Методика работы социального педагога с личностью и ее микросредой в системе служб социальной помощи населению

Социальный педагог - специалист, деятельность которого направлена на содействие развитию детей и подростков с помощью воспитательной и коррекционной работы, является посредником в системе взаимодействия "личность-семья-общество", влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в обществе, семье, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Межведомственная модель системы оказания социальной помощи населению

Система социальной защиты призвана преодолеть социальную незащищённость граждан. Она включает в себя целый комплекс мер и стратегий, нацеленных на поддержку минимального уровня благосостояния всех категорий населения, сглаживание возможных негативных последствий падения уровня дохода в течение всей жизни (т.е. перераспределение ресурсов в масштабе жизненного цикла человека), а также предоставление страховой защиты на случай <шоковой> потери дохода, например в результате утраты трудоспособности.

Основными направлениями системы социальной защиты являются: 1) социальное страхование, 2) социальная помощь и 3) социальное обслуживание.

Социальная помощь -сложно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, которая способствует созданию единого и гармоничного социально-педагогического пространства, повышению эффективности защиты, помощи и поддержки семей в процессе развития, воспитания и социализации детей.

Элементы системы помощи:

1)юридические (законы, подзаконные акты, указы, приказы и т.д)

2)управленческие (организационные, материально-технические, кадровое обеспечение)

3)содержательные (опека, попечение, усыновление, социальная защита, помощь детям-сиротам, многодетным семьям и т.д.)

4)технологические и методические (способы, приемы, операции).

Социальная защита – это деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни.

Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание (т.е. деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Социальная служба – это система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Функции социальных служб:

функция социальной помощи – выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности; надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; и др.

функция консультирования– консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч.

функция социальной коррекции и реабилитации – медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих и др.

функция информированиянаселения, изучения и прогнозирования социальных нужд – предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов – участие в разработке чрезвычайных программ , формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

В профессиональной деятельности социального педагога немаловажное значение имеет общение с представителями средств массовой информации. Социальному педагогу они бывают необходимы, если возникает потребность быстро распространить определенную информацию, создать определенное общественное мнение, а также для собственной рекламы. Поэтому нужно стремиться к налаживанию хороших отношений с прессой, к использованию ее возможности для того, чтобы воздействовать на людей. Однако следует быть готовым к тому, что и вас будут использовать в своих целях. Ведь всем журналистам нужны интересные факты.

Процесс социализации человека описывается при помощи многих факторов (необходимых условий для протекания этого процесса). Это и микрофакторы – семья, религиозная община, общество сверстников, соседи и все те социальные группы, в которых человек пребывает непосредственно, и которые влияют на него. В функции социального педагога на приходе входит обязательное ознакомление со всеми характеристиками ближайшего окружения прихожан – их семей, жилищных условий и многого другого. Учитывая характеристику ближайшего окружения человека, социальный педагог грамотно выстроит стратегию организации, например, разновозрастных групп в воскресной школе или осознает необходимость создания небольших семейных групп для родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

· индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.

С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.

Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.

Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

Наши рекомендации