Поддержка инновационной деятельности
Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом.
Общегосударственное значение инноваций состоит в следующем:
1) Инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Вклад НТП в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет по различным оценкам от 75 до 100%.
2) Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики. В частности, инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других; за счет роста эффективности использования ресурсов происходит их перераспределение по сферам деятельности; изменяется структура занятых в различных отраслях (например, падает доля занятых в сельском хозяйстве и возрастает в сфере услуг).
3) Инновации оказывают существенное влияние на институциональные экономические механизмы, то есть под их воздействием изменяется экономическая организация общества, появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности, развиваются технологии управления (например, вертикальные воздействия все в большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями) и т.п.
4) С развитием инновационных процессов наблюдается все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. То есть под воздействием инноваций развивается политическая культура, динамично изменяются правовые, этические, эстетические нормы.
5) Инновационные процессы влияют на социальную стабильность, так как генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, нововведения способствуют решению проблем занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, повышается уровень образования, обеспечивается единство науки, во многих случаях смягчаются социальные противоречия и конфликты.
6) Влияние инноваций на окружающую среду носит противоречивый характер. С одной стороны, интенсивность инновационных процессов значительно обострила экономические проблемы (антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно нарушение нормального кругооборота веществ в природе). С другой стороны, только на инновационном пути возможна гармонизация отношений между человеком и природой (именно научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы в окружающую среду). Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI веке, предусматривающей стабильное экологическое равновесие.
7) Активизация международного научно-технического сотрудничества. Истекающее столетие отмечено стремительной интернационализацией хозяйственной жизни. Международный характер приобретают и инновационные процессы с помощью различных форм: объединения ресурсов с целью получения новых научно-технических результатов, создания мировой научно-инновационной инфраструктуры; осуществления инноваций, имеющих глобальный характер и т.п.
8) Уровень развития инновационных процессов влияет на конкурентоспособность национальной экономики. Полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуется ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов. Эта позиция все в меньшей степени определяется эксклюзивным обладанием природными ресурсами или другими временными преимуществами экстенсивного характера, и во все большей степени - инновациями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции (услуг).
9) Способность к инновациям стала в настоящее время одной из важнейших детерминант безопасности государства. Внешняя безопасность связана как с научно-технической безопасностью, то есть наличием у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, так и с укреплением обороноспособности страны. Внутренняя безопасность связана с распространением нововведений, позволяющих предотвратить или свести к минимуму катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, другие противоправные действия.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием, а именно:
1) отдельным хозяйствующим субъектам сложно, а иногда и невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций, так как НИОКР становятся все более дорогостоящими. Новые научные результаты достигаются высококвалифицированными, а, следовательно, высокооплачиваемыми кадрами. Развитие науки приобретает все более междисциплинарный характер, а кооперация представителей различных областей науки и техники также требует дополнительных расходов. Еще больших затрат требует реализация нововведений: это и капитальные затраты, связанные с техническим переоснащением производства, прогнозированием конъюнктуры, обучением персонала, а также затраты на проведение экспертизы, патентование, сертификацию и т.д.;
2) многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Для отдельного хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет реализовать значительную экономию на масштабах производства. Особенно характерна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала;
3) изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизованного общества. Кроме того, самостоятельность хозяйствующих субъектов в реализации инновационных процессов может привести к несовместимости различных звеньев технологических целей, что также сопряжено с крупными экономическими потерями;
4) существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. Это фундаментальные научные исследования, инновации в таких областях как оборона, экология, охрана правопорядка, а также в таких областях как здравоохранение, образование и другие. Расходы на такие инновационные процессы неизбежно ложатся на плечи всего общества;
5) инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью шага получения отдачи, то есть значительным риском (технологическим, хозяйственным, коммерческим и другим). Поэтому требуются определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел инновационный проект другим, менее рискованным способам помещения капитала;
6) экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, использования инновационных технологий в других отраслях. На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта (с учетом как позитивных, так и негативных факторов) и принять обоснованное решение о его реализации;
7) существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем, а также патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвратить вступление этого, вполне понятного с коммерческой точки зрения стремления в конфликт с интересами общества в целом;
8) высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делают их недоступными для массового потребления. Это связано с высокими затратами на начальных этапах инновационного цикла, на стадии освоения нововведений. Отсутствие внешней “подкачки” платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для экономики в целом.
Государство определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке и инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.
Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются:
увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;
обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;
повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;
укрепление безопасности и обороноспособности страны;
улучшение экологической обстановки;
сохранение и развитие сложившихся научных школ.
К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся:
свобода научного и научно-технического творчества;
правовая охрана интеллектуальной собственности;
интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
поддержка конкуренции в сферах науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
развитие международного научного сотрудничества.
Государственные органы выполняют различные функции по регулированию инновационной деятельности. Важнейшими из них являются следующие:
1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться как за счет действий общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования специальных фондов (Российского фонда финансирования инноваций, Российского гуманитарного научного фонда, международного научного фонда, финансируемого Дж. Соросом).
2. Координация инновационной деятельности:
а) определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов. В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут выделить на развитие науки и инновационной деятельности, возникают проблемы определения государственных приоритетов в данной области. По этим направлениям разрабатываются государственные научно-технические программы. К числу крупных приоритетных направлений развития науки и техники в России относятся:
информационные технологии и электроника,
производственные технологии (лазерные, плазменные, робототехника, ГПС и другие),
новые материалы и химические продукты,
технологии живых систем, в том числе биотехнологии,
транспорт,
топливо и энергетика,
экология и рациональное природопользование и др.;
б) содействие кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций;
в) формирование единого технологического пространства, обеспечивающего совместимость нововведений;
г) координация инновационных процессов во временном аспекте.
3. Стимулирование инноваций:
а) поощрение конкуренции;
б) финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов.
Так, например, предприятия, учреждения и организации науки, которым присвоен статус Государственного научного центра, освобождаются от уплаты НДС при приобретении материалов, оборудования и услуг сторонних организаций, импортных таможенных пошлин и т.д.;
в) государственное страхование (частичное или полное) инновационных рисков;
г) введение санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
4. Создание правовой базы инновационных процессов:
а) формирование необходимого законодательства.
Например, законы РФ “О науке и государственной научно-технической политике”, “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ”, “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ”;
б) создание механизмов, обеспечивающих его выполнение;
в) государственная защита прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, то есть охрана прав интеллектуальной и промышленной собственности.
5. Кадровое обеспечение инноваций:
а) разработка таких программ обучения в государственных учебных заведениях, которые способствуют как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям;
б) достижение сбалансированности универсальных и специальных знаний;
в) формирование навыков к постоянному самообразованию.
6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры:
а) обеспечение деятельности информационных систем - одного из основных каналов распространения инноваций;
б) оказание инноваторам юридических, деловых, консультационных и других услуг;
в) посредничество между инновационными субъектами: помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.д.
7. Институциональное обеспечение инновационных процессов:
а) создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и другие);
б) содействие распространению в экономике наиболее эффективных с инновационной точки зрения структур (крупных корпораций, малого бизнеса и т.п.
8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций:
а) оказание поддержки нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность и экологическое равновесие;
б) предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с НТП.
9. Повышение собственного статуса инновационной деятельности:
а) пропаганда научно-технических достижений и нововведений;
б) моральное поощрение инноваторов и их социальная защита. Например, присвоение ученых степеней, званий и т.д.
10. Региональное регулирование инновационных процессов:
а) содействие рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала;
б) выравнивание условий распространения инноваций по территории страны;
в) использование различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.).
11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов:
а) стимулирование международной научно-технической и инновационной кооперации;
б) регулирование международного трансферта нововведений.
Для реализации перечисленных функций используются различные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности. В развитых странах мира используются следующие формы: (рис.2.1).
Формы государственной поддержки инновационной деятельности
Правительство
Формы государственной | поддержки |
научной деятельности | инновационной деятельности |
- прямое бюджетное финансирование; - льготное налогообложение прибыли, полученной от реализации научных разработок; - освобождение от уплаты налога на собственность и землю, относящиеся к научным организациям; - освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок. | - прямое финансирование; - предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; - создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; - снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; - отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; - право на ускоренную амортизацию оборудования; - создание сети технополисов, технопарков. |
Основными направлениями поддержки государственный инновационной политики в РФ являются:
1) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;
2) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
3) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
4) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту (переводу, передаче) технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
В реализации механизма государственной поддержки научной и инновационной деятельности в РФ принимают участие Министерство науки РФ, Межведомственный совет по региональной научно-технической политике и взаимодействию с высшей школой, Центр регионального научно-технического сотрудничества при Президиуме РАН, администрации республик, краев, областей, автономных образований, региональные научно-координационные центры и советы и др.