Глава 5 структура сновидений
СНЫ - МОДЕЛЬ МИРА
Эта глава дает общее представление о процессе сновидений. Пока во сне ваша голова витает в облаках, обратите внимание на ноги, стоящие на земле.
Главная задача мозга, как обсуждалось во второй главе, предсказывать и воздействовать на результаты действий во внешнем мире. Для этого он строит модель мира. Свою версию происходящего в мире мозг основывает на информации, постоянно поступающей от наших органов чувств. А наиболее доступной является уже имеющаяся у нас информация, которая воплощена в воспоминаниях, ожиданиях, страхах, желаниях и т.д. Я считаю, что сны - это результат обработки этой внутренней информации с целью создания модели мира, результат тех же самых процессов восприятия и осмысления, с помощью которых мы воспринимаем мир в состоянии бодрствования. Поэтому чтобы понять процесс сновидения, необходимо разобраться в процессе восприятия в процессе бодрствования и в происходящих в нем изменениях.
СТРУКТУРА ВОСПРИЯТИЯ
Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и мотивации.
ВОСПРИЯТИЕ И ОЖИДАНИЕ
Восприятие (то, что мы видим, слышим, осязаем и т.д.) в значительной степени зависит от наших ожиданий. То есть в первую очередь, мы воспринимаем то, чего больше всего ожидаем. Ожидания принимают различные формы, и одними из наиболее важных являются обстоятельства. Чтобы понять, насколько мощно влияет обстановка на восприятие, заметьте, сколько времени у вас уйдет, чтобы прочитать вслух следующие два предложения:
Образуют расставленные их случайно же быстро но примере правильно слова легче осмысленное гораздо поэтому слова предложение эти в как чем прочитать самые предыдущем те.
Эти слова образуют осмысленное предложение поэтому прочитать их быстро и правильно гораздо легче чем те же самые слова, но расставленные случайно как в предыдущем примере.
Очевидно, что чтение первого предложения у вас заняло больше времени, чем второго. Произошло это потому, что во втором предложении слова расставлены с определенным смыслом. Каждое слово входит в разумный контекст, который помогает вам это слово увидеть, прочитать и понять. В первом же предложении вы лишены поддержки контекста и поэтому на осмысление слов у вас уходит больше времени.
Легче также воспринимается все более привычное. Попробуйте идентифицировать все три элемента на рис. 5.1. Сколько времени вы потратили на каждую из фигур? Первой вы, вероятно, узнали собачку, потом - корабль, и последним - слона. Это соответствует степени их близости нам в нашей жизни. То есть ожидаешь привычного.
Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является недавний опыт, связанный с объектом восприятия. По данным Стейнфелда, испытуемые, которым была рассказана история об океанском круизе, узнали на рисунке 5.1.с пароход менее чем за 5 секунд. У тех же, кому предлагался рассказ на другую тему, на это уходило 30 секунд. Мы предполагаем, что текущие события будут похожи на то, что было недавно.
На восприятие человека могут сильно повлиять также и личные интересы, род занятий и особенности характера. Этот факт используется в тестах типа "клякс Роршаха", в которых на основе интерпретации фигур неправильной формы производится оценка личности. Бартлет заметил, что испытуемые, которых просят истолковать кляксы, в свои объяснения часто вкладывают информацию о роде своих занятий и интересах. Например, одна и та же клякса напомнила женщине "шляпку с перьями", министру "раскаленную Вавилонскую печь Навуходоносора", а физиологу - "снимок поясничного отдела пищеварительной системы". Посмотрите на рисунок 5.2. Что напоминает эта клякса вам?
Различия в восприятии обусловленные профессиями людей проявляются и более непосредственно. Клиффорд и Булл в течение нескольких часов показывали полицейским и гражданским лицам киносъемку городских улиц. Задачей испытуемых было искать беглых преступников (по фото) и следить за переменами в обстановке (от легальной к криминальной и т.п.). Хотя в целом обе группы отметили одинаковое количество людей и событий, полицейские заподозрили больше краж, чем граждане, поскольку ожидали увидеть криминал. Ожидание изменяет восприятие в соответствии с вашим представлением о предмете восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ И МОТИВАЦИЯ
Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является мотивация. Мотивации - это причины, побуждающие нас делать то или иное. Существует множество типов мотивации, от наиболее примитивных, например, голода, жажды, полового влечения, до психологических потребностей - любви, признания, уважения, и в конце концов, высших побуждений, таких как альтруизм, а также того, что Абрахам Мэслоу назвал самореализацией - потребности осуществить то уникальное, что заложено в каждом человеке природой. На процессы восприятия влияют мотивации всех уровней.
Влияние мотивации низших уровней осуществляется непосредственно. Например, в одном эксперименте детей попросили оценить размеры монет. При этом одна и та же монета бедным детям казалась больше, чем богатым. В другом эксперименте школьникам показывали одни и те же неправильные фигуры до и после еды. При этом до еды они ассоциировались с видом пищи в среднем в два раза чаще, чем после. Как гласит пословица: "What bread looks like depends upon whether you are hungry or not" (каким вам видится хлеб зависит от того, голодны вы или нет).
Определенное влияние на поведение и восприятие оказывают сильные эмоции. Известно, что рассерженный человек склонен везде видеть врагов. Робкий всегда преувеличивает опасность, принимая порой муху за слона. Влюбленные, подогреваемые стремлением видеть предмет своего обожания, могут ошибочно принять за него постороннего человека.
В общем, мотивации направляет действия людей на удовлетворение их потребностей. Мотив или эмоция изменяет ваше восприятие событий в сторону желаемого их исхода.
СХЕМЫ: СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСА УМА
Восприятие, включающее анализ и оценку сенсорной информации, предполагает наличие механизма определения информации, которую мы воспринимаем. Например, перед нами расплывчатая тень какого-то предмета. Что это - куст или медведь? Булыжник или груша? Для отождествления с любым из этих предметов, вы уже должны иметь их умозрительные модели, с которыми можно было бы сравнивать информацию от ваших органов чувств. Самая подходящая скорее всего совпадет с тем, что вы видите.
То же происходит и на более абстрактных уровнях сознания, включая язык, мышление и память. Например, вы не сможете сделать вывод, о тактичности или правдивости говорящего, пока у вас не будет умозрительной модели тактичности или правдивости. Эти умозрительные модели, именуемые "схемами", или "каркасами", или "сценариями" представляют собой блоки, на которых основывается восприятие или мышление.
Новые схемы создаются путем изменения или комбинирования старых, некоторые из которых заложены геннетически. При этом учитываются основные закономерности окружающего мира и прогноз трансформации на будущее. Схема - это модель, или абстрактное знание относительно какой-то области реальности. Это "разновидность неформальной, несформулированной теории о природе событий, объектов или ситуаций, с которыми мы сталкиваемся". Весь имеющийся у нас набор схем для интерпретации нашего мира", - пишет стэнфордский психолог Дэвид Румельхарт, - "в каком-то смысле представляет нашу личную теорию о природе реальности".
Схемы помогают упорядочить восприятие, группируя вместе типичные наборы признаков или свойств объектов, людей или ситуаций. Это дает нам возможность выходить за пределы той неполной информации, что доступна нашим чувствам, и воспринимать мир целостно.
УПРАЖНЕНИЕ: КАК СХЕМЫ ВЫВОДЯТ НАС ЗА ПРЕДЕЛЫ ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИИ
1. Прочитайте историю
Чтобы понять, как схемы управляют восприятием прочитайте следующую историю и представьте происходящее, прежде чем читать дальше:
"Насреддин спрашивает в магазине: "Вы видели меня когда-нибудь раньше?" "Ни разу в жизни", - отвечает хозяин. "В таком случае," - говорит Насреддин, - "откуда вы знаете, что это был не я?"
2. Перечислите все, что вы наверняка знаете о случившемся
Проанализируйте ситуацию, составьте список того, что вы с абсолютной определенностью знаете о случившемся, то есть включайте в список только ту информацию, которая явно присутствует в рассказе; как говаривал Джо Пятница Драгнета: "Только факты, мэм". При необходимости обращайтесь к тексту. Потратьте на список столько времени, сколько Вам необходимо (около пяти минут). Вот его начало, заканчивайте сами: (1) Насреддин зашел в магазин; (2) Насреддин задал вопрос; (3) хозяин ответил на вопрос; (4) .... и так далее.
3. Перечислите все, что вы можете с большой долей вероятности предположить о случившемся
Теперь составьте список ваших предположений относительно случившегося. Старайтесь обосновать каждое свое предположение. При необходимости обращайтесь к тексту. На эту процедуру Вы должны потратить не менее 10 минут. В любое время вы можете остановиться, но не раньше, чем записав по меньшей мере дюжину предположений. Вот начало: (1) Насреддин мужчина; (2) хозяин не был слепым; (3) Насреддин шел на двух ногах; (4) хозяин не лгал...
Комментарий
Ваш список предположений, должен быть, значительно длиннее, чем список прямых фактов. Вероятно, вы перечислили все факты, какие только смогли, но список предположений прервали, когда поняли, что он можете продолжаться бесконечно. Наше знание о мире гораздо богаче того, что мы имеем возможность непосредственно наблюдать.
Заметьте, сколько неявных предположений вы сделали относительно этой истории. Ваша схема магазина заставила вас предположить, что хозяин его занимается продажей чего-то (скорее всего, товаров, но, возможно, и услуг); что магазин был освещен либо солнечным светом, либо какой-то лампой; что магазин, вероятно, имеет стены, потолок, одну или более дверей, возможно, окна и, конечно, пол; что к магазину можно подойти по улице или по дороге, и что он, вероятно, был расположен в торговой части города. Ваши схемы социального поведения позволяют предположить, что Насреддин, скорее всего, вошел через дверь, а не через окно; что он адресовал свой вопрос хозяину магазина, а не кому-то еще; что хозяин и Насреддин не были знакомы, что оба они говорили на одном языке и так далее. Схемы общей ориентации в реальности приводят к предположениям, что законы физики были неизменны: действовала сила гравитации, что дверь, вероятно, скрипела; что Насреддин не был хозяином магазина (и поэтому не говорил сам с собой); что Насреддин не был говорящей собакой; и в конце концов, поскольку вы, наверное, уже понимаете, что объем предположений ограничивается только творческим потенциалом и запасом терпения, что Насреддин оставался серьезным, когда он шутил.
СХЕМЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ
Выполняя предыдущее упражнение, вы, вероятно, сделали для себя вывод, что схемы очень близки понятию стереотипа. Например, ваше предположение, что хозяин был мужчиной, было бессознательным. Обычно мы пользуемся схемами, сами того не осознавая. Например, конкретные правила общественного поведения мы применяем в зависимости от обстоятельств. Мы ведем себя определенным образом в зависимости от ситуации, в которой находимся (формально, дружески, интимно и т.д.).
Соответствующее ("ожидаемое") поведение определяется автоматически, как часть определенной схемы. Таким образом, если вы в оперном театре, то соответствующая схема заставляет вас тихо сидеть на своем месте, а не гулять по проходам.
Я думаю, вы убедились, что схемы существуют на все случаи. "Аналогично тому, как все от малого до великого основывается на теории, так и схемы представляют знание на всех уровнях - от идеологических и культурных традиций до правил построения предложений в своем языке, значений отдельных слов и фонетической транскрипции каждой буквы алфавита", - пишет Румельхарт.
Схемы связаны между собой. Определенная схема, такая как например, "зритель в оперном театре", автоматически приводит в действие ряд других схем. Поэтому женщину на сцене, одетую в королевское платье, вы принимаете за певицу, а не за какого-нибудь члена королевской семьи.
АКТИВАЦИЯ СХЕМЫ
До сих пор мы обсуждали схемы в чисто психологическом ракурсе, однако и в мозге за них отвечают, по-видимому, вполне определенные группы нервных клеток. Современная теория придерживается принципа, что степень влияния схемы на восприятие и поведение человека определяется степенью возбуждения соответствующей группы нейронов.
Фрейд считал, что разум подразделяется на сознательное, предсознательное и бессознательное. В этом языке активация схемы сверх критического порога приводит к сознательному восприятию.
Схемы, активирующиеся слишком слабо, чтобы повлиять на другие схемы, приводят к бессознательному восприятию. Те же, которые активируются достаточно, чтобы повлиять на активацию других схем, но все-таки ниже критического порога, остаются частью предсознательного разума.
Поясним это на примере. Рассмотрим слово, связанное со схемой, которая в данный момент, скорее всего, у вас не активирована: океан. Пока вы не прочитали это слово, ваша схема подходящая для океана, вероятно, находилась без действия в бессознательной области разума, вместе с другими связанными с ней схемами. Однако, теперь, эта схема у вас уже превысила порог сознания и, вероятно, активизировала несколько других, таких как рыба, чайки и побережье. Могла вам прийти в голову и пословица: "Only call yours what cannot be lost in a shipwreck" (по-настоящему ваше только то, что нельзя потерять при кораблекрушении).
Кроме доведения нескольких схем до сознательного уровня, слово "океан" вызвало к действию определенные схемы на предсознательном уровне. Это те из них, которые ассоциируются с океаном, но не приходят в голову сразу. Например, схема корабля у вас, наверное, немного, но активировалась (хотя сейчас она находится уже в сознательной области вашего разума).
Даже если образ корабля отсутствует в вашем сознании, подсознательную активацию схемы корабля можно продемонстрировать, показав вам рисунок 5.1c. Как и испытуемые Стейнфелда, которым рассказали историю об океанском круизе, вы должны быстро распознать в рисунке корабль. Таким образом, схемам не обязательно присутствовать в нашем сознании, чтобы воздействовать на наше поведение.
МОДЕЛЬ СНОВИДЕНИЯ
СТРУКТУРА СНОВИДЕНИЙ
Моя точка зрения состоит в том, что сновидения это имитация реальности, осуществляемым нашими системами восприятия. Полученные вами знания о бодрствующем восприятии помогут вам разобраться в этой теории.
Рассмотрим, прежде всего, изменения процесса восприятия во время сна. Во время БДГ-сна, как следует из главы 2, способность воспринимать информацию из внешнего мира, равно как и способность тела двигаться, подавлены, в то время как мозг в целом активен. Эта активность возбуждает некоторые схемы выше порога восприятия. Они проникают в сознание, заставляя спящего видеть, слышать, осязать и переживать то, чего в данный момент нет в окружающем его мире.
Если вы в реальности видите то, чего нет на самом деле, информация, поступающая по сенсорным каналам, быстро исправляет это ошибочное впечатление. Почему же этого не происходит во время сна? Ответ: потому что сенсорные поступления в мозг, которые могли бы исправить такого рода ошибки, отсутствуют.
ЧТО МЫ ОБЫЧНО ВИДИМ ВО СНЕ
Наши ощущения во сне определяются теми схемами, которые активированы выше порога осознания. Но как отбираются конкретные схемы для активации? С помощью тех же процессов, что и в состоянии бодрствования: ожиданием и мотивацией.
Ожидание проявляется в сновидении многими способами. Конструируя мир сна, мы ожидаем, что он будет похож на миры, в которых мы уже бывали. Таким образом, в мире сна почти всегда присутствует гравитация, пространство, время и воздух. Недавний опыт оказывает такое же влияние на сон, как и на бодрствующее восприятие. Фрейд назвал это "дневным осадком".
Так же действуют личные интересы, заботы и род занятий. Министр, который увидел в чернильной кляксе "раскаленную печь Навуходоносора", вполне мог видеть во сне безумного вавилонского царя. Выше упоминалось исследование, показавшее, что служащие полиции с большей вероятностью, чем обычные граждане, ожидают и, как следствие, видят несуществующие преступления. Какая из этих групп, по-вашему, чаще видит преступления во сне?
Сильно влияют на бодрствующее восприятие мотивация и эмоции, того же можно ожидать и в сновидениях. Вам, вероятно, снились сны, в которых сбывалось то, о чем вы мечтаете - так называемые "осуществляющие желание сны". Предположим, например, вы легли спать не поужинав. Как и голодным школьникам, которым неправильные фигуры напоминали пищу, вам может присниться еда. На Фрейда эта характерная черта снов произвела такое впечатление, что он положил ее в основу целой теории сновидений. Согласно Фрейду, любой сон является воплощением желания, но здесь он, похоже, поторопился с обобщениями, поскольку ночные кошмары противоречат его предположениям.
Действительно, аналогично тому, как в бодрствующем состоянии страх делает нас более пугливыми, то есть готовыми принять все непонятное за опасность, то же происходит и во сне. Причина того, что людям снятся неприятные и даже ужасные вещи не в мазохистском бессознательном стремлении к самоуничтожению, как считал Фрейд, а, скорее, в боязни определенных событий и ожидании, что они могут произойти. Вы не можете бояться призраков, если вы в них не верите.