К одному погрузочному пункту
С увеличением расстояния между усами ( ) или ветками ( – при трелевке к веткам) и ПП (А) увеличивается среднее расстояние трелевки и, следовательно, возрастают затраты на трелевку. Вместе с тем уменьшаются расходы на строительство и содержание усов (веток) и погрузочных пунктов. Таким образом, изменение в ту или иную сторону величин ( ) и А ведет к росту одних затрат и уменьшению других, и наоборот.
Размеры делянок, обеспечивающие минимум суммарных трудовых или денежных затрат на трелевку, строительство и содержание усов (веток) и погрузочных пунктов, являются оптимальными. Расчет оптимальных размеров делянки сводится к определению расстояний: –между усами (между ветками – ) и А – между погрузочными пунктами (см. рис. 4).
Суммарная стоимость затрат С, приходящаяся на 1 м3 стрелеван-ной древесины, складывается из удельных затрат: на трелевку леса ( , р/м3); строительство, содер-жание и разборку лесовозного уса или ветки ( , р/м3); обустройство ПП ( , р/м3); обустройство и содержание магистрального волока ( , р/м3). от суммарных затрат составляет незначительную величину, поэтому ею можно пренебречь.
, (6)
где – стоимость машино-смены на трелевке (табл. П 4.1 – П 4.4); – сменная производительность ТМ, ПТМ, ВСТМ или ВТМ, м3; М – объем трелюемой пачки, м3; m – число часов в смене; – коэффициент использования времени смены ( = 0,75-0,85); – суммарное время на формирование пачки, ее погрузку и разгрузку, маневры машины на лесосеке и погрузочном пункте в расчете на одну пачку, с; – средняя скорость ТМ, ПТМ, ВСТМ или ВТМ при движении в грузовом и холостом направлениях, м/с; – среднее расстояние трелевки, м.
, (7)
где – коэффициент удлинения трелевочных волоков, представляющий собой отношение фактической протяженности волока к его длине по прямым ( = 1,1-1,4); Б – ширина делянки, м; А – длина делянки (расстояние между ПП), м; , – коэффициенты, зависящие от схемы расположения волоков на лесосеке (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты для определения среднего расстояния трелевки
Показатель | Значения и для схем (рис. 4) | ||||
а, б, в, з, о | г, д, е, м | ж, к, л | и | н | |
0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,40 | 0,25 | |
0,5 | 0,25 | 0,40 | 0,25 |
Примечание. Если при автовывозке на погрузочном пункте предусмотрен разворот ТТК, ПТМ и ТМ с пачкой, а также при вывозке с погрузкой в разнокомелицу = 0,25 (рис. 3,а, б, з, о) и = 0,2 (рис. 3, и).
; (8)
, (9)
где – стоимость строительства, содержания и разборки одного погонного метра уса, р/м3 (при трелевке к веткам берётся аналогичная стоимость ветки; значения , (см. табл. П 4.5); f – коэффициент, учитывающий наличие неэксплуатационных площадок в тяготеющей к усу (ветке) площади (f = 1,1-1,2); – коэффициент удлинения уса; отношение фактической протяженности уса к его длине по прямой ( = l,2); – затраты на обустройство одного погрузочного пункта. Таким образом, с учетом формул (6)-(9)
. (10)
Определение оптимальных размеров делянки сводится к нахождению минимума функций двух независимых переменных ( и А).
Для функции (10) существуют первые частные производные и (11, 12), что является необходимым условием экстремума. Легко убедиться, что вторые производные и при положительных значениях и А больше 0, что является достаточным условием минимума функции (10). Таким образом,
; (11)
. (12)
Из уравнения (12) находим
, (13)
и, подставляя значение А в формулу (11), после преобразований получаем
. (14)
Уравнение (14) решается методом сканирования (подбора).
При работе по схемам (рис. 3, г-е, м) коэффициент = 0. Это означает, что трелевочная машина не сходит во время трелевки с магистрального (рис. 3, г-е, к) или пасечного (рис. 300, м) волока. Расстояние между волоками или погрузочными пунктами находится для схем (рис. 3, г-е, к) как длина ленты набора пачки объемом М, м3
, (15)
где D – ширина обрабатываемой ленты валочной (ВМ), валочно-пакетирующей (ВПМ), валочно-сучкорезно-пакетирующей (ВСПМ) и валочно-сучкорезно-раскряжевочной (ВСРМ) машиной.
Для схемы (рис. 3, м) расстояние между погрузочными пунктами является, по существу, шириной пасеки, зависит от высоты древостоя, метода разработки пасек и находится в пределах 25-40 м [8, с.83].
При известном значении Аи при = 0 величина выводится из уравнения (11)
. (16)
Рассмотрим примеры расчета оптимальных значений и А.
Работа машин осуществляется по схеме (рис. 3, б) при следующих параметрах: = 111 р/м; f = 1,2; = 1,2; = 1000 р.; q = 200 м3/га; = 1660 р; = 1,2; М = 6 м3; m = 7; = 0,8; = 0,83 м/с; = 0,5; = 0,5. При этих значениях уравнение (14) примет вид
= 0.
Применяя метод сканирования, например, с использованием микрокалькулятора, принимаем значение = 1000 м, получаем после подстановки 94007 > 0. При = 900 м получаем -90840 < 0. При = 950 м получаем -950 < 0. Таким образом, находится в пределах 950-1000 м. При продолжении вычислений можно установить более точные пределы. Примем = 1000 м и, как правило, соответствующее размерам квартальной сетки.
Для нахождения оптимального расстояния между погрузочными пунктами подставим значения параметров в уравнение (13):
50 м.
При значениях = 1000 м и А = 50 м среднее расстояние трелевки найдется по формуле (7) как
330 м.
Для второго примера возьмем работу машин по схеме (рис. 3, г) при = 1; = 0. Значения других параметров оставим те же, что и в первом примере. Подставляя в уравнения (15, 16) эти значения, получаем
86 м,
930 м.
Принимаем = 1000 м. При этих значениях среднее расстояние трелевки (7)
300 м.
В зависимости от расстояния между усами и размерами лесосеки она может примыкать к усу (к ветке) своей большей (рис. 5, а) или меньшей (рис. 5, б) стороной. Ус может делить лесосеку на две части (рис. 5, в). Лесосека может осваиваться с двух и более усов (рис. 5, г).
Рис. 5. Схема взаимного расположения усов и лесосеки
Число погрузочных пунктов или число делянок определяется путём деления длины лесосеки на расстояние между погрузочными пунктами А. Полученное значение округляется до целого числа, а затем определяется в метрах точное значение .