Почему сны напоминают связные истории?

С учетом всей информации, можно было бы ожидать, что сны представляют собой последовательность бессвязных образов, мыслей, ощущений и впечатлений, а не волнующие истории с занимательными подробностями, какими они часто являются. Я считаю, что сложность и осмысленность сновидений можно объяснить активацией схем. Понять этот процесс можно проанализировав еще раз данные о том, насколько больше схематических предположений, чем конкретной информации, вы извлекли из упражнения ("Как схемы выводят нас за пределы имеющейся информации"). Как видите, несколько общих схем могут породить множество осмысленных деталей: дайте спящему мозгу схему точки, и он увидит муху, дайте ему одну или две активированные схемы, и он сотворит из них сон.

Некоторые сновидения имеют сюжет столь же последовательный, захватывающий, драматический и глубокий, как и лучшие образцы литературного творчества. Иногда, пробудившись от такого сна, понимаешь, что значение персонажей или событий, возникавших по ходу сюжета, прояснилось только в развязке. Это создает впечатление, будто весь сюжет сна был продуман заранее и что бессознательный разум, вместе со сновидением, дал задание сознательному разуму истолковать его.

Однако, более простое объяснение, мне кажется, состоит в том, что на протяжении сна была активирована схема истории.

Понятие схемы истории вас не озадачит, если вспомнить, что схемы существуют на все случаи. Схема истории, или повествовательная схема, является основной и одинаково понимаемой во всем мире частью человеческой культуры. Типичная история состоит из последовательности эпизодов, которая делится на три части: завязка, кульминация и развязка. В завязке на сцене присутствуют обстоятельства и персонажи, которые обычно сталкиваются с какой-нибудь проблемой или трудностью, как-то разрешаемой в конце повествования.

Карл Юнг тоже описывал сон как драму в трех действиях. Схемы историй могут включать в себя последовательность событий, моменты появления действующих лиц, драматические конфликты и их развязку, "неожиданную" концовку и так далее. И совсем не обязательно привлекать бессознательный разум в роли "режиссера сновидений".

ПОЧЕМУ СНОВИДЕНИЯ ОСМЫСЛЕННЫ

Взгляд на сны как на модель мира далек от традиционного мнения о них как о вестях, посылаемых богом или, бессознательным. Выше приводились аргументы против точки зрения на сны как на письма к самому себе. Добросовестная интерпретация сновидений может оказаться полезной процедурой и очень многое сказать о личности человека.

Причина этого очевидна. Припомните тест с чернильной кляксой. Как может образ, который люди видят в кляксе, что-то говорит нам о них? Интерпретации этих людей информируют нас об их интересах, делах, заботах и особенностях характера. Сны же содержат гораздо больше информации о личности, нежели интерпретация клякс, потому что материал для создания образов поставляется нашим разумом. Сны - не послания, они - творения самых сокровенных глубин нашей психики. А если так, то они безошибочно отражают, что мы из себя представляем и кем можем стать.

СТРУКТУРА СНОВИДЕНИЙ: ДВА ПРИМЕРА

Следующие два примера гипотетических сновидений иллюстрируют несколько особенностей построения снов: (1) сны являются продуктом взаимодействия между различными областями разума, включая сознательное, предсознательное и бессознательное; (2) схемы, мотивации и ожидания взаимодействуют по ходу сна; и (3) в снах нет никакой предопределенности. В снах одинаково находит отклик мотивации как низшего, так и высшего уровней, ожидания как катастрофы, так и звездных часов.

СОН, ВАРИАНТ 1

Я погружаюсь в БДГ-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует под влиянием моих дневных впечатлений. Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что настала ночь, и улица тускло освещена. Это активирует ряд схем (до этого находившихся в бессознательной и предсознательной областях разума), связанных с опасностью, которая исходит от ночных улиц, страхом перед теми, кто может причинить мне вред. Мой страх сопровождается возникновением на другой стороне улицы темной фигуры.

Кто он? Я не могу разглядеть его достаточно хорошо, чтобы сказать, на кого он похож, но в голове мелькает мысль, что это может быть грабитель. И он становится грабителем: угрожающе смотрит на меня, а я поворачиваюсь и направляюсь в другую сторону. Я боюсь (а значит, ожидаю), что он последует за мной, так оно и происходит. Я пускаюсь бежать, и он бежит за мной. Я пытаюсь избавиться от него, прячусь по разным улицам и переулкам, но каким-то образом он все время находит меня.

В конце концов, я затаиваюсь под какой-то лестницей и несколько мгновений чувствую себя в безопасности. Но как только я подумал, что он найдет меня и здесь, так оно и происходит. Я просыпаюсь весь в поту.

СОН, ВАРИАНТ 2

Я погружаюсь в БДГ-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует в качестве "дневного осадка". Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что стоит ночь, и улица тускло освещена.

Ощущение пребывания на ночной улице активирует другие связанные с ним схемы, и в голову приходит мысль, что я иду в кино. Я вижу темную фигуру на другом конце улицы, которую не могу хорошо разглядеть. Однако схема кино подталкивает меня к мысли, что это друг, с которым я должен встретиться перед сеансом. Когда я подхожу ближе, то вижу, что это действительно мой друг.

Мы идем в кинотеатр по улице, которая мне хорошо знакома. Но я забыл, на какой фильм мы идем и всматриваюсь в афишу. Какая-то часть моего разума, вероятно, осознает, что я сплю, - активируется схема сновидения, и я вижу на афише название "Последняя волна" (фильм о сновидениях). Я видел этот фильм много раз, и мне не понятно, почему я опять иду его смотреть. Я вновь обращаюсь к афише, но на этот раз на ней другое название "Сон или бодрствование". Я не могу пропустить такую недвусмысленную подсказку, и теперь полностью понимаю, что сплю. Мой друг исчез, пока я размышлял над афишей. Я поднимаюсь в небо и парю (зная, что схема гравитации здесь не работает).

УМСТВЕННЫЕ ОКОВЫ СНОВИДЕНИЯ

Наши рекомендации