III. Классификация мебельных тканей.
Мебельные ткани классифицируются по:
1. по составу на:
а) натуральные
б) синтетические
в) искусственные
а) К натуральным тканямотносятся ткани, произведенные преимущественно (около 30-40%) из нитей натурального происхождения (хлопок, шерсть, лен, джут и т.д.).
Достоинства: экологичность, антиаллергенность, воздухопроницаемость.
Недостатки: малая долговечность, низкая износостойкость, быстрая сминаемость, дороговизна, усадка.
б) К синтетическим тканям относятся ткани, произведенные полностью или преимущественно из синтетических нитей: полиамидных (капрон, нейлон), полиэфирных (лавсан, полиэстер, акрил).
Достоинства: износостойкость, простота ухода, стойкость окраски, низкая усадка.
Недостатки: невысокая воздухопроницаемость, накапливание статического напряжения
в) К искусственным тканям относятся ткани, произведенные преимущественно из нитей искусственного происхождения (произведенных из натуральных веществ путем промышленной переработки). Например, вискоза производится путем глубокой переработки целлюлозы, которая в свою очередь является продуктом глубокой промышленной переработки древесины.
Достоинства: воздухопроницаемость, мягкость, гигроскопичность (способность поглощать влагу).
Недостатки: легкая сминаемость, низкая износостойкость.
Необходимо отметить, что большинство тканей производятся из комплексных (смешанных) нитей, состоящих из синтетических, искусственных и натуральных нитей одновременно в различных пропорциях.
2. по способу формирования лицевого слоя мебельные ткани делятся на:
а) тканые
б) нетканые
1.Тканые - вырабатываются путем переплетения продольных и поперечных нитей, заранее окрашенных в различные цвета нитей по заданному узору.
2.Нетканые - получают скреплением слоев волокон различными способами. Производятся путем прикрепления специальными клеями ворса к тканой основе (ворс наносится на тканевую основу с помощью клеящих веществ в электростатическом поле) – например, иск. кожа.
3. по способу нанесения рисунка мебельные ткани делятся на:
а) тканые
б) печатные
Тканый рисунок получается путем переплетения заранее окрашенных в различные цвета нитей по заданному узору.
Печатный рисунок создается путем окрашивания уже сотканного полотна в нужную цветовую гамму.
4. по технологии производства ткани подразделяются:
а) жаккард
б) шенилл
в) искусственная кожа
г) велюр
д) микрофибра
е) гобелен
ж) мебельный (искусственный) мех
з) флок
и) смешанные ткани (шенилл + парча, замша + искусственная кожа)
Рассмотрим только те, которые представлены в нашем ассортименте.
а) Жаккард - особая техника плетения. Своеобразный рельефный рисунок, получаемый в результате сложного плетения на плотной ткани. Чем толще нити и чем плотнее плетение, тем прочнее ткань. Название этой техники происходит от имени Жозефа Мари Жаккара, который в 1801 году изобрел жаккардовый станок.
Состав жаккарда.
В производстве жаккарда используются как натуральные, так и синтетические волокна, от процентного соотношения которых в результате зависят свойства ткани. Стандартный состав жаккардов: хлопковые и синтетические нити в разных пропорциях (примерно 50% на 50%).
Свойства жаккарда.
Именно при жаккардовом плетении достигается максимальная плотность конечного изделия, так как по сей день жаккард - самый плотный способ изготовления тканей. Петли перекручены и при растяжке не распускаются. Благодаря этой особенности ткань жесткая, прочная, но не тяжелая.
Мебельные жаккарды прекрасно сохраняют цвет. Они не страдают от перепадов температур, прочны и мало истираются, долговечны.
б)Шенилл(шинил) - вид жаккардовой ткани, в изготовлении которой используются, наряду с обычными нитями, шенилловые нити. Ткань получила свое название от французского слова "chenille" – «гусеница», так как его «визитная карточка» - это выпуклая нить с мягкой округленной поверхностью, своим контуром напоминающая движение мохнатой гусеницы. Это ткань с разрезным (стриженым) ворсом, который не закреплен и может быть вытащен из основы ткани.
Шенилловая нить (шенилловая пряжа) создается путем вплетения пушистых ворсинок между двух прочных нитей, которые затем скручиваются по спирали, или на основную осевую нить наматывают начесанные пушистые волокна. Затем такая нить вплетается в тканевую основу, создавая узор. Шениллы бывают как мягкие, так и жесткие, могут быть плотными и тонкими, в этих тканях ярко выраженная изнанка и лицо. Важная характеристика шенилла - количество шенилловых (шенильных) нитей на единицу площади (чем их больше, тем лучше), от чего и зависит цена. Также качество шенилла, как и других тканей, оценивают по весу на единицу площади и плотности плетения.
По потребительским качествам шениллы имеют высокую износостойкость, так как присутствуют синтетические волокна. Качественный шенилл не подвержен пиллингу (т.е. на поверхности ткани не образовываются так называемые "катышки"). Шенилл способен выдерживать семьдесят миллионов прикосновений, это приблизительно около пятидесяти лет постоянной службы. Шенилу не страшно воздействие пыли, влаги.
На отечественном мебельном рынке последние годы стала очень популярна стилизация мебельной ткани под мешковину, так называемый тип плетения «рогожка». Характерный отличительный признак рогожки - толстые волокна и, как следствие, грубое плетение, ярко выраженная фактура.
Само определение «рогожка» - ткацкий термин, который означает двойное или тройное полотняное переплетение, однако сейчас многие его употребляют в более широком смысле, подразумевая, что за рогожку может сойти любая крашеная мешковина. Некая схожесть с мешковиной очевидна, однако, ткани с такой фактурой гораздо мягче и приятнее на ощупь. Нити в ней переплетаются парами (они могут быть разными между собой по составу и толщине), благодаря чему на поверхности ткани проступает фактура волокон, а при определенной выработке появляется выпуклый «шахматный» рисунок. Сейчас для производства рогожки чаще всего используют акрил, хлопок или полиэстер. С таким переплетением могут быть как жаккардовые, так и шенилловые ткани.
Рогожки смотрятся в интерьере очень естественно и натурально, подчеркивая простоту и лаконичность форм мягкой мебели.
в) Искусственная кожа
Выделяют следующий виды искусственной кожи (ИК):
· ИК MF (Не используется в нашем ассортименте)
· ИК PU
· ИК PVC
По структуре искусственная кожа может быть монолитной, пористой, смешанного типа, многослойной и однослойной, с волокнистой основой и без нее.
По внешнему виду:от имитации фактуры и цвета кожи различных животных до любого желаемого рисунка.
По эксплуатационным спец. критериям -морозостойкие, тропического исполнения, огнеупорные, водоотталкивающие, жаропрочные, стойкие к озону, шумопоглощающие, антистатические, износостойкие и т.д.
Требования к ИК:Искусственная кожа – это аналог натуральной кожи, а иногда и текстиля, поэтому при тестировании используются аналогичные методики.
Для ИК важны такие характеристики, как деформационная устойчивость, стойкость к разрыву, истиранию, царапинам, воздействию влаги и бытовой химии, световому старению, воздействию температур, прочность на разрыв и изгиб, устойчивость цвета и др. Так как большинство видов ИК используются в контакте с людьми, важное значение имеют критерии гигиены: отсутствие выделений запаха,гигроскопичность.
Современные технологии позволяют создавать материалы ИК, внешне не отличимые от натуральных. В сравнении с натуральными, при производстве искусственной кожи возможно большее разнообразие. По своим эксплуатационным характеристикам некоторые типы современных ИК превосходят натуральные кожи.
Технологии изготовления искусственных кожпостоянно развиваются, такие производства со своими особенностями и нововведениями есть почти в каждой стране. Можно выделить основные этапы технологии производства: подготовка основы; нанесение полимерного покрытия; финальная отделка.
В качестве основы используются ткани, бумага и нетканые материалы. Прежде всего, в зависимости от материала, из которого состоит основа, можно получить те или иные свойства (прочность, стойкость к растяжению).
В основном волокнистая основа проходит пропитку полимерными композициями для придания ей прочности. Далее на основу равномерно наносится и фиксируется полимерное покрытие.
Для окончательной отделки используются различные техники (тиснение, шлифовка, нанесение лака или матирующего слоя, печатного рисунка). Возможны весьма разнообразные декоративные эффекты. Получаемая на выходе продукция может иметь фактуру ткани, натуральных кож и замши, иметь различную цветовую гамму, от классического коричневого до серебристого «металлика».
У российского покупателя сложились стереотипы вроде этого: ИК - это дерматин или что-то вроде неприглядной на вид потрескавшейся и выгоревшей кухонной клеенки. Но это неправильный и устаревший образ. Современные технологии позволяют помимо отличного качества и красивого внешнего вида, добиться полной идентичности натуральным материалам.
· ИК PU (полиуретан – экокожа) -Кожа PU является высокотехнологичным и высокосортным продуктом. Этот продукт имитирует строение кожи, для его изготовления применяется сверхтонкое волокно и высокосортный полиуретан, производится по новой технологии.
Верхний слой из полиуретана дает возможность создавать искусственную кожу разных цветов, с различным рисунком, при этом не теряет свойство натуральной кожи пропускать воздух и устойчивость к деформации. Полиуретановая кожа PU более устойчива к истиранию, растяжению, более морозоустойчива, но главное преимущество возможность образовывать сквозные поры. Эта особенность позволяет коже на основе PU «дышать», появляются новые гигиенические показатели, такие как воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность. Таким образом, продукт является несомненно лучшим и имеет много преимуществ.
· ИК PVC (винилискожа) -Материал с односторонним монолитным или пористым ПВХ, нанесенным на волокнистую основу. В качестве волокнистой основы используют ткани, трикотаж, различные нетканные материалы из натуральных или искусственных волокон. Свойства мягких винилискож в значительной степени определяются этим важным элементом конструкции: от материала основы зависят такие качества готовых кож, как прочность, растяжимость в различных направлениях, способность драпироваться и т.д. Для придания большей прочности и плотности волокнистые основы часто пропитывают полимерными композициями. Затем на поверхность волокнистой основы наносят покрытие из расплавов, растворов и дисперсий полимеров, используя при этом различные технологические методы и оборудование.
В отличие от натуральной кожи, ИК более удобна при работе с ней. Обработка очень проста: легко режется, шьется, клеится, лоскуты имеют стандартные размеры (строгая геометрическая форма без разрезов и растяжений).
Современная искусственная кожа легко моется, чистится и не выгорает на открытом солнце. Такая кожа не трескается со временем, не растягивается и является высокопрочным и износостойким материалом. Именно поэтому такой вид отделочного материала нашел широкое применение в мебельном производстве
г) Велюр.Велюр прочный и долговечный материал, нити которого имеют смешанный состав, например, хлопок, вискоза и полиэстер.
Основой технологии производствавелюраявляется переплетение пяти нитей, четыре из которых образуют полотно верхней и нижней основы. Бархатистый ворс дает пятая нить, которая отличается от нитей основы по структуре. Эта пятая нить переплетает обе основы, затем полученная ткань разрезается между полотнами основ, отделяя их друг от друга, и вместо одного рулона ткани получается два. Ворсовая нить и определяет внешний вид, потребительские свойства и качество велюра.
Виды велюра:
ü с разрезным ворсом
ü с петельным ворсом
а так же по способу производства:
ü V – образный
ü W - образный
На ощупь велюр очень нежный и мягкий, по цветовой гамме чаще всего предлагается однотонным без рисунков, хотя встречается и материал с узорами. Ворс может быть обработан дополнительно для придания ткани декоративности. Например, расчесан и уложен по трафарету, прижат теснением. Велюр может быть гладкокрашеным или набивным. Процесс изготовления велюра сложен, а поэтому и конечный материал довольно дорог, но одновременно прочен и долговечен.