Глава 2.3. Что лучше: кликер, слово-маркер или просто кусок, который вы даете собаке, если она делает то, что вам нравится?

Зависит от того, какова цель тренировки.

Если вы используете классическое обусловливание (например, вам нужно, чтобы собака чувствовала себя уверенно в новом помещении), то просто давайте ей лакомства. Так как вас не интересует какое-то конкретное поведение, то нет никаких причин использовать кликер или слово. Нужно, чтобы собака была рада – так работает классическое обусловливание.

Когда вы работаете над уже известным собаке поведением, в котором есть длительность и момент выдачи награды не важен, тогда в маркере нет необходимости. Просто дайте собаке отпускную команду, похвалите и отдайте лакомство.

Например, если вы работаете над хождением на провисшем поводке, и собака идет правильно в течение целой минуты, то тут действительно нет конкретного момента, который стоит отмечать. Вы просто довольны этим периодом времени. Если взять любой момент из этого поведения, то по сути он ничем не будет отличаться от предыдущего, поэтому здесь маркер не может ничего отмечать.

В такой ситуации маркер не повредит мягкой собаке, но драйвовая или подкованная в кликер-тренинге собака, скорее всего, будет пытаться выяснить, что же она делала в ту секунду, когда услышала клик, и чем эта секунда отличалась от других. Конечно, это расстраивает собаку.

Но вернемся к кликеру.

При формировании поведения нужно, чтобы собака хорошо понимала, как ее выбор (каждую секунду) влияет на вероятность получения вознаграждения. Необходимо очень точно выделять конкретный момент времени.

Например, вы пытаетесь научить собаку класть голову на землю. Когда голова начинает едва двигаться вниз, нужно отметить момент! Используйте кликер, чтобы собака задумалась: «Что же я делала в эту секунду? Чем она отличалась от предыдущей?»

Кликер удивительно точно указывает на определенные моменты и отмечает их для собаки. Чем опытнее собака в кликер-тренинге, тем больше она думает, что она делает в тот момент, когда слышит особый звук щелчка, и чем этот момент особенный.

Как насчет маркера «да»? Он хорош так же, как кликер?

В теории так и есть, но мой опыт показывает, что кликер лучше, если собака учится новому поведению. Не могу утверждать, но я думаю, что особый звук или отсутствие человеческих эмоций позволяет собаке лучше концентрироваться на собственном поведении, которое приводит к награде.

Я прагматик. Для кликера нужна свободная рука, так что новичкам в дрессировке я советую работать со словесным маркером, если они не интересуются особой точностью или шейпингом. Им проще говорить слово «да» и вручать награду; кроме того, это позволяет развивать эмоциональную связь с собакой, используя голос. Не нужно делать награду чем-то нейтральным. Пусть хозяин проявляет свои эмоции и раскрывает характер.

Можно разрешить ученику просто выдавать лакомство без маркера. Это тоже хорошо. Если вы не добиваетесь точности и собака уже знает поведение, то можно дать кусочек за то, что собака сделала только что или за целую цепочку действий. Так что отдайте кусочек и продолжайте.

Цель — вознаградить за все время работы, а не за конкретный момент или действие.

Старайтесь не усложнять процесс, пока владелец работает на начальном уровне. Поскольку работа постепенно становится сложнее или точнее, и определение конкретных моментов времени становится все более важным, то можно рассмотреть вопрос о введении кликера. Но не для начинающих. У них и так голова идет кругом от постоянного отслеживания поведения собаки.

Понятие шейпинга.

Шейпинг – методика кликер-тренинга, при которой собака обучается поведению с нуля, без каких-либо подсказок со стороны тренера.

При шейпинге инициатива переходит к собаке. Мы не используем подсказок и не используем наведение лакомством – это огромный шаг вперед,если вы хотите, чтобы ваша собака сама просила поработать с ней. Собака учится просить вас поощрить ее, с самого начала предлагая какое-либо поведение. Кроме того, собака, привыкшая к шейпингу, научиться продолжать предлагать различные варианты поведения даже в том случае, если она не получает поощрение. Это облегчит работу с продолжительными цепочками поведения без поощрения, например, комплекс (ОКД или Обидиенс).

Наши рекомендации