уроков. |
В нашем лицее разработаны несколько авторских игр, которые, после их тиражирования, могли бы оказаться полезными учителям других школ, при проведении занятий по естествознанию в 3-ем классе. Это - домино "Витамины", лото "БЖУ (белки, жиры, углеводы)", игра - "экзамен" - "Путешествие в город здоровья" и др.
Игры использовались в учебном процессе во все времена. В педагогической литературе немало информации о применении игровых моментов на уроках:
- истории (Кулагина Г.А., 1983);
- географии (Прутчикова И.О., 1995; Афанасьева У.С., 1992; Моисеева О.П, 1993; Гаврилова Г.Ф., 1997; Халепина И.Г., 1993; Стогова Л.Л., 1994; Греханин А.Ф., Карасева Л.П., 1993; Дерегинская А.В., 1993; Решетников В.И., 1994; Чебанова Л.Ф, 1993; Матвеева Н.Н., 1994);
- физики (Клименко И.Г., 1995; Ланина И.Я., 1995; Юрьев А.В.,1994);
- биологии (Анисимова B.C., Таньков Б.А., 1987; Селиванова С.М., 1996; Муляева В.Н, 1995);
- химии (Капустян А.А., 1996; Пиняев В.Г., 1996);
- экологии (Молодова Л.П., 1996; Алексеев СВ., Груздева Н.В., Тарасов СВ., 1993; Петрова О.П., 1995);
- интегрированных уроков естествознания (Колтун М., 1994; Груздева Н.В, Морозова Г.Н., 1996; Груздева Н.В., 1996; Тарасов Л.В, 1994; Пружникова И.О., 1995).
В качестве примера на рис. 7 приведены гистограммы, иллюстрирующие повышение умственной работоспособности учащихся на творческих уроках: мироздания в 5 классе, проведенном в игровой форме, и биологии в 9 классе, на котором для объяснения материала использовался компьютер.
Компьютер, как средство работы с информацией совершает революцию при преподавании многих учебных дисциплин: гуманитарного цикла (Бахтина О.И., 1990, 1991; Минакова М.А., Алфе-ева Е.Л., 1996), иностранных языков (Пиль Э.А., Шейко Е.А.,1996), математики (Далингер В.А., 1991; Евдокимова Л.В., Горбунова Л.Л., 1996) и других.
Наглядность, образно-художественное представление, возможность менять темп изучения материала - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Приведенные примеры, естественно, не ограничивают сферу возможных творческих педагогических методик проведения уроков.