Виды инновационных предприятий
Инновационные предприятия различаются по характеру инновационной деятельности. Основным признаком классификации таких предприятий является преобладающий тип инноваций, реализуемых инновационным предприятием. В соответствии с этим признаком инновационные предприятия могут быть разбиты на следующие группы:
1. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи.
Инноваторы-лидеры - это инновационные предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями - инноваторами-последователями.
Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас "экономической прочности", который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции и в более низких по сравнению со средними удельных издержках производства.
Инноваторы-последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, ответом (реакцией) на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели конкурентоспособности.
2. Инновационные предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и инновационные предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений.
Реализация новых научных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для инновационных предприятий, имеющих полный цикл НИОКР (например, открытие полупроводников и их реализация в Белл-лаборатории) или, по крайней мере, развитую базу прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основная масса инновационных предприятий создает инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий.
3. Инновационные предприятия, создающие новые потребности, и инновационные предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей.
Типичным примером инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются: радиоприемник, магнитофон, телевизор, телефон, видеомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, ПЭВМ.
Развитию существующих потребностей способствуют инновации по реализации новых поколений указанных товаров. Естественно, что требования к инновационному развитию инновационных предприятий, различающиеся по характеру удовлетворения потребностей, также неодинаковы.
4. Инновационные предприятия, создающие базовые инновации, и инновационные предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений.
Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к "старым" открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.
5. Инновационные предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и инновационные предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства. Во втором случае требуется более мощная база НИОКР для проведения полного их цикла.
6. Инновационные предприятия, реализующие инновации, которые замещают ранее созданные продукты и технологии, и инновационные предприятия, создающие и рационализирующие инновации. Разработка замещающих инноваций требует привлечения значительного исследовательского потенциала.
7. Инновационные предприятия, создающие основные (продуктовые и технологические) инновации и инновационные предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации.
8. Инновационные предприятия, реализующие инновации-продукты, и инновационные предприятия, реализующие инновации-процессы.
9. Инновационные предприятия, создающие инновации для новых рынков, и инновационные предприятия, ориентирующие на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.
10. Инновационные предприятия, ориентирующие свою инновационную деятельность на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов существующей производственной системы. Это может проявляться в создании новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различной комбинации уже существующих в данном производстве элементов, в организационных перегруппировках производства.
11. Инновационные предприятия, создающие адаптационные инновации на отдельных, как правило, дополняющих элементах производственной системы. Эти инновации не обладают значительной степенью новизны, т.к. применение отдельных элементов не характеризуется высокой степенью инновационности (например, замена в станке одного типа электродвигателя на другой, производимый на других инновационных предприятиях).
12. Инновационные предприятия, осуществляющие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменений функционирования системы в целом. Это в основном улучшение отдельных элементов продукта (например, установка нового, более мощного двигателя для автомобиля, более комфортабельного освещения в поездах и вагонах метро и т.д.).
13. Инновационные предприятия, разрабатывающие новые поколения технологий и продукции без изменения их базовых принципиальных конструкций и структур.
14. Инновационные предприятия, которые инициируют новые виды производственных систем (продуктов и технологий) и содержат качественные изменения первоначальной концепции, но сохраняют функциональный принцип.
15. Инновационные предприятия, создающие новые поколения техники и технологии. Это высший тип инновационной деятельности.
Каждый из перечисленных типов инновационной деятельности инновационных предприятий существует одновременно с другими, если говорить о данном инновационном предприятии. Поэтому говоря о типе инновационного предприятия, следует иметь в виду структуру, и преобладающие типы инноваций, реализуемые на нем.