Изучение качественных методов экологической оценки объектов железнодорожного транспорта. Практическое использование качественных тестов для целей экспертизы.
Цель работы: Изучение качественных методов экологической оценки объектов железнодорожного транспорта и их практическое использование для целей экспертизы.
Основные положения: Качественные методы экологической оценки объектов железнодорожного транспорта являются достаточно известным и простым инструментом экологического нормирования и экспертизы. Основными их преимуществами является универсальность и доступность применения. Рассмотрим наиболее часто применяемые качественные (тест системы): метод экспертных оценок, методы списков и матриц.
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок призван дать основную идею в определении альтернатив для предложенного проекта железнодорожного транспорта или какой-то его части. Основными недостатками этого метода являются следующие:
- неточное определение всей совокупности воздействий;
- недостаточно четкая последовательность их определения;
- возможная неэффективность из-за неполноты определения соответствующих групп для оценки каждого воздействия;
- субъективность оценок, не снимаемая даже большим числом экспертов, ибо увеличение числа экспертныхмнений может повысить объективность оценок только при гарантии независимости и несмещённости отдельныхмнений.
Широкое распространение получили экспертные оценки на основе балльных шкал, основанные на квалифицированном анализе результатов прикладных исследований.
Они используются применительно к сложным системам, для которых получение прямых количественных характеристик затруднено из-за отсутствия методик расчетов.
Работа экспертов начинается с определения иерархической системы признаков, на основании которой производится оценка устойчивости геосистемы. Собственно экспертный анализ заключается в установлении оценок значимости и выраженности признаков. Одним из способов статистического анализа (например, по критерию Шеффе) оценивается согласованность результатов работы экспертов. При удовлетворительном сходстве интегральных показателей средние балльные характеристики геосистем переносятся в базу данных, реализуемую в геониформационной системе (ГИС). Оценка устойчивости структурных частей геосистемы требует предварительного определения существующего уровня техногенной нагрузки. С этой целью производится полная инвентаризация источников и видов воздействия и расчет их «рейтинговых оценок» по специальной программе.
Метод списков
Является наиболее простым методом выявления потенциально значимых воздействий. Существо метода заключается в составлении и анализе списка компонентов ОС с задачей выделения тех из них, которые окажутся уязвимыми при реализации проекта. Выявляются следующие категории списков:
- простые (списки природных параметров без наличия методических рекомендаций по их измерению или интерпретации);
- описательные (включают определенные природные параметры и методические рекомендации по их измерению);
- масштабные (похожи на описательные списки, но дополняются информацией, основанной на субъективно определенной величине ущерба);
- масштабно-взвешенные (масштабные списки с информацией по субъективной оценке каждого параметра в отношении другого параметра);
- вопросник (составляется из серии связанных вопросов по воздействиям проекта).
Разнообразие списков и возможностей их использования являются основными источниками трудностей, связанных с их применением. Наиболее простые формы списков являются жесткими, т. е. ограничиваются исследованием только тех элементов, которые в них содержатся. Если они используются для анализа определенного проекта и составлены специально для него, эта проблема может быть частично снята.
Сложные списки являются более дорогостоящими, эффективное их использование возможно только для экспертов-профессионалов, в то время как для неэкспертов они могут оказаться очень трудными для понимания, а результаты, получаемые в процессе их использования, сомнительными.
Достоинство метода – простота, недостатки — трудности учета непрямых воздействий, возникающих на разных стадиях или в связи с разными аспектами осуществления технического решения (проекта).
Матрицы
Суть метода состоит в определении причинно-следственных связей между возможными направлениями воздействия и параметрами ОС.
Простая матрица является двумерной, где по вертикали представляется перечень параметров ОС, а по горизонтали – направления воздействия проекта. Таким образом, в клетках матрицы обозначается собственно факт взаимодействия.
Количественные матрицы с весовыми коэффициентами являются модификацией простой матрицы с использованием балльных оценок взаимодействий по некоторой шкале.
Наряду со списками, матрицы являются основой экспертного знания и при этом требуют небольшого объема информации.
Недостатком этого метода является то, что он не дает достаточно объективных критериев в процессе принятия решений. Он не может быть использован при мониторинге воздействий. Кроме того, все взаимодействия и зависимости представляются матрицей равнозначными. При наличии эффектов отдаленных и вторичных последствий такое свойство может обусловитьполучение результата, прямо противоположного реальному.
В начале 70-х годов американский эколог Леопольд предложил выявлять значимые воздействия с помощью матрицы, в которой столбцы соответствуют различным этапам осуществления проекта и видам деятельности (подготовка площадки, строительство подъездных путей, складирование отходов, вывод из эксплуатации и т.д.), а строки — компонентам окружающей среды (подземные воды, флора и фауна и т.д.). На пересечении строк и столбцов при помощи условных знаков (обычно в баллах принятой составителем шкалы оценок) могут указываться значимость, степень предсказуемости, природа воздействия или другая информация. Леопольд, в частности, составил матрицу для выявления воздействий крупных гидроинженерных сооружений (так называемая «матрица Леопольда»).
Основное преимущество матрицы Леопольда состоит в том, что она служит контрольным списком, который включает качественную информацию о взаимосвязях типа причина - следствие, и к тому же полезна в качестве источника информации о результатах. Это открытая матрица, содержащая 100 наименований "факторов воздействия" на горизонтальной оси и 88 "характеристик" и "условий" ОС на вертикальной оси.
В матрице используются как количественные, так и качественные данные, однако она не содержит средств, позволяющих их различать. Кроме того, предсказываемые величины не учитывают в явной форме различия будущих состояний "при осуществлении вмешательства" и "при его отсутствии".
Объективность не является сильной стороной матрицы Леопольда. Каждый оценщик свободен в выборе числа в схеме ранжирования количественной шкалы от 1 до 10000.
Несмотря на ограниченные возможности, матричный анализ обладает несомненными достоинствами. Одно из них — наглядность, поскольку результаты анализа можно представить в единой программе. Другое - гибкость: перечень "факторов воздействия", "характеристик" и "условий" не является догмой, а может разрабатываться для конкретных целей.
Матрицы помогают выявлять значимые воздействия более систематично, чем списки. С помощью матриц легче учитывать опыт прошлых проектов. Более того, матрицы могут указать не только на возможные значимые изменения в окружающей среде, но и на те элементы проекта, которые могут привести к серьезным экологическим воздействиям, а значит, возможно, нуждаются в альтернативной проработке.
Для более систематического выявления непрямых воздействий применяются так называемые «пошаговые» матрицы или матрицы второго порядка. В таких матрицах, например рис. 1, выявленное воздействие на компоненты ОС используется для предсказания «непрямых» воздействий (второго порядка). Например, воздействие на почвы, как показано на рисунке, может отразиться на флоре и фауне.
| Подготовка площадки | Прокладка коммуникаций | Работа в нормальном режиме | Аварии | |||
Почвы | Отрицательное | ? | — | ? | |||
Водные ресурсы | ? | Отрицательное | Отрицательное | Чрезвычайно отрицательное | |||
Климат | Нет | Нет | Отрицательное. | Нет | |||
Фауна флора | Нет | Нет | Положительное | Нет |
Рисунок 1 – Упрощенная «пошаговая» матрица воздействий строительства железнодорожного полотна
Недостатком матриц, так же как и списков, является качественный и субъективный характер суждений, а также неприспособленность обоих методов к выявлению непрямых, опосредованных воздействий. Например, воздействие на подземные воды может привести к изменениям в экосистемах, однако с помощью простой матрицы выявить и отразить это невозможно. Более того, матрицы, содержащие очень большое количество столбцов и колонок, трудны к применению.
Индивидуальные задания
Задание 1
Используя метод списков, укажите потенциально значимые воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду.
Вариант № 1 Железнодорожный вокзал;
Вариант № 2 Промывочно-пропарочная станция;
Вариант № 3 Локомотивное депо;
Вариант № 4 Вагонное депо;
Вариант № 5 Дорожная ремонтно-механическая мастерская
Вариант № 6 Объекты, расположенные в производственных зданиях на территориях, транспортной и ремонтной технике путевых дорожных ремонтно-механических мастерских;
Вариант № 7 Вагоноремонтный завод;
Вариант № 8 Вагоностроительный завод;
Вариант № 9 Грузовой поезд (электротяга);
Вариант № 10 Пассажирский поезд (электротяга);
Вариант № 11 Рельсовый автобус;
Вариант № 12 Пассажирский поезд нового поколения «Сапсан» (электротяга);
Вариант № 13 Грузовой поезд (дизель);
Вариант № 14 Пассажирский поезд (дизель);
Вариант № 15 Скоростной поезд TGV (электротяга).
Задание 2
Составьте простую матрицу воздействий (по вертикали предоставьте перечень параметров ОС, а по горизонтали – направления воздействия проекта) на окружающую среду процессов реконструкции аэро- и железнодорожных вокзалов.
Вариант № 1 Киевский вокзал;
Вариант № 2 Ярославский вокзал;
Вариант № 3 Казанский вокзал;
Вариант № 4 Белорусский вокзал;
Вариант № 5 Курский вокзал;
Вариант № 6 Ленинградский вокзал;
Вариант № 7 Рижский вокзал;
Вариант № 8 Савеловский вокзал;
Вариант № 9 Московский вокзал;
Вариант № 10 Балтийский вокзал;
Вариант № 11 Витебский вокзал;
Вариант № 12 Ладожский вокзал;
Вариант № 13 Финляндский вокзал;
Вариант № 14 Терминал аэропорта «Домодедово»;
Вариант № 15 Терминал аэропорта «Пулково»