Ii. регулировки положения рабочих инструментов

Регулировки положения являются наладочными и осуществляются за счет ослабления крепежных деталей (винтов, гаек и т.п.) и соответствующего перемещения деталей. Наладку машины начинают с основных механизмов, переходя к дополнительным и вспомогательным, включая элементы автоматизации. Основными в челночных швейных машинах являются механизмы иглы 1 (рис. 25, а,б), челнока 2, нитеподатчика 3 и двигателя материала 4. После наладки правильного взаимодействия иглы с челноком, регулируют механизмы нитеподатчика, двигателя материала и др. По завершении регулировок проверяют качество выполнения машиной технологической операции в соответствии с ее характеристикой. Для новых машин челночного стежка не допускается более одного обрыва ниток на строчке длиной 45м; смещения слоев ткани относительно друг друга или укорачивания длины (стягивания) более чем на 2%; отклонение перемещения материала от прямой линии не должно превышать 3% от длины строчки.

При длительной эксплуатации машины требования снижаются, а затраты на замену деталей и частоту наладки определяются экономической целесообразностью.

На швейных машинах общего назначения с ротационным челноком регулировка взаимного положения иглы и челнока осуществляется, в общем случае, следующим образом. Игла опускается в крайнее нижнее положение и поднимается поворотом главного вала в рабочем направлении примерно на 1,7 – 2,5мм в зависимости от конструкции машины. В этот момент носик челнока должен находиться на оси иглы. Если этого не происходит, то ослабляются прижимные (обычно два) винты 2а (рис. 25, б) крепления челнока и его поворачивают до соответствующего положения. После этого, ослабив винт 1а, перемещают игловодитель и иглу 1 в положение, показанное на рис. 25, в (по инструкции использования машины).

Современные методы наладки машин определенных классов осуществляются не "на глазок", а с использованием щупов, калибров и специальных выемок в корпусе машины. Так некоторые машины фирм Зингер, Пфафф и др. имеют на игловодителе риски (рис. 25, г), обозначающие крайнее нижнее положение иглы (Н) и положение, соответствующее необходимому подъему (П) иглы для встречи с носиком челнока в момент захвата петли-напуска игольной нити (рис. 25, г). Ориентация рисок осуществляется по нижнему торцу втулки игловодителя.

При отсутствии рисок и большого парка машин с различными величинами подъема иглы из крайнего нижнего положения для образования петли-напуска, используются щупы-калибры. В крайнем нижнем положении иглы на игловодитель закрепляется зажим N (рис. 25, д), упирающийся в щуп, толщина Δ которого соответствует величине подъема иглы для встречи с носиком челнока. После удаления щупа игловодитель с зажимом поднимаются до упора в нижний торец втулки 1б, после чего производят соответствующую установку челнока, как показано на рисунке.

Современные машины, например, 31 ряда (челночные машины с горизонтальной осью вращения челнока), имеют специальные отверстия А (рис. 26, а ) в кривошипе 1 и выемки В в корпусе 3 для правильного позиционирования иглы и челнока в момент захвата петли-напуска.

Сняв фронтовую доску машины, совмещают отверстие А и выемку В и вставляют в них до упора стержень-калибр 2. После этого ослабляют винты 4 (рис. 26, б) крепления челнока 2 на валу 3 и производят его соответствующее перемещение, обеспечивая необходимые зазоры. После этого регулируют положение установочного пальца 1, удерживающего шпуледержатель 5 от вращения.

На зарубежных машинах, например, Пфафф 481, для регулировки используют универсальный диск-калибр 1 (рис. 26, в). Вставляя стержень 2 в соответствующее отверстие, обеспечивают необходимое положение рабочих органов машины.

Конструкция рычажных нитеподатчиков достаточно хорошо отработана и в процессе эксплуатации швейной машины не требует регулировки. Однако при сборке машины для правильной установки деталей также используются калибры.

Вращающимся нитеподатчикам, где нить совершает сложное движение, требуется регулировка углового положения нитеподатчика в зависимости от материала (х/б, шелк, синтетика и т.д.) игольной нити. На рис. 27 показаны различные нитеподатчики 3, используемые в машинах классов: а – 97-А; б – 97; в – Зингер различных моделей. Несмотря на различную конфигурацию и конструктивное исполнение, принцип подачи игольной нити 2 игле 1 и процесс затяжки стежка для всех нитеподатчиков аналогичен. Момент затяжки и начало соскальзывания нити по профилю нитеподатчика регулируется поворотом диска 4 после ослабления крепежных деталей.

В механизме двигателя материала важно правильно установить зубчатую рейку 1 относительно прорези игольной пластинки 2 (рис. 28). Продольные зазоры Δ при подъеме и опускании рейки должны быть одинаковы, также как и боковые зазоры δ. В верхнем положении над поверхностью игольной пластинки 2 должны выступать только зубчики рейки 1. Удобнее проводить эту регулировку не визуально, а с помощью калибра 3.

На рис. 29, а показана плоская конструктивная принципиальная схема, а на рис. 29, б – пространственная структурная схема узла перемещения зубчатой рейки 1. Привод коромысел 7, дающих колебательное движение валам 4 и 5, на схемах не показан.

Регулировку продольного зазора Δ осуществляют после ослабления винта 3а (или 7а) поворотом коромысла 3 или вала 4, которые перемещают рычаг-вилку 2 и рейку 1 в продольном направлении.

Боковой зазор δ (рис. 28) между рейкой 1 и стенками прорези игольной пластинки 2 устанавливается перемещением коромысел 3 и 6 вдоль валов 4 и 5 (рис. 29) вместе с рычагом 2 и рейкой 1 после ослабления винтов крепления. В случае выполнения коромысел 3 и 6 как одно целое с валами 4 и 5 (например, как в машине класса 97-А, рис. 25, а, б) рейка 1, рычаг 2 и коромысла перемещаются вместе с валами после ослабления винтов крепления центровых шпилек 4а. В некоторых машинах вместо центровых шпилек используются центровые винты 5а с контргайками. Вращение винтов в соответствующем направлении позволяет сместить вал и все элементы узла, включая рейку 1, в нужное положение.

При расположении валов во втулках скольжения, например, как в машине 1022-М (рис. 23, а, б) перемещение валов осуществляется вместе с втулками после ослабления винтов крепления. Продольный люфт устраняется уменьшением зазора между втулками и соседними деталями или перемещением специальных упорных колец К.

Регулировка рейки 1 по высоте (рис. 29, а, б) осуществляется перемещением самой рейки (если позволяет конструкция) после ослабления винта 1а. Такое решение использовано в машине 28 класса. Но в большинстве машин общего назначения регулировка производится поворотом коромысла 6 после ослабления винта 6а или вала 5 после ослабления винта 7б.

Иногда при первичной наладке машины используются пластины определенной толщины, подкладываемые под рейку для обеспечения ее параллельности с поверхностью игольной пластинки.

Наладочные регулировки в машинах цепного стежка, как и в челночных, начинают с основных механизмов, т.е. иглы, петлителя и т.д.

Регулировка положения иглы осуществляется аналогично, т.е. как в машинах челночного стежка. Следует отметить, что наладка механизмов не ограничивается взаимной установкой рабочих органов. Например, при наладке механизма петлителя машины 28 класса однониточного цепного стежка необходимо выполнить дополнительные довольно многочисленные регулировки. В первых выпусках машин этого класса приводной шкив устанавливался на нижнем валу, в последних – на верхнем. В машине установлен ротационный петлитель 1 (рис. 30, а), вращение которому передается от верхнего (главного) вала 2 через две пары конических шестерен 6, 7 и 11, 13, каждая из которых закреплена двумя винтами 5, вертикальный вал 9 и нижний вал 18. Нижний вал смонтирован в трех опорных втулках 19, 15 и 12 и удерживается от осевого перемещения стопорным кольцом 16 с двумя винтами 17 и шестерней 13 через кольцо-прокладку 14.В торцевое отверстие нижнего вала 18 вставлен хвостовик 1а петлителя 1, закрепленный винтом 20.

Для обеспечения нормального петлеобразования игла устанавливается по высоте относительно петлителя таким образом, чтобы в момент захвата петли носик петлителя 1 находился на оси иглы на расстоянии 2,0 – 2,5мм выше ушка (рис. 30, б). Это угловое положение обеспечивается поворотом самого петлителя 1 (если хвостовик 1а выполнен цилиндрическим без лыски) после ослабления винта 20. Если хвостовик 1а имеет лыску, то поворот петлителя 1 осуществляется вместе с валом 18, после ослабления винтов 5 шестерни 13.

Зазор между иглой и носиком петлителя не должен быть более 0,15мм и регулируется осевым перемещением хвостовика 1а в отверстии вала 18. После осуществления регулировки хвостовик 1а и, соответственно, петлитель 1 закрепляется винтом 20.

Как говорилось выше, для нормальной работы механизма необходимо провести дополнительные регулировки. Величина зазоров в зацеплении пар конических шестерен 6, 7 и 11, 13 устанавливается их перемещением вдоль осей валов. Причем сначала устанавливаются шестерни 7 и 11 на вертикальном валу 9 с соответствующим перемещением втулок 8 и 10, а затем шестерни 6 и 13 горизонтальных валов 2 и 18. При этом во избежание люфтов, торец шестерни 13 должен упираться через кольцо-прокладку 14 во втулку 15, которую продвигают вправо до соприкосновения с этими деталями. К торцу шестерни 6 подводят кольцо 3 и закрепляют на валу 2 винтами 4. Зазоры между деталями должны быть минимальными, но не мешать свободному вращению валов без их продольного перемещения.

В машине 245 класса игла 1 (рис. 31) вставляется в игловодитель 3 и закрепляется винтом. 2. Положение ушка иглы 1 относительно линии строчки регулируют поворотом ее вокруг своей оси после ослабления винта 2.

Высота иглы 1 относительно носика петлителя регулируется перемещением игловодителя 3 по вертикали после ослабления винта 4.

Начало движения иглы 1 по фазе и отчасти величину ее перемещения регулируют поворотом верхнего вала 5 относительно кривошипа 7 после ослабления винта 6.

Регулировки зазора между иглой 1 и петлителем 9 (рис. 31, б), а также установка носика петлителя относительно оси иглы производится соответственно перемещением петлителя вдоль оси вала или поворотом вокруг той же оси после ослабления винта 8 (рис. 31, а).

Для обеспечения нормального петлеобразования петлитель должен быть установлен по отношению к игле таким образом, чтобы в момент захвата петли, когда носик петлителя находится на оси иглы, расстояние от центра ушка до носика петлителя составляло примерно 2,5мм (рис. 31, б). Вместе с тем, при крайнем нижнем положении иглы, когда острие иглы отстоит по вертикали от оси петлителя на 4,5мм, носик петлителя должен находиться примерно под углом 50° вправо от оси иглы (вид с фронта машины), что составляет около 6мм по горизонтали. Для того чтобы машина не делала пропусков, зазор между иглой и петлителем должен быть не более 0,15мм, что достигается установкой петлителя вдоль его оси.

В машинах двух- и многониточных цепных стежков взаимная установка иглы и петлителя требует большой точности, например, в машине двухниточного цепного стежка, где петлитель 1 (рис. 32) совершает "эллиптическое" движение по траектории П. В момент захвата петли-напуска у ушка иглы 2 зазор А между иглой и петлителем составляет 0,03 – 0,05мм (рис. 32, а), а в момент прохода иглы 2 через нить петлителя 1 зазор практически отсутствует, и игла слегка касаетсяповерхности петлителя (рис. 32, б). Зазор В между иглой 2 и петлителем (или петлителями) 1 (рис. 32, в) в момент нахождения игловодителя 3 в крайнем нижнем положении должен гарантировать их правильное взаимодействие и обычно устанавливается по калибру 4 (рис. 32, г).

Ведущие производители машин цепного стежка (например, Римольди) в руководствах по использованию машин дают все основные параметры регулировок, их схемы, номера нормализованных калибров и соответствующие таблицы. Пример, иллюстрирующий содержание инструкции, приведен на рис. 33.

Вышеназванные регулировки положения выполняются описанными ранее способами, т.е. ослаблением крепежных деталей и перемещением (продольным или поворотным) соответствующих деталей. Так при ослаблении винта Р1 (рис. 34, а, б) вертикальным перемещением осуществляется регулировка петлителя 1 по высоте и, его поворотом, зазор между его носиком и стержнем иглы (рис. 33, позиция D). Ослабление винта Р2 крепления коромысла поперечных перемещений позволяет изменить взаимное расположение плоскостей перемещения петлителя и иглы (поперечное положение петлителя в направлении а-а). Предварительная регулировка положения петлителя 1 производится ослаблением винта Р3 и поворотом коромысла 3 в нужном направлении. Через тягу 4 перемещение передается петлителю 1 и осуществляется его регулировка (продольное положение петлителя в направлении б-б).

В данном механизме использована не описанная ранее регулировка положения за счет изменения размеров соединительного звена. Тяга 4 механизма продольных перемещений петлителя выполнена разъемной. Между шарнирными головками она имеет вкладыш 4а, на концах которого нарезана мелкая левая и правая резьба, а посредине – головка Р4 под ключ для вращения вкладыша. При вращении вкладыша 4а длина тяги 4 увеличивается или уменьшается, что вызывает перемещение левой головки тяги 4 и петлителя 1 (при неподвижном коромысле 3). Величина перемещения зависит от угла поворота головки Р4 и может достигать точности до тысячных долей миллиметра. После производства регулировки положение вкладыша 4а фиксируется контргайками 4б (на рис. 34, б – не показаны).

Тот же принцип регулировки положения используется и в других машинах, например, в механизме отклонения иглы в пуговичной машине 27 класса. Поперечные (относительно оси главного вала) отклонения игла этой машины получает от копирного диска 1 (рис. 35, а), который сообщает колебательные движения рычагам 2, 3 и через тягу 4 рамке 6, поворачивающейся относительно конических центров 5. Во втулках рамки 6 проходит игольный стержень 7, на конце которого закреплена игла 8.

Положение иглы 8 относительно отверстия в пуговице устанавливается за счет изменения длины тяги 4. Левая часть плоской тяги 4 имеет паз, позволяющий осуществить ее перемещение относительно правой части после ослабления винта Р4. Сущность регулировки показана на кинематической схеме механизма (рис. 35, б). Так после ослабления винта Р4 левая часть тяги 4 смещается влево. Правая часть тяги и рычаг 2 остаются неподвижными. Как видно на схеме рамка 6 поворачивается по часовой стрелке, т.е. игловодитель 7 и игла 8 (показана точкой) уходят влево от оси главного вала.

Варьируя длину тяги, добиваются точного попадания иглы в отверстие пуговицы, с которого начинается ее пришивка. После этого затягивают винт Р4.

Регулировки положения выполняются при первичной, после сборки, наладке машины или при ее наладке после частичной разборки в процессе эксплуатации, например, в случае поломки или при проведении плановых ремонтов.

Наши рекомендации