Глава 6. Круг жизни: созидание и разрушение

Разукрашенные тыквы, свисавшие со всех деревьев, гремели при каждом порыве предштормового ветра. Маннака поежился, но не от холода, а от сознания того, что если бы тыквы не были украшены ритуальными рисунками, племя могло бы подвергнуться свирепой атаке со стороны духов мертвых. Тыквы следовало тщательно разрисовать перед каждым сезоном дождей, чтобы те могли охранять их племя от духов предков, готовых двинуться с гор на их земли.

Маннака, шаман этого племени, неукоснительно следовал путем своих предшественников. Он не знал, откуда берет начало обычай развешивать тыквы, но прекрасно знал, как тыкву следует приготовить и где повесить. Каждый год он терпеливо работал над тыквами, так как хотел, чтобы его люди жили в мире и благополучии.

Этим утром над лесом разразился невиданной силы шторм. Маннака и остальные люди спрятались в своих хижинах. «Очевидно, яростные духи недовольны тыквами», — думали они. Шторм усиливался, и Маннака впал в глубокий транс. Странное видение посетило его. Он увидел, как появилась огромная тыква и разбила все маленькие тыквы, на приготовление которых он затратил столько сил. Затем из огромной тыквы вышел древний человек и стал приближаться к Маннаке. Маннака в ужасе закричал, уверенный, что это приближается его смерть, но вдруг произошло странное. Древний старец протянул руку и стал успокаивать его. «Не бойся, — сказал он. — Мы не причиним вреда твоему племени. Мы хотим, чтобы вы были счастливы в этом месте, где некогда проживали мы. Мы послали шторм, чтобы он разбросал ваши тыквы, так как мы не нуждаемся в них более. Разведи большой костер и сожги остатки тыкв. Вместо этого мы хотим, чтобы вы танцевали в нашу честь». Затем старец показал движение танца.

Когда Маннака очнулся, шторм утих и на земле лежали обломки, оставленные им. Тыквы были разбиты и смяты и валялись на земле вперемежку с поломанными ветками деревьев и сорванными стручками. Маннака созвал племя и рассказал о своем видении. Члены племени собрали остатки тыкв и сожгли их в большом костре. Люди радовались — великий страх прошел. Скоро все племя пустилось в неистовый пляс.

Созидание и разрушение

Каждый шаман осознает, что для того, чтобы создать, Ж «.следует что-то разрушить. Если взять старую форму в отрыве от ее энергетического источника — возникнет нечто новое. Шаманы говорят, что всякое созидание основано на опре­деленной форме разрушения. Шамана не пугает разрушение, так как он знает, что это необходимо для жизни. Природа показы­вает пример беспрестанного разрушения в смене сезонов. Когда один сезон уступает место другому, что-то неизбежно разруша­ется. Осень сметает листву с деревьев, убивает зелень и делает тусклым солнце. Зимний снег погребает под собой траву, насе­комых и убивает слабейших животных. Весна разрушает снеж­ный покров, и бурные ручьи уносят с собой деревья и ломают заграждения вдоль речных берегов. Длинный день прогоняет мрак и убивает сильный холод. Летнее солнце пропекает землю, иссушает мелкие водоемы, сжигает траву. Лето убивает весну и умирает перед осенью. И так все продолжается.

Везде в природе мы встречаем примеры страшных разрушений, очищающих полотно для новой картины. Торнадо, землетрясения, цунами, наводнения, суховеи раз­рушают прежний ландшафт, оставляя пустоту на своем пути. Из этого ужасного разрушения возникает новая жизнь с ее новыми формами и возможностями.

Шаманы признают страшную преобразующую силу разру­шения и желают оседлать ее.

Один из универсальных мотивов шаманизма — это «раз­рушение» ученика во время его посвящения. Во многих культу­рах требуется, чтобы человек буквально стоял на пороге смерти, прежде чем будет посвящен в шаманы. Это может быть несчас­тный случай или тяжелая болезнь, после которой человек пол­ностью меняется. Иные шаманы проходят через эти состояния символически в своих экстатических путешествиях. Как пра­вило, во время такой символической смерти они видят свои оторванные конечности и расчлененные тела. Иногда им пред­ставляется, что плоть сорвана с костей, а кости сброшены в кучу.

В тибетском буддизме ламы используют подобные медита­ции для того, чтобы ослабить хватку, которой эго держит лич­ность. Любопытно, что тибетский буддизм основан на гораздо более древней шаманской духовной практике религии бон. До наших дней многие тибетские ламы пользуются шаманской техникой для оказания помощи местным жителям, считая это полезным для своей собственной духовной практики.

У вас может возникнуть вопрос, почему шаманы фокуси­руются на образах и переживаниях смерти? Шаманы понимают, что прежде чем стать шаманом, нужно разрушить свой прежний взгляд на мир. Это символизируют переживания на пороге смерти и картины разрушения тела.

Для обретения шаманской перспективы не обязательно пе­реносить опасную болезнь или несчастный случай. Но необ­ходимо избавиться от страха разрушения своих старых предс­тавлений и воззрений.

Вот эффективное упражнение, основанное на методе путе­шествий, благодаря которому вы можете пережить символичес­кое посвящение. Существуют бесчисленные версии этого упражнения, и при желании вы сможете найти свою собственную. Если подобное упражнение слишком смущает вас, не пытайтесь им заниматься. Подождите, когда вы сможете подойти к нему более спокойно. Звуки бубна очень помогут вам сосредото­читься в этом рискованном путешествии.

Упражнение 1. Символическое посвящение.

Расслабьтесь, закройте глаза и приблизьтесь к своей пе­щере. У входа встретьте животное силы или другого духа-храни­теля и скажите ему, что вы хотите отправиться в подземный мир, к месту символического посвящения. Следуйте указаниям своего проводника безоговорочно. Он может отказаться вести вас туда, заявив, что вам не следует отправляться туда сегодня или что вы еще не готовы. Если это произошло, остановитесь. Попытайтесь проделать то же в другое время. Если же вам позволили — приступайте к путешествию.

Пусть ваше животное силы или проводник отведет вас к подземному месту посвящения. Оно может выглядеть совер­шенно обычно, поэтому воздержитесь от преждевременных представлений о нем. Найдите свое место и приступайте к пос­вящению.

Начните срывать лоскутья собственной кожи (вам в этом может помочь животное силы или другие хранители этого мес­та) и сбрасывайте их в кучу на землю. Начните отделять от костей свою плоть. Систематически бросайте в кучу на землю все свои органы и плоть, пока не превратитесь в скелет. Раз­берите свой скелет на части, чтобы ничто не напоминало вашего тела.

На эту кучу положите хворост и сожгите, чтобы ничего не осталось, кроме пепла. Смешайте пепел с водой и слепите из этой массы свои кости и части тела. Полностью создайте новое тело. Возвратитесь со своим животным силы или хранителем ко входу. Прислушайтесь к своему самочувствию.

Упражнение 1. Шаги

1. Расслабьтесь и закройте глаза.

2. Подойдите ко входу в пещеру.

3. Встретьтесь со своим животным силы или хранителем. Заявите о своей цели. Следуйте указаниям.

4. Отправляйтесь в подземный мир, отыщите свое место и начинайте.

5. Разберите свое тело по частям, начиная с кожи и до костей. Сложите все в кучу.

6. Сожгите кучу до пепла.

7. Смешайте воду с золой, чтобы получилась пастообразная масса. Слепите себя заново.

8. Возвращайтесь и поблагодарите хранителя. Отметьте свое самочувствие.

Наши рекомендации