Процедура проведения упражнения (часть 2).
Проводится в режиме индивидуальной консультации, собеседования. Психолог (педагог) предлагает учащемуся заглянуть в свою тетрадь, вспомнить какие цели он ставил перед собой.
Инструкция: «Давайте посмотрим какую цель вы ставили перед собой на этот год. Сопоставьте полученный результат со своей целью. Что у вас получилось, что не очень, что помешало выполнению плана на этот год?».
Психолог (педагог) обсуждают с учеником, какие трудности встретились ему на протяжении этого года, как он их преодолевал, что он мог бы сделать по другому.
Если цели достигнуты, то важно поощрить учащегося и предложить ему скорректировать (уточнить) свою цель на следующий год.
Если цель не достигнута, все равно поощрите учащегося, обсудите с ним, что ему необходимо для осуществления своей цели. Он боролся, но пока у него не получилось. Можете порекомендовать ему небольшой отпуск.
Уточните с ним цель на следующий год, помогите ему учесть те ошибки, которые он совершил, формулируя цель на этот год. Составьте с учащимся контракт, который предусматривал бы определенные лишения в случае, если поставленная цель не будет им достигнута.
Порекомендуйте учащемуся сообщить как можно большему количеству людей о своем намерении добиться поставленной цели. На карту будет поставлено его имя. Если самолюбие не является одной из главных черт учащегося, вы можете предложить ему другой путь.
Примечание:
1. Вопросы алгоритма могут видоизменяться в зависимости от аудитории и включать вопросы, связанные с перспективами в семейной жизни, с достижениями в бизнесе, научными достижениями и т.д.
2. Если по какой-либо причине невозможно вернуться к данному упражнению в конце учебного года (например, это упражнение проводится в рамках разового тренинга), то в конце упражнения необходимо дать участникам инструкцию по подведению итогов этого упражнения: «В конце года сопоставьте полученный результат с вашей целью на год. Если цель будет достигнута, поощрите себя. Подарите себе что-то, что вы цените, в чем давно отказываете себе, то, что вы любите. Затем уточните цель на следующий год и действуйте далее. Если цель не достигнута, все равно поощрите себя. Дайте самому себе небольшой отпуск, купите себе нужную для работы или для осуществления вашей цели вещь, пройдите какой-нибудь интересный и важный тренинг. Вы боролись, но пока у вас не получилось. После этого уточните свою цель на следующий год и примите на себя определенные обязательства, предусматривающие некоторые лишения в том случае, если цель не будет достигнута и в следующем году. Первое, что вы можете сделать, — это сообщить, как можно большему количеству людей о своем намерении добиться поставленной цели. На карту будет поставлено ваше имя. Если самолюбие не является одной из ваших главных черт, вы можете выбрать другой путь. Составьте контракт, который предусматривал бы определенные материальные лишения в случае, если поставленная цель не будет вами достигнута».
3. В бихевиоральной терапии контракты, предусматривающие определенные лишения, практикуются достаточно часто. «Хочешь похудеть на 10 кг, а силы воли не хватает? Ты можешь заключить договор о том, что на период в 6 месяцев или в 1 год ты передаешь терапевту в клинику определенные ценности, которые будут тебе возвращены, если ты похудеешь на 10 кг, и останутся в клинике навсегда, если ты не сможешь этого сделать».
Комментарий 1: «Лучшее средство укрепить в себе какое бы то ни было чувство — это подолгу и как можно чаще поддерживать в нашем сознании идеи, с которыми оно находится в связи, стараться, чтобы эти идеи выступили перед нами выпукло ярко, отчетливо. А чтобы этого достигнуть, необходимо представлять себе каждую вещь конкретно, со всеми ее живыми, характерными подробностями» (Пэйо Ж., 1903, с. 60)
Комментарий 2: «Для того чтобы эмоция, желание могло приобрести полную живость, нужно только, чтобы предмет желания сделался вполне ясен уму, так чтобы все его приятные, соблазнительные или просто полезные стороны выступили в сознании выпукло и ярко» (Пэйо Ж., 1903, с. 45).
«Как стать неудачником»
Цель упражнения: в веселой непринужденной форме показать учащимся основные ошибки, допускаемые людьми в деятельности, помочь учащимся вовремя обнаружить свои ошибки, мешающие достижению поставленных целей.
Может проводиться как с целым классом, так и с подгруппой.
Ведущий предлагает каждому учащемуся написать 5 основных ошибок мешающих достижению поставленной цели. Затем проводится обсуждение.
Перечень основных ошибок, мешающих достижению поставленных целей:
1. Уверенность, что трудности связаны с окружающими людьми, а не с самим человеком
2. Стремление уйти от решения проблем (а вдруг проблемы исчезнут сами по себе)
3. Уверенность, что вам постоянно не везет, уверенность в том, что другим значительно лучше, чем Вам. Обида на жизнь.
4. Стремление избегать критики, ничего не делая. Попытка оправдать свое бездействие внешними причинами. Поиск причин "почему я не могу этого делать" вместо поиска вариантов "как я могу это сделать"
5. Акцент на преградах, а не на уверенности в возможности преодолеть эти преграды.
6. Слишком медленное выполнение работы или, наоборот, лихорадочно быстрое.
7. Повышенная раздражительность при общении с людьми, связанными с вами.
8. Попытка постоянно оправдываться или упрекать окружающих в том, что вы не можете выполнить взятые на себя обязательства.
9. Неуважение к окружающим вас людям.
Круглый стол:
«Мои жизненные и профессиональные планы»
Цель упражнения: определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Определение путей достижения своих жизненных и профессиональных целей. Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмыслить над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
В зависимости от целей психолога (педагога) возможны также более узкие темы круглого стола, например: «Путь к профессиональной карьере», «Мое профессиональное будущее» и т.д.
«5 шагов»
Цель упражнения — повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Игра может проводиться как в круге (для 6—12 участников), так и при работе с целым классом. Среднее время на игру от 30 до 40 минут.
Процедура проведения.
1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже — совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
4. Далее все делятся на подгруппы по 3—4 человека.
5. В каждой подгруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5—7 минут.
6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными подгруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.
Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2—3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками, и выделяется наиболее оптимальный вариант.
В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.
«Путь к цели»
Цель упражнения: определение перспективных жизненных и профессиональных целей, формирование способности видеть возможные препятствия в достижении поставленной цели, а также видеть пути преодоления возникающих препятствий.
Упражнение проводится в малых подгруппах (9 – 12 человек ). Упражнение проводится в круге
Процедура проведения.
1. Все участники садятся в круг.
2. Инструкция 1. Прикройте глаза, представьте, чего вы хотите достичь через год. Постарайтесь представить объемную красочную картинку. Что это за достижение. Что вы делаете, как выглядите.
3. Инструкция 2. Теперь откройте глаза. Перед вами в центре стоит стул – это ваша цель, которую вы сейчас сформировали. Ваша задача подойти к этому стулу (к своей цели). Но это не просто. Прежде чем сделать шаг подумайте, что вам надо в первую очередь сделать для того, чтобы достичь своей цели. Есть ли что-то, что мешает сделать этот шаг? Это могут быть как объективные, так и субъективные причины (например, желание погулять, вместо того, чтобы делать уроки). Что надо сделать, чтобы преодолеть это препятствие? Если вы нашли способ преодоления препятствия, то можете сделать свой первый шаг. Какой шаг следующий? Двигайтесь со своей скоростью, не следите за тем, что делают другие. Возможно, что какие-то препятствия заставят вас немного отступить, немного вернуться назад. Главное не терять из виду ту цель, к которой вы стремитесь.
4. Когда все учащиеся достигнут своей цели, ведущий предлагает вернуться на свои места и на листочках записать свою цель и основные шаги, которые надо предпринять для достижения этой цели.
Фазы беседы
Может использоваться как активизирующая методика (в качестве материала для обсуждения), а также как информационный раздаточный материал. При использовании данного материала в качестве активизирующей методики основной целью является инициирование размышлений учащихся о факторах способствующих ведению беседы. Наиболее эффективным является использование данной методики после проведения одной из ролевых игр, направленных на анализ умения участников договариваться друг с другом (например: «Продажа лошади», «Официант», «Собеседование» и т.д.).
Инструкция: «Каждому из вас в своей жизни приходилось договариваться с другими людьми по тому или иному поводу. Вспомните, в каких случаях вы были успешны, а в каких нет. Попробуйте определить, какие фазы беседы можно выделить, сколько, по вашему мнению, всего есть фаз беседы. Запишите в своих тетрадях».
Если методика проводится с подгруппой в 7-9 человек, то обсуждение проводится сразу со всей подгруппой, в результате на доске записывается список принятый всеми участниками группы.
При работе с целым классом, списки первоначально обсуждаются в малых подгруппах (по 3-4 человека), а уже потом составляется общий список.
Затем список, составленный учащимися, сравнивается с раздаточным материалом.
Раздаточный материал:
Фазы беседы:
1. Установление контакта
2. Выслушивание (ориентация в позиции партнера)
3. Аргументация своей точки зрения
4. Завершение беседы.
Техника установления контакта
1. Приветствие:
a. Улыбка
b. Обращение по имени (имени отчеству)
c. Рукопожатие или легкий поклон
2. Установление контакта глаз
3. Изменение дистанции – социальной и физической
a. Желательно встать, приветствуя собеседника, выйти из-за стола, встречая его и провожая к месту, где вы проведете разговор
b. Лучше сесть так, чтобы между вами и собеседником не было преграды (например, письменного стола)
c. Целесообразнее разместиться не прямо лицом друг к другу, а под некоторым углом
4. Рекомендуется показать собеседнику, что вы готовились к беседе (подобрали нужные документы, убрали ненужные бумаги; подготовили место, где вы будете беседовать - стулья, кресла)
5. Не рекомендуется начинать деловой разговор на ходу (в коридоре, в буфете, на лестнице)
Техники активного слушания
Может использоваться как активизирующая методика (в качестве материала для обсуждения), а также как информационный раздаточный материал. При использовании данного материала в качестве активизирующей методики основной целью является инициирование размышлений учащихся о факторах способствующих эффективному ведению беседы.
Процедура проведения. Ведущий раздает учащимся раздаточный материал («Список вариантов ведения беседы»). Учащиеся, в соответствии с инструкцией, оценивают каждый из вариантов (7 – 9 минут).
Инструкция: «Вы сейчас ознакомитесь с 9 вариантами ведения беседы. Прочтите внимательно каждый из вариантов и оцените по 7-балльной шкале (от -3 до +3), насколько данный вариант способствует успешному взаимодействию с партнером, способствует пониманию партнера. Если вариант совсем не способствует пониманию партнера – (-3), если наиболее подходит для понимания партнера – (+3)».
Раздаточный материал:
Техники ведения беседы
1. Собеседник сопровождает высказывания партнера реакциями типа «Да-да», «Угу» и т.д.
2. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.
3. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположение относительно причин высказывания партнера («Если исходить из вашего тезиса, то…», «вы так считаете, видимо, потому, что…»)
4. Собеседник допускает высказывания типа «Глупости ты говоришь», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь» и т.д.
5. В ходе разговора собеседник вставляет высказывания типа «пора приступить к предмету разговора», «Мы несколько отвлеклись от темы»…
6. Собеседник точно, почти дословно, повторяет высказывание партнера. При этом он начинает с вводной фразы «Как я вас понял…», «По вашему мнению…»
7. Собеседник пытается найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого
8. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в его словах («Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «итак…»)
9. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что-то, и не объясняет своих целей
Обсуждение. В режиме блиц – опроса участники сообщают свою оценку по каждому варианту. Если у участников есть крайние оценки одного и того же варианта (например, один ученик оценивает данный вариант ведения беседы как очень хороший, а другой как очень плохой), то им предлагается аргументировать свою точку зрения и в результате обсуждения принимается общая для группы оценка. Затем оценки принятые группой сравниваются с экспертными.
Экспертные оценки:
Не способствуют пониманию партнера (-3, -2)
1. Негативная оценка (п.4)
2. Игнорирование (п.2)
3. Эгоцентризм (п.7)
Промежуточные техники ( от -1 до +1)
1. Выспрашивание (п.9)
2. Замечания в ходе беседы (п.5)
3. Поддакивание (п.1)
Способствуют пониманию партнера (активное слушание) (+2, +3)
1. Вербализация, ступень А (проговаривание) (п.6)
2. Вербализация, ступень Б (резюмирование) (п.8)
3. Вербализация, ступень В (развитие идеи) (п.3)
Анкета «Природа и я»
№ п/п | Утверждение | Да | Нет |
Часть А | |||
У меня дома есть комнатные растения | |||
Мне нравится ухаживать за комнатными растениями | |||
Я люблю наблюдать, как развивается растение | |||
Я люблю смотреть фильмы и читать книги о разных экзотических растениях | |||
Я люблю помогать старшим ухаживать за растениями на садовом участке | |||
Я люблю гулять в лесу | |||
Мне интересно участвовать в таких акциях как «Чистый берег», «Сделаем город зеленым» | |||
Итого | |||
Часть Б | |||
У меня дома есть домашние животные | |||
Я ухаживаю за домашними животными | |||
Мне нравится наблюдать за животными, их повадками | |||
Мне нравится смотреть телепередачи и фильмы о животных | |||
Я люблю бывать в зоопарке | |||
Я люблю читать книги про животных | |||
Мне жалко бездомных животных | |||
Итого |
Данная анкета дает возможность оценить интерес учащихся к теме «человек – природа», а также их личный опыт, связанный с уходом за растениями и животными.