Классификация профессий по предмету труда
Тип профессии | Главный предмет труда в данном типе профессий | Примеры отдельных профессиональных специальностей | Виды учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в которых частично представлены элементы соответствующего предмета труда | Требования профессии к человеку |
Человек – природа | Живые организмы, биологические, микробиологические процессы | Инженер-океанолог, лесовод, лаборант-микробиолог, радиоэколог, озеленитель, биолог, ветеринар, медик | Лабораторные работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, выполнение работ в юннатских кружках, в саду, в огороде, уход за животными | Любовь к природе, интерес к биологии, наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учёту наблюдений, потребность в двигательной активности, дальновидность, инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, творческое мышление |
Человек - человек | Люди, группы, коллективы | Официант, продавец, медсестра, преподаватель, юрист, воспитатель дошкольных учреждений, психолог, менеджер, врач | Разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, выполнение общественно-организаторской работы, участие в коллективных мероприятиях | Общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, устойчивость и распределение внимания, доброжелательность, тактичность, справедливость, чуткость к состояниям других людей, умение владеть собой, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, умение находить общий язык с разными людьми, терпение |
Человек - художественный образ | Художественные образы, их части, элементы, свойства | Маляр, художник-оформитель, композитор, писатель, живописец, архитектор, швея, дизайнер | Разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности | Потребность к самовыражению, наглядно-образное представление, яркое воображение склонность к творчеству, гибкость чувств, мышления, повышенная чувствительность при оценке произведений искусства, трудолюбие, реалистический уровень притязаний на общественное признание, целеустремлённость |
Человек - знаковая система | Условные знаки, шифры, естественные или искусственные языки | Программист, бухгалтер, экономист, статистик, переводчик, редактор, чертёжник, телеграфист | Выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение дневников, записей, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений, вырезок из газет, перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчётов, чертежей, схем | Способность к абстрактному мышлению, устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания, кратковременная и долговременная память, склонность к обобщениям, способность к установлению закономерностей, к малоподвижной работе, сосредоточенность, усидчивость |
Человек - техника | Технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия | Слесарь, токарь, водитель транспорта, радиомеханик, инженер-технолог, киномеханик, сборщик часов, оптик, фрезеровщик | Лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, работа в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники | Способности к геометрии, физике, интерес к технике, новым механизмам, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду, память на движения, точность, определённость действий работника, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность |
«Светофор»
Цель упражнения: Знакомство учащихся с понятием «невербальные сигналы», развитие наблюдательности.
Процедура проведения упражнения. Упражнение можно проводить как с целым классом, так и с подгруппой в 10 – 15 человек. Каждому участнику выдается карточка, на которой написан один из цветов светофора. Задача каждого участника по команде ведущего невербально показать свой цвет, не используя при этом прямой показ предметов данного цвета.
Инструкция: Сейчас вы получите карточку, на которой будет написан один из цветов светофора. Ваша задача невербально показать данный цвет, не используя при этом прямой показ предметов данного цвета. По команде «Раз», вы одновременно показываете свои цвета.
По команде «Два», вам надо найти тех участников, у которых, как вам кажется, такой же цвет, как и у вас и объединяетесь в одну группу (в соответствии со своим цветом).
После проведения упражнения участники проверяют, правильно ли они объединились в группы. Во время обсуждения участники отвечают на такие вопросы как: Что было трудно и почему? Что помогало, а что мешало находить партнеров по цвету? К чему вы больше стремились: показывать или наблюдать?