Под ИТО понимается такая система обучения, при которой средством действий с информацией является компьютер.

Под информационной технологией (ИТ) будем понимать совокупность средств и методов сбора, хранения, использования и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационные технологии (ИТ) в системе образования подразделяются на три группы, соответственно трём уровням их применения:

1. ИТ, выступающие в качестве инструментария для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения. КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими (некомпьютерными) учебно-методическими средствами. Место КСО и возлагаемые на них функции определяются сложившимися принципами организации обучения;

2. ИТ, способствующие развитию дидактики и методики;

3. ИТ, обеспечивающие развитие функциональной и организационной структуры образования, воплощение их в новых формах.

Активная роль ИТ проявляется на втором и третьем уровнях. Она обусловлена тем, что, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами, КСО обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.

2. Цели использования НИТ в системе образования

Выделим педагогические цели использования НИТ в системе образования:

- интенсификация всех уровней учебной подготовки;

- развитие личности обучаемого;

- подготовка к жизни в условиях информационного общества;

- реализация социального заказа, обусловленного процессами информатизации общества.

Информатизация образования позволит, в конечном итоге, эффективно использовать следующие важнейшие преимущества НИТ:

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;

- эффективную организацию учебно-познавательной деятельности в ходе образовательного процесса.

Остановимся более подробно на развитии личности обучаемого, его подготовки к жизни в условиях информационного общества:

- развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

- эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

- развитие коммуникативных способностей ;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

- развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

3. Направления внедрения информационных технологий в образование

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование. Перечислим их.

1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

- реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций.осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;

- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;

- реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем.

2. Использование СНИТ к качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

3. Использование СНИТ в качестве средства развития личности обучаемого.

4. Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

5. Использование СНИТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом.учебными заведениями, системой учебных заведений.

6. Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий.

7. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием.

9. Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Наши рекомендации