Вопрос 32. Интеллектуальный анализ данных. Управление знаниями
Анализ данных - действия, направленные на извлечение из них информации об исследуемом объекте и на получение по имеющимся данным новых данных.
Интеллектуальный анализ данных (ИАД) – анализ данных с активным использованием математических методов и алгоритмов (методы оптимизации, генетические алгоритмы, распознавание образов, статистические методы, Data Mining и т.д.), использующих результаты применения методов визуального представления данных.
В общем случае процесс ИАД состоит из трех стадий:
1) выявление закономерностей (свободный поиск);
2) использование выявленных закономерностей для предсказания неизвестных значений (прогнозирование);
3) анализ исключений для выявления и толкования аномалий в найденных закономерностях.
Иногда выделяют промежуточную стадию проверки достоверности найденных закономерностей (стадия валидации) между их нахождением и использованием.
Все методы ИАД по принципу работы с исходными данными подразделяются на две группы:
ü Методы рассуждений на основе анализа прецедентов – исходные данные могут храниться в явном детализированном виде и непосредственно использоваться для прогнозирования и/или анализа исключений. Недостатком этой группы методов является сложность их использования на больших объемах данных.
ü Методы выявления и использования формализованных закономерностей, требующие извлечения информации из первичных данных и преобразования ее в некоторые формальные конструкции, вид которых зависит от конкретного метода.
Системы ИАД:
• исследовательские, ориентированные на специалистов и предназначенные для работы с новыми типами проблем
• прикладные, рассчитанные на аналитиков, менеджеров, технологов и т.д.
• решающие типовые задачи
Технологии ИАД:
Data Mining (DM) – это технология обнаружения в «сырых» данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.
Программное обеспечение для реализации технологий Data Mining:
• Poly Analyst
• Scenario
• 4 Thought
• MineSet и др.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ.
Управление знаниями (Knowledge Management) – это систематическое приобретение, синтез, обмен и использование опыта для достижения успеха в бизнесе или в управлении компанией.
Управление знаниями - процесс использования того, что известно людям, на новом уровне, с целью повышения потенциала компании через использование лучших решений, интеллектуального капитала или организационного обучения.
Типы знаний:
ü Явные знания – знания, представленные в компании в виде должностных инструкций, регламентов и положений о деятельности подразделений, корпоративные стандарты и другое
Технологии управления такими знаниями:
• комплексная организация (корпоративные архивы и таксономия[1])
• создание систем обеспечения разграниченного доступа персонала компании к необходимым знаниям
• навигация в системе формальных знаний
• поиск необходимых формальных знаний
ü Неявные знания:эти знания нельзя увидеть, сложно задокументировать, передать их можно только посредством личного и непосредственного общения (чаще совместной работы). Могут содержаться в корпоративном хранилище данных (понимание конкретного корпоративного процесса, полученное в ходе ИАД скрытых структур, шаблонов или зависимостей) – для извлечения используются технологии ИИ и статистики
Технологии извлечения и управления такими знаниями:
• экспертное интервью, проводимое инженером по знаниям с целью формализации знаний
• интервью при увольнении сотрудника с целью сохранения знаний
• обучающее интервью
• заполнение анкет и форм учета знаний
• формализация экспертных дискуссий (инженер по знаниям может преобразовать дискуссию, прошедшую на форуме или совещании в обучающую аннотацию или справку)
• наблюдение
Инструментарий управления знаниями:
• система Portalware (компания Glyphica)
• Portal-in-a-Box, Content Server и др. (Autonomy)
• Plumtree Server (Plumtree Software)
• Hyperknowledge Builder (Hyperknowledge)
• Intraspect Knowledge Server 2.0 (Intraspect Software)
• Documentum Enterprise Document Management System – EDMS (Documentum)
• Livelink (Open Text) и др.
Вопрос 35. Основы информационной безопасности (ИБ). Критерии оценки ИБ
Под информационной безопасностью (ИБ) будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуре.
Средства и методы поддержки ИБ должны обеспечивать;
•доступность — информация, ресурсы, сервисы, средства взаимодействия и связи должны быть доступны и готовь к работе всегда, когда возникает необходимость;
•целостность — сохранение структуры информации и/или ее содержания в процессе передачи и хранения.
•конфиденциальность — обеспечение доступа к информации только ограниченному кругу субъектов информацией системы
В1999 г. ИСО приняла стандарт (ISO 15408) под названием «Общие критерии оценки безопасности информационных технологий», который способствовал унификации национальных стандартов в области оценки безопасности информационных технологий на основе взаимного признания сертификатов. Этот документ содержит обобщенное и формализованное представление знании и опыта, накопленного в области обеспечения информационной безопасности.
Стандарт ISO 15408 определяет инструменты оценки безопасности ИТ и порядок их использования, ряд ключевых понятий, лежащих в основе концепции оценки защищенности продуктов ИТ: профиля защиты, задания по безопасности и объекта оценки.
Профиль защиты — документ, содержащий обобщенный стандартный набор функциональных требований и требований доверия для определенного класса продуктов или систем, описания угроз безопасности и задач защиты, обоснования соответствия между угрозами безопасности, задачами защиты и требованиями безопасности.
Задание по безопасности — документ, содержащий требования безопасности для конкретного объекта оценки и специфицирующий функции безопасности и меры доверия.
Под объектом оценки понимается произвольный продукт информационных технологий или вся ИС в целом (КИС предприятия, процессы обработки данных, подготовки решений и выработки управляющих воздействий; программные коды, исполняемые вычислительными средствами в процессе функционирования КИС; данные в БД; информация, выдаваемая потребителям и на исполнительные механизмы; коммуникационная аппаратура и каналы связи; периферийные устройства коллективного пользования; помещения и др.).