Динамические процессы в семье
В своем развитии семья проходит определенные стадии, которые связаны с созданием семьи, появлением новых членов семьи, уходом старых.
1) Картер
1. Внесемейное положение
2. Молодожены
3. Появление детей
4. Дети становятся подростками
5. Дети взрослые
6. Поздняя стадия
2) Навайтис
1. Добрачное общение
2. Заключение брака
3. Медовый месяц
4. Молодая семья, появление детей
5. Зрелая семья, воспитание детей
6. Семья людей старшего возраста
Психологический климат – обобщенная интегративная характеристика семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общей атмосферой и стилем отношений. Связан с психологической атмосферой, общением, поддержкой, сексуальными отношениями, досугом.
На психологический климат влияют 4 группы факторов:
1. Социально-демографические и экономические характеристики семьи
2. Характеристики внесемейной жизни
3. Установки и поведение супругов
4. Характеристика супружеских отношений
Социальная работа с семьей
К факторам риска относятся:
- социально-экономические (снижение уровня жизни)
- социально-демографические (отсут 1 или 2 родителей)
- медико-санитарные
- психолого-педагогические
- криминальные
Объектом соц поддержки семьи может стать семья любого типа, однако, степень нуждаемости будет различна.
Соц работу с семьей можно рассматривать как помощь семье со стороны социума, государства, законов, объединений, частных лиц.
В России гос семейная политика отражена в «Основных направлениях государственной семейной политики». Включает в себя все меры, имеющие цель оказать воздействие на семью, процессы семейных изменений или семейное поведение.
*Социальная работа с молодежью
Молодежь – cовокуп групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности.
Социальная работа среди молодежи – обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующее социальному становлению личности, обретению ею всех видов свобод и полноценного участия в жизни общества.
На сегодняшний день социальные услуги молодым оказываются в более чем 20 видах деятельности (досуг, культурно-спортивная работа, психол-пед консультирование, наркологическая помощь)
*Социальная работа с престарелыми и одинокими
Процесс старения ведет к следующим проблемам: изменение соотношения количества людей, занятых и не занятых в производстве; повышение иждивенческой нагрузки на трудоспособное население
Задача социальной геронтологии – определение места старого человека в обществе и создание оптимальных условий для его жизнедеятельности (уход, лечение, поддержка). Входит в сферу деятельности соц работника.
Приоритетной задачей сотрудников соц служб является преодоление невостребованности жизненного опыта и знаний пожилых людей. Также – изменение общественного мнения о пожилых людях, психологическая поддержка и помощь
Социальное одиночество – характерно для неполных пожилых семей, имеющих детей, но практически потерявших с ними связь
Формы соц защиты пожилых людей:
- соц обслуживание – деятельность соц служб по оказанию соц услуг
- стационарная помощь
- центры соц обслуживания
*Социальная работа с инвалидами
Реабилитация: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, в центрах.
Система социальной помощи семье, имеющей ребенка инвалида
К функциям соц работника относится: организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и др помощи.
Психолог – ставит диагноз, проводит коррекцию психол климата в семье
Органы здравоохранения – ставят на учет, диспансеризация, сан-курортное лечение
Органы соц защиты – льготы и услуги, материальная помощь.
Юрист – консультации
Торговые организации – продукты питания
Профсоюзы – отдых, мат помощь
6. Права и этический кодекс СП.
Назначение ЭК:•определяет основные нормы профессиональной этики,•регулирующие отношения м/у педагогами и их воспитанниками, а также другими членами оу• защищающие их человеческую ценность и достоинство;• создающие культуру оу, основанную на доверии, ответственности и справедливости.Основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.--Личность педагога: 1.Профессиональная этика сп требует ответственности при исполнении своих обязанностей. 2.СП стремится к самосовершенствованию. 3.СП постоянно занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.Ответственность:4. сп несет ответственность за качество и результаты своей работы5. сп несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром..Авторитет, честь, репутация:6. Своим поведением сп поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.7.сп принимает участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью.8. сп уважителен, вежлив и корректен в любой ситуации. 9. Авторитет сп основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. 10. сп воспитывает на своем положительном примере. 11. СП имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии. 12. Пьянство и злоупотребление др одурманивающими вещ-ми недопустимо. 13. сп дорожит своей репутацией.Взаимоотношения с другими лицами: 14. сп выбирает стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении. 15.сп никогда не должен терять чувства меры и самообладания. 16. сп выбирает такие методы работы: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать др.17. сп является беспристрастным.18.сп постоянно заботится о культуре своей речи и общения.19. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Права:Сам-но планировать свою работу на год, месяц, формировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать и использовать формы и методы с-п работы. 2.Распределять рабочее время в соответствии с 36-часовой недельной нагрузкой. 3.Участвовать в управлении оу в порядке, определенном Уставом. 4.На защиту профессиональной чести и достоинства. 5.Знакомиться с жалобами и др документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 6.Защищать свои интересы сам-но или ч/з представителей. 7.Сохранять конфиденциальность сведений, полученных в ходе дисциплинарного расследования. 8.Повышать квалификацию. 9.Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения. 10.Представлять и защищать интересы детей и подростков от имени оу в органах законодательства и исполнительной власти. 11.Обращаться за методической помощью, связанной с профессиональной деятельностью, в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.