Правило второе: не загружай.

По личным вопросам обращайтесь к шефу только в безвыходных ситуациях. Не нужно постоянно что-то просить у него, это только раздражает мужчин. Но если вы всё-таки обратились к руководителю с просьбой и он её выполнил, не забудьте лишний раз подчеркнуть, что помните об этом, цените его благородный душевный порыв. В разговоре можно иногда ненароком вставить: «Благодаря вам у меня теперь есть возможность…»

Правило третье: не надоедай.

Очень многие представительницы прекрасного пола требуют от руководителей избыточного внимания. Они сообщают шефу излишние подробности своей жизни – вплоть до информации о том, что по дороге в офис порвались колготки – и искренне думают, что это очень интересно. Кроме того, женщины перегружают деловой разговор эмоциями, что порой очень раздражает мужчин-начальников. Докладывая о выполнении очередного задания, женщина может две трети времени посвятить эмоциям, которые она переживала во время работы и лишь треть излагать информацию о результатах. Из-за таких глупых мелочей долгожданная должность может достаться коллеге-мужчине, который не склонен отнимать у босса драгоценное время.

Однако всё вышесказанное отнюдь не означает, что личные контакты с шефом следует свести к минимуму. Многим людям мешает добиться руководящих постов как раз излишняя скромность. Они исполнительны, неназойливы, незаметны – и их хорошую работу воспринимают как должное и редко вознаграждают повышением.

Личные контакты с начальником необходимы. Но выстраиваются они исходя из того, что заинтересованной стороной всё-таки являетесь вы, а не ваш руководитель. Поэтому нужно понять, что именно интересует его – и неизменно придерживаться этой темы.

Мы уже рассказали о том, чего в отношениях с руководством делать нельзя. А теперь поговорим о том, что делать

МОЖНО И НУЖНО.

1. Нельзя надоедать начальнику личными просьбами, но изредка спросить его совета по профессиональным вопросам не только можно, но даже необходимо: он же должен знать, как высоко вы цените его профессионализм. Воспользовавшись мудрым советом босса, вы должны дать понять, что совет оказался действенным. Следует найти возможность сказать начальнику: «Спасибо за вчерашнюю консультацию. Сегодня в первый раз за всё время работы встреча с клиентом прошла как по маслу. Я привела все аргументы, которые вы предложили, и они были приняты «на ура!».

2. Нельзя терзать руководство своими эмоциями по поводу порученного вам задания. Но можно и нужно в деловой форме периодически сообщать, как продвигаются дела. Мало того, вы должны всегда быть готовы убедительно объяснить, почему они идут плохо или не идут вообще. В любое время дня и ночи вы обязаны аргументировано доказать, что вашей вины тут нет – всё дело в кознях конкурентов, ситуации на рынке и проч. и проч. Помните, что ваш шеф тоже периодически отчитывается перед вышестоящим руководством, и ваши идеи о том, как оправдаться в этой ситуации, будут ему как нельзя кстати.

Вы, надеемся, помните, как в самом начале занятия мы сказали, что кризис может быть хорошей стартовой площадкой для карьеры. В качестве примера расскажем поучительную историю о двух сотрудницах рекламного отдела.

Как раз в начале кризиса Оля и Наташа были взяты на работу в рекламный отдел только что созданного журнала. Они должны были обзвонить возможных рекламодателей и убедить их давать рекламу. Девушки засучили рукава и принялись за работу. К исходу первого рабочего дня стало ясно, что дела идут плохо: во-первых, кризис отрицательно сказался на возможностях клиентов, во-вторых, никто не хочет связываться с новым, никому не известным средством массовой информации. Наташа, подумав, сказала Оле, что с завтрашнего дня надо изменить стратегию: сообщать потенциальным клиентам, что в рамках рекламной акции действуют большие скидки – и предлагать рекламные площади по обычной цене, но якобы со скидкой.

Вечером Наташа не стала отчитываться перед руководством о проделанной работе, так как результаты по её мнению были нулевыми. Оля же позвонила редактору и сообщила примерно следующее: продажи идут очень трудно, клиенты отказываются работать с новым СМИ, но они с Наташей придумали новую стратегию и с завтрашнего дня попробуют продавать площади якобы со скидкой. Кроме того, она вкратце перечислила, кого из потенциальных клиентов обзвонила, рассказала, как прошли беседы с наиболее крупными из них. В голове у редактора отложилось, что о новой стратегии он услышал от Оли, он понял, что рабочий день она провела продуктивно. А в отношении Наташи у него сложилось мнение, что она целый день бездельничала –докладывать ей не о чем.

На следующий день Оля нашла одного клиента и двух - Наташа. Но Наташа хотела доложить о своих успехах в конце недели. А Оля сразу позвонила редактору и сказала: «Хорошая новость, нас можно поздравить с первым клиентом!» Как вы понимаете, в голове у редактора отложилось: первого клиента нашла Оля.

На первых порах продажи шли очень трудно. И если редактор звонил, чтобы поинтересоваться, как идут дела, Наташа категорично говорила: «Плохо». Оля же отвечала: «Пока не так хорошо, как хотелось бы. Но я планирую позвонить ещё в ряд крупных фирм и рассчитываю на удачу». В один прекрасный день Наташа нарвалась на хамоватых клиентов, которые говорили с ней очень грубо. После разговора она расплакалась и позвонила главному редактору – в надежде на сочувствие и утешение. Главный редактор же сказал: «Наташа, эта работа вам явно не подходит, будет лучше, если вы уволилитесь по собственному желанию.» Оля работает в журнале и по сей день.

Нет, Чеснокова, мы не согласны, что Оля повела себя непорядочно, она лишь использовала сложившуюся ситуацию. При этом она воспользовалась правилами, известными ещё с времён древнего Рима.

Помните, как там поступили с гонцами, которые приносили плохие вести? Да, наши гуманные, их казнили. История умалчивает, как поступали с гонцами, приносившими хорошие новости, но, думаем, эти ребята на жизнь не жаловались.

Что делает в разгар кризиса Оля? Она старается быть гонцом, который приносит только хорошие вести, то есть обо всех успехах сообщает руководству первой. На вопрос, как идут дела, она всегда отвечает: «Не так хорошо, как хотелось бы, но…». Ключевое слово здесь – «хорошо», именно оно откладывается в сознании руководителя. И в результате подсознательно он воспринимает её как человека, который неизменно приносит ХОРОШИЕ новости.

Наташа делала всё с точностью до наоборот, и её стали воспринимать как человека, от которого не стоит ждать ничего хорошего. Когда она позвонила редактору и стала жаловаться на клиента, это было ожидаемо: она уже создала себе имидж неудачника. А в кризис с такими расстаются в первую очередь.

Таких же, как Оля, стараются удержать, потому что она ассоциируется с позитивным началом, её воспринимают, как человека, приносящего удачу. После каждого разговора с ней у руководства и коллег повышается настроение – а это в кризис дорогого стоит.

Ещё одна антикризисная стратегия в работе – создание имиджа человека, которому всё даётся легко и просто. Кстати, стратегия тоже далеко не новая, используемая карьеристами с феодальных времен. Если что-то даётся вам ценой немалых усилий, сообщать об этом всем и каждому не стоит. Пусть лучше вас воспринимают как человека, которому легко удаётся все и любая задача по плечу. Принимая решение, кому доверить реализацию нового проекта, босс обязательно припомнит эту вашу особенность.

Ещё одно важное умение – перекладывать свою работу на других. Обычно в коллективе обязательно есть человек, который руководствуется стереотипом, от которого мы с вами уже отказались. Этот человек уверен: чтобы сделать карьеру, нужно много работать. Вычислить его не составляет труда: он дольше всех задерживается в офисе, приходит на работу с высокой температурой или огромным флюсом. Дайте ему возможность проявить себя! Фраза «У тебя это получается гораздо лучше, чем у меня» действует на таких людей безотказно. На других сотрудников вы можете воздействовать более тонкими методами. Например, тех, кто моложе вас и пришёл работать в офис не так давно, можно взять на такую «наживку»: «Слушай, я хочу дать тебе шанс проявить себя, это очень ответственное и важное задание, я долго колебалась, прежде чем поручить его тебе…» А, в общем и целом, принцип здесь один: присмотритесь к людям, поймите, кто к чему стремится и играйте на их слабостях и устремлениях. Забавно, но они будут благодарны за это. А начальство, несомненно, отметит вашу способность всё успевать и решать сразу несколько задач одновременно.

И, наконец, не забывайте про главное своё оружие. Все стратегии, о которых мы сегодня рассказали, с успехом используют мужчины. Значит, чтобы обойти их на пути к вожделенной должности, нужно иметь в запасе ещё одну. И у нас есть такая: мы - женщины, а это само по себе - страшное оружие. То, что мы сознательно отказываемся от женского стиля поведения на работе, отнюдь не означает, что мы стали безопасными. Всегда нужно помнить, что испытанный способ добиться своего – воздействовать на подсознание мужчины. Во время деловых переговоров, например, кокетство со стороны женщины неуместно. Однако мы можем подать сексуальный сигнал, не вставая с места и не вымолвив ни слова – достаточно поправить волосы, покрутить браслет на запястье, поправить брошь на груди, положить ногу на ногу. Все эти жесты подсознание мужчина воспринимает как призыв и, вне зависимости от того, что говорит его разум, чувствует к вам расположение. Пользоваться этими жестами лучше не в начале разговора, а после того, как основная часть деловой беседы подошла к концу, и человек находится в состоянии принятия решения.

Используйте также эти сигналы с коллегами-мужчинами, чтобы ослабить их стремление к конкуренции.

Итак, наши целеустремлённые, мы предлагаем не ждать конца кризиса, чтобы начать восхождение по карьерной лестнице. А ключом станут следующие навыки:

Умение правильно выстраивать отношения с руководством.

Умение приносить только хорошие новости.

Умение выделиться в одних обстоятельствах и стать незаметной – в других.

Умение грамотно подавать результат.

Умение создать себе имидж везунчика.

Умение переложить свои обязанности на плечи других.

А также отличное знание мужской психологии - ведь деловой мир, как ни крути, принадлежит мужчинам.

Глава 10. Пора выводить войска. Десять признаков того, что в отношениях пора поставить точку.

Ошибаться могут все. И порой мы выбираем не тех. В какой-то момент мы обычно словно прозреваем: внезапно начинаем замечать малейшие его недостатки, нас начинает раздражать то, что раньше забавляло. Будьте внимательны не только к нему, но и к себе. У каждой амазонки свои приметы, по которым она понимает, что ошиблась. Но на всякий случай, не помешало бы их и повторить… Итак,

Наши рекомендации