Общие сведения о восстановлении
Общие сведения о восстановлении
Известно, что причиной отказов большинства сборочных единиц и типовых соединений является износ. Локомотив — сложная машина с множеством взаимно перемещающихся и трущихся деталей, которые в процессе эксплуатации изнашиваются. При этом меняются рабочие характеристики, появляются ненормальные стуки, вибрации, нагрев, снижаются мощность и КПД, увеличивается опасность аварии или крушения. Поэтому перед работниками локомотиворемонтных предприятий чаше всего возникает вопрос: как вернуть начальные размеры, восстановить геометрическую форму и поверхностные свойства деталям? Эту задачу можно решить двумя принципиальными путями:
— изменением номинального (первоначального) размера детали с целью получения нормальной геометрической формы, что достигается, как правило, механической обработкой поврежденной поверхности;
- восстановлением номинальных размеров и формы детали путем наращивания их поверхности различными способами, с последующей механической, тепловой или химико-термической обработкой.
Для восстановления изношенных деталей существует много методов (рис. 4.1). В локомотиворемонтном производстве наибольшее распространение получили: электродуговая или газовая наплавка; металлизация; электроискровая обработка; обработка давлением; электролитическое покрытие; нанесение на поверхность пленок из полимерных материалов. В отдельных случаях используют метод ремонтных втулок, когда сильно изношенную поверхность валика, шипа или отверстия какой-либо детали обтачивают (или растачивают) и с натягом ставят втулки, обрабатывая затем их под номинальный размер.
Рис. 4.1. Классификация способов восстановления деталей |
Для восстановления значительного износа деталей используются различные виды электродуговой наплавки; ручная, автоматическая и полуавтоматическая, под слоем флюса, в среде защитных газов, вибродуговая и т.п.
Ручная наплавка
Ручная наплавка — простой, но малопроизводительный способ, который не дает стабильного качества слоя. Возникающие при наплавке большие термические напряжения вызывают деформирование (коробление) детали. Но значительная часть наплавочных работ выполняется ручным способом, так как автоматическая и полуавтоматическая наплавка целесообразна при достаточно больших объемах наплавочных работ, т.е. на ремонтных заводах, депо и в центральных ремонтных мастерских, поэтому там, где возможно, процесс наплавки автоматизируют.
Ручную наплавку стальных деталей выполняют на обычном сварочном оборудовании для ручной сварки с питанием постоянным током (от сварочных генераторов) или переменным током (от сварочных трансформаторов). При наплавке постоянным током дуга более устойчива. Наплавку можно выполнять на прямой полярности (деталь подключена к положительному полюсу) и на обратной полярности (деталь подключена к отрицательному полюсу). В последнем случае деталь меньше нагревается и не деформируется. Ю- этому наплавку предпочтительнее вести на постоянном токе при обратной полярности.
Для ручной наплавки обычно применяют электроды, представляющие собой металлические стержни, покрытые специальными составами - обмазками. Выбор электрода зависит от материала детали На электродах указывают условные обозначения тип, марку диаметр, группу индексов и ГОСТ. Тип электрода характеризует его основное назначение (наплавка), марка соответствует виду обмазки. Для наплавки деталей из углеродистых и низколегированных сталей применяют электроды с обмазкой марок O3H-30U, ОЗН-400У ОЗН-500У (числа обозначают твердость наплавленного слоя в единицах Бринелля). Для наплавки деталей, подвергающихся интенсивному абразивному изнашиванию, применяют электроды с обмазкой 12АН-ЛИИВТ. Изношенные детали из высокомарганцовистых сталей типов Г13, Г13Л наплавляют электродами с обмазкой ОМГ-Н. Во всех случаях металлические стержни электродов должны быть из легированной проволоки.
При ручной наплавке поддерживают напряжение тока 18 -35 В. Сварочный ток устанавливают в зависимости от толщины наплавляемого слоя и материала детали. Например, при наплавке деталей из углеродистых сталей и толщине наплавляемого слоя 2 мм ток должен быть 170-200 А, а при наплавке такого же слоя на детали из среднелегированной стали ток устанавливают в пределах 110-140 А.
Производительность ручной наплавки 0.8-1 кг/ч наплавленного металла. Применение стендов-кантователей повышает производительность и облегчает выполнение вспомогательных работ (установку, поворот деталей).
Направление наплавки
Рис. 4.2. Схема наплавки металлическим электродом с дополнительной присадкой:
I присадочный пруток; 2 — основной электрод; 3— основной металл; 4— наплавленный металл
При большем объеме работы для повышения производительности применяют наплавку с присадочным прутком, пучком электродов. трехфазной дугой (рис. 4.2). В первом случае в зону электрической дуги вводят присадочный пруток, который периодически прижимается сварщиком к кромке электрода. При этом дуга начинает гореть между прутком и деталью. Производительность повышается на 30—40 %.
При наплавке пучком электродов образуется блуждающая дуга, которая переходит автоматически с электрода на электрод по нескольку раз в секунду. При этом снижается глубина проплавления основного металла. Производительность увеличивается на 50—80 % благодаря увеличению количества одновременно расплавляемого электродного металла.
Ручную наплавку трехфазным током осуществляют двумя параллельными изолированными один от другого электродами, расположенными в двухфазном электродержателе. Третью фазу подводят к наплавляемой детали, в результате чего возбуждаются и горят одновременно три однофазных дуги в одном факеле что придает большую устойчивость дуге. Производительность повышается в 2—5 раз.
Технология ручной наплавки такая же, как при ручной сварке. В зависимости от степени износа деталь наплавляют за один, два и более проходов. При многослойной наплавке больших поверхностей рекомендуется во избежание коробления детали применять обратноступенчатый способ: валики одного слоя накладывают поперек направления валиков ранее наложенного слоя. Наплавка должна производиться на основной металл. При ранее выполненной наплавке старый слой необходимо удалить одним из слесарно-механических способов.
Недостатки ручной наплавки: неоднородное качество наплавленного металла по длине шва, что в значительной степени зависит от квалификации сварщика; наплавляемый слой обычно составляет не менее 2—3 мм, тогда как износ деталей часто бывает значительно меньше, поэтому до 80 % наплавленного металла впоследствии уходит в стружку; производительность ручной наплавки низка; расход электроэнергии в 2—4 раза больше, чем при автоматической наплавке под слоем флюса.
Чугунные детали можно восстанавливать электродуговой и газовой сваркой и наплавкой. Выбор способа восстановления зависит от вида дефекта (трещины, отколы, износ), формы детали и условий ее работы.
При сварке и наплавке деталей из чугуна возникает ряд затруднений, обусловленных его химическим составом и структурой. Из-за этого чугун относят к ограниченно свариваемым металлам. Особенности свойств чугуна могут способствовать появлению трещин, пористого шва, закаленных и отбеленных зон, вызывать плохое сплавление присадочного металла с основным. Для получения качественных сварных соединений важна правильная подготовка дефектного места детали под сварку (наплавку). К таким мерам относят вырубку и зачистку трещин, засверловку их концов, зачистку скосов и т.п.
Чугунные детали можно сваривать с предварительным подогревом всей детали (горячая сварка), местным подогревом и без подогрева (холодная сварка). Горячая сварка позволяет уменьшить влияние внутренних напряжений (появление трещин) и предупредить закалку околошовной зоны. При этом способе деталь медленно нагревают в печи до температуры 550—600 °С. Затем во избежание остывания деталь помещают в теплоизоляционный кожух и ведут сварку через окно в кожухе. Восстановленную деталь повторно помещают в печь, нагревают до 600-650 °С и дают остыть вместе с печью. Горячую сварку обычно производят ацетиленокислородным пламенем с присадочным материалом — чугунными прутками и флюсом - бурой. Этот способ сложен, малопроизводителен, применяется для восстановления сложных корпусных деталей. Холодную сварку более широко применяют в ремонтной практике. Трещины заваривают пучком электродов или электродами из сплава монель-металл.
Пучок электродов обычно состоит из одного стального электрода с обмазкой УОНИ-13/15 и двух медных прутков. Отбеливание зоны около шва при сварке этим способом уменьшается в результате повышенного содержания меди в сварочной ванне. Сварку следует вести наложением поперечных швов вразброс короткими участками от холодного металла к горячему. При этом очередной участок заварки должен находиться как можно дальше от предыдущего.
Сварку электродами МНЧ-1 из монель-металла рекомендуется применять в тех случаях, когда необходима последующая механическая обработка места заварки. Монель-металл, содержащий 25— 30 % меди и 60—70 % никеля, попадая в сварочную ванну, уменьшает отбеливание. Сварку производят на малых токах обратной полярности короткими валиками (30-50 мм) малого сечения с проковкой их в горячем состоянии, что позволяет устранить напряжение от усадки при остывании металла шва.
Чугунные детали можно наплавлять под флюсом на расплавляемой металлической оболочке. Сущность способа: поверхность, подлежащую наплавке, плотно обертывают тонкой металлической оболочкой, прижимают к наплавляемой поверхности и приваривают в двух точках.
Автоматическая наплавка
Автоматическую наплавку осуществляют непосредственно по металлической оболочке. Остальной процесс ведется, как при наплавке под флюсом. При полуавтоматической наплавке автоматизирована только подача электродной проволоки в зону дуги, а при автоматической — подача электрода, а также продвижение дуги вдоль накладываемого шва. В результате повышается производительность труда и улучшается качество шва.
Оболочки изготовляют из листовой декапиршзанной (очищенной от оксидов) стали толщиной 0,8-0,9 мм. Перед установкой оболочки ее очищают и обезжиривают. В процессе наплавки оболочка полностью расплавляется и обеспечивает проплавление поверхности детали на глубину не более 1 мм. Такой способ применяют при наплавке коленчатых валов дизеля 10Д100, изготовленных из высокопрочного чугуна.
Для восстановления чугунных деталей целесообразно также применять вибродуговую наплавку в потоке воздуха. При этом используют основное оборудование для вибродуговой наплавки в жидкости.
Восстановление деталей из сплавов алюминия является сложным процессом, так как алюминий плохо сваривается, при охлаждении после сварки склонен к образованию трещин, а также появлению пор в сварочных швах.
Для восстановления применяют главным образом аргонодуговую сварку неплавящимися вольфрамовыми электродами с присадочными прутками из того же сплава, что и основной металл. Сварку ведут на переменном токе в защитной газовой среде (аргон). Шов получается прочным, без пор. Предварительный нагрев требуется только для деталей сложной формы (например, блок цилиндров). Установка для аргонодуговой сварки УДГ состоит из трансформатора с дросселем, шкафа управления, газового баллона с редуктором.
Вибродуговая наплавка
Наплавка вибродугоным способом является разновидностью автоматической и отличается от нее тем, что электрод во время наплавки постоянно вибрирует. Вибрация электрода облегчает зажигание дуги и делает процесс наплавки более устойчивым. В процессе наплавки деталь нагревается незначительно, поэтому деформации ее малы и, следовательно, не нарушается термическая обработка на участках детали вблизи места наплавки. После наплавки не требуется термическая обработка детали, так как в процессе наплавки под действием охлаждающей жидкости происходит закалка наплавленного слоя.Толщину слоя наплавки можно регулировать в пределах от 0,5 до 2 мм на сторону. Для повышения износостойкости наплавленного слоя используют легирующие флюсы. Основное преимущество вибродуговой наплавки заключается в возможности надежного наплавления тонких слоев на изношенные места. При значительных износах лучше использовать обычные способы наплавки.
Вибродуговая наплавка (рис. 4.5) отличается от других сварочных процессов наличием колебаний электродной проволоки с частотой 50-100 Гц и низким напряжением источника сварочного тока. Цикл наплавки состоит из переноса металла электродной проволоки на деталь за счет чередования электрических разрядов и коротких замыканий цепи. Введение индуктивности в цепь дуги обеспечивает накопление электрической энергии в индуктивности во время разомкнутого состояния цепи, сдвиг фаз тока и напряжения, поэтому переход тока через нуль происходит при наличии напряжения источника питания и возникновении электродвижущей силы самоиндукции, которая совпадает по направлению с напряжением источника питания. Это обеспечивает повторное возникновение дугового разряда после разрыва сварочной цепи и устойчивое горение дуги.
Электрод и деталь оплавляются во время дугового разряда, при этом на конце электрода образуется капля металла. Мелкокапельный перенос металла на деталь происходит преимущественно во время короткого замыкания. Длительность существования дуги составляет 20 % времени цикла, поэтому провар основного металла неглубокий, с небольшой зоной термического влияния.
Рис. 4.5. Схема вибродуговой наплавки:
1 - кассета для проволоки; 2 — подающие ролики; 3 — качающийся мундштук; 4 — система подачи раствора; 5 — наплавленный слой; 6 — восстанавливаемая деталь; 7— емкость; 8 — индуктивное сопротивление
Вибродуговую наплавку применяют для восстановления изношенных поверхностей стальных и чугунных деталей довольно широкой номенклатуры. В состав оборудования для вибродуговой наплавки входит переоборудованный токарный станок, обеспечивающий медленное вращение детали, наплавочная головка и источник сварочного тока.
В качестве наплавочных головок используют те же механизмы, что и при автоматической наплавке под слоем флюса. В них изменена только конструкция мундштука и отсутствует устройство для подачи флюса.
Одной из новых разработок для вибродуговой наплавки является головка ОКС-6569М ГОСНИТИ. Устройство предназначено для наплавки деталей диаметром более 15 мм, имеющих износ от 0,5 до 3 мм. Наплавка производится в среде жидкости или угле кислого газа проволокой сплошного сечения диаметром от 1,2 до 3 мм. Головка пригодна также для наплавки порошковой проволокой. При использовании специальной проволоки Св-15 наплавку ведут при отключенном вибраторе.
В качестве источников сварочного тока при вибродуговой наплавке используют то же оборудование, что и при автоматической наплавке под слоем флюса. Марку электродной проволоки выбирают в зависимости от требуемых механических свойств наплавленного металла. При наплавке стальных и чугунных деталей для получения слоя твердости 51—56 HRC применяют проволоку Нп-65, Нп-80. Для получения твердости 37—41 HRC наплавку ведут проволокой Нп-ЗОХГСА, а твердости 180—240 НВ — проволокой Св-08. Для наплавки слоя толщиной до 1 мм берут проволоку диаметром 1,0—1,6 мм, толщиной до 2 мм — 1,6—2,0 мм. При наплавке заготовок из серого чугуна ведут двухслойную наплавку проволокой Св-08, при этом расход жидкости составляет 0,02 л/мин.
Примерные режимы наплавки: ток обратной полярности силой 70—75 А, напряжением 12—30 В, диаметр проволоки 1,6 мм, шаг наплавки 2,3—2,7 мм/об (мм/дв. ход), угол подвода проволоки к детали 15—30°, скорость подачи проволоки менее 1,65 м/мин, скорость наплавки 0,50—0,65 м/мин. При токах менее 100 А в сварочную цепь последовательно с источником питания включают дополнительную индуктивность 0,4—0,7 мГн.
При подготовке деталей поверхность, подлежащая наплавке, должна быть зачищена до металлического блеска. Зачистку делают непосредственно перед наплавкой при помощи шлифовальной шкурки при тех же частотах вращения детали, что и при ее наплавке. Биение наплавляемой поверхности не должно превышать 0,5 мм. При большем изгибе детали ее перед наплавкой необходимо выправить либо обработать на станке. Поврежденные резьбовые отверстия перед наплавкой необходимо обработать до полного удаления старой резьбы.
Вибродуговую наплавку осуществляют на постоянном токе обратной полярности. Оптимальное напряжение при наплавке 17 — 20 В.
Для охлаждения детали применяют 3—4 % раствор кальцинированной соды или 10—20 % раствор технического глицерина Количество жидкости, подаваемой в зону наплавки, регулируют краном, установленным на наплавочной головке. Струя жидкости не должна попадать в столб дуги, так как это нарушает процесс наплавки.
Толщина наплавляемого слоя зависит от соотношения скоростей подачи электродной проволоки и окружной скорости вращения детали: чем больше скорость подачи проволоки и меньше окружная скорость вращения детали, тем толще будет наплавленный слой. С увеличением окружной скорости вращения детали наплавляемый валик металла при прочих равных условиях наплавки становится тоньше и уже. При этом если толщина наплавленного слоя должна быть минимальной, то применяют тонкую проволоку, а если требуется получить более толстый слой, то применяют проволоку большего диаметра.
Стабильность процесса наплавки контролируют по показаниям амперметра и по равномерности издаваемого звука. При нормальном ходе процесса стрелка амперметра почти не колеблется и слышен равномерный характерный звук плавящейся проволоки. При неправильно выбранных режимах наплавки процесс идет при непрерывном резком потрескивании, стрелка амперметра резко колеблется, шов получается прерывистым.
Качество полученного слоя наплавки зависит от ряда причин. Большая пористость наплавленного металла указывает на загрязненность охлаждающей жидкости либо недостаточно хорошую очистку поверхностей основного металла и проволоки. При слишком большой окружной скорости детали в наплавленном металле образуется большое количество раковин.
После длительной работы наплавочной головки изнашиваются направляющая трубка мундштука, рифления подающего ролика в механизме подачи проволоки, ослабевает затяжка конусного болта шатуна наплавочной головки и пр. Все эти неисправности приводят к нарушению стабильности процесса и образованию дефектов наплавки, поэтому необходимо производить своевременное обслуживание установки.
Свойства покрытий при вибродуговой наплавке могут быть улучшены применением защитных сред (диоксида углерода, флюсов, водяного пара, пены), использованием порошковых проволок, последующей термической обработкой изделий, обкаткой роликами или ультразвуковым упрочнением.
При разработке технологических процессов вибродуговой наплавки учитывают ряд особенностей. Первый и последний валики наплавляют на цилиндрические поверхности при отключенной подаче. При консольном закреплении детали наплавку ведут от свободного конца к патрону. Галтели детали наплавляют в последнюю очередь.
Резьбовые поверхности наплавляют без подачи охлаждающей жидкости. При шаге резьбы более 1,5 мм шаг наплавки устанавливается равным шагу резьбы.
Для наплавки эксцентриков используют копирные устройства, а вылет электродов назначают на 2—3 мм больше величины эксцентриситет. Шлицы глубиной менее 1,5—2,0 мм наплавляют при вращении детали, а более крупные шлицы — с подачей головки вдоль оси детали. В последнем случае после наплавки каждого валика деталь поворачивают примерно на 180° относительно ее оси и наплавляют паз на противоположной стороне детали. Прием исключает деформации детали.
Для вибродуговой наплавки применяют источники питания с жесткой внешней характеристикой: генераторы АДН-500/250, выпрямители ВС-300, ВС-600, преобразователи ПД-305, ПСГ-500, а также дроссели типа А-780 или А-855 конструкции Института электросварки им. Е.О. Патона, дроссели РСТЭ-24 или РСТЭ-34 от сварочных трансформаторов СТЭ-24, СТЭ-34 или дроссельную обмотку трансформатора СТН-500. При использовании указанных дросселей для получения нужного значения индуктивности следует сделать отводы от верхнего ряда обмотки через один-два витка для последующей их коммутации.
Разработаны специализированные установки УД-144. УД-209, УД-283, УД-284, ОКС-27414, ОКС-27508, наплавочные станки УД-143, ОКС-11336 ГОСНИТИ, в том числе универсальный станок У-653. Специальные наплавочные головки ОКС-6569М и ОКС-1252 обеспечивают подачу наплавочной проволоки и ее вибрацию. Головки могут работать также в режиме наплавки в среде защитного газа и под слоем флюса при нанесении покрытий на наружные и внутренние поверхности. Скорость подачи электродной проволоки составляет 0,52-4,5 м/мин. Габаритные размеры устройств 730x300x700 мм, масса 60 кг.
Недостатки процесса следующие:
— снижение усталостной прочности до 60 % из-за образования закалочных структур в материале, вызывающих растягивающие напряжения и неоднородность твердости (в местах перекрытия точек сварки в результате отпуска твердость снижается);
- наличие пор в покрытии по причине быстрого перехода металла из жидкого состояния в твердое.
Электроискровая обработка
Сущность процесса электроискровой обработки основан на электроискровой эрозии (разрушении) металлов при электрическом искровом разряде. При наращивании поверхностей деталь подключают к отрицательному полюсу электрического колебательного контура, работающего в области искрового разряда, а электрод к положительному (рис. 4.6). При прошивании отверстий или резке металла к обрабатываемой детали подключают положительный полюс, а к электроду-инструменту — отрицательный. В этом случае промежуток между деталью и электродом заполняют диэлектрической жидкостью.
Колебательный контур установки снабжен конденсаторными батареями, которые при питании постоянным током заряжаются, а при замыкании цепи разрядного контура разряжаются, в результате чего между деталью и электродом проскакивает искра.
Рис. 4.6. Схема электроискровой обработки (прошивки):
1 — соленоид; 2 — источник тока; 3 — сопротивление; 4 — конденсатор; 5 — деталь; 6 — жидкая среда (масло, керосин); 7— инструмент; 8 — ползун
Искра в месте ее действия вызывает высокую температуру, приводящую к расплавлению части металла на поверхности детали. Частицы расплавленного металла за счет потока электронов отрываются от поверхности детали. Чтобы частицы металла не переносились и не оседали на поверхности электрода-инструмента, промежуток между деталью и электродом-инструментом заполняют керосином, минеральным маслом или другим диэлектриком, т.е. жидкостью, не проводящей электрический ток. Оторванные частички металла оседают в этой среде.
При ремонте электроискровая обработка находит применение для наращивания деталей, износ которых не превышает 0,05— 0,06 мм (при тугих и напряженных посадках), для повышения износостойкости рабочих поверхностей деталей, для получения в деталях из материалов большой твердости отверстий под стопоры, отверстий, ограничивающих распространение трещин перед заваркой и т.п., при подготовке к металлизации деталей с высокой твердостью, а также для обрезки изношенных частей, удаления сломанных крепежных деталей и инструмента.Электроискровой обработке могут подвергаться все металлы и сплавы, обладающие электропроводностью, независимо от их твердости и термической обработки,
Установка для электроискрового наращивания состоит из электромагнитного вибратора, инструмента и источников питания. Деталь подключают к отрицательному полюсу, а электрод-инструмент к положительному. При работе установки частички металла вырываются из электрода-инструмента и в процессе электрического разряда переносятся на деталь и прочно сцепляются с ней. Процесс протекает без применения рабочей жидкости.
Наращивание изношенных поверхностей производят в местах неподвижных посадок на шейках валов и в гнездах корпусных деталей, главным образом под посадки подшипников качения. С помощью электроискрового способа наращивают и упрочняют боковые поверхности шлицев, подвижные шестерни и кулачковые муфты (по боковым поверхностям шлицев и по пазам под вилки управления), рычаги фрикционов, вилки управления муфтами (в местах, входящих в пазы муфт) и другие детали. Для упрочнения деталей применяют сплавы Т15К6, ТЗО, ВК8, ВК10, феррохром.
В зависимости от толщины и чистоты поверхности образующихся упрочненных слоев электрические режимы подразделяются на три группы: мягкие, средние и жесткие. Перед упрочнением с поверхностей деталей удаляют грязь и ржавчину и обеспечивают чистоту поверхности не ниже 5—6-го классов.
Металлизация
Сущность процесса металлизации (рис. 4.7) заключается в том, что металлическая электродная проволока расплавляется с помощью ацетилено-кислородного пламени, электрической дуги или токов высокой частоты в специальных устройствах (металлизатоpax). Этот процесс даст возможность нанесения слоя металла толщиной одного слоя от 0,03 до 1,5 мм на любой материал без опасности его перегрева. Струей воздуха расплавленный металл распыляется на мелкие частицы и наносится на заранее подготовленную поверхность детали (рис. 4.7). Получается довольно пористое покрытие, на котором хорошо удерживается смазка и, следовательно, повышается износостойкость. Прочность сцепления покрытия с основным металлом невысокая.
В процессе металлизации происходят значительные изменения физического и структурного состояния исходного металла. Температура металлизационного слоя в процессе нанесения не превышает 70—80 °С, поэтому не влияет на изменение структуры и механических свойств металла детали.
Металлизация позволяет наносить покрытия до 10 мм из различных металлов и сплавов на стальные, чугунные, бронзовые, деревянные, гипсовые и другие поверхности, в несколько слоев. Можно получить псевдопокрытия, состоящие, например, из меди и свинца, алюминия и свинца и других металлов. Металлизация не вызывает изменения структуры металла детали, поэтому прочность основания наращиваемой детали не снижается. Ремонт деталей с применением металлизации обходится, как правило, дешевле по сравнению с другими способами. Металлизационное покрытие обладает рядом ценных свойств, например, достаточно высокой износостойкостью при жидкостном и полужидкостном трении.
Рис. 4.7. Распылительная головка газопламенного проволочного аппарата для напыления: 1— смесительная камера; 2 — канал подвода кислорода; 3 — проволока; 4 — направляющая втулка; 5 — канал подвода ацетилена; 6 — воздушный канал; 7— ацетилено-кислородное пламя; 8— газометаллическая струя; 9 — наплавляемая поверхность детали |
Однако, несмотря на ряд преимуществ, металлизация распылением имеет ряд существенных недостатков, к числу которых следует отнести в первую очередь сравнительно невысокую прочность сцепления покрытия с металлом восстанавливаемой детали; трудности подготовки твердых поверхностей деталей к металлизации и значительные потери металла, особенно при металлизации малогабаритных деталей.
С помощью металлизации восстанавливают изношенные места под неподвижные и подвижные посадки шариковых и роликовых подшипников, шестерен, шкивов и других деталей. Восстанавливают шейки валов, работающих в условиях хорошей смазки без вибраций и ударов. Производят заделку трещин в деталях, воспринимающих небольшую нагрузку, например, в блоках, головках цилиндров и др.
Иногда металлизацию применяют для защиты поверхностей деталей от коррозии и покрытия поверхностей, не подлежащих цементации (на поверхности деталей наносят слой меди).
К основным физико-механическим свойствам металлизационного покрытия относятся: структура, прочность сцепления, твердость и износоустойчивость.
Структура металлизационного слоя покрытия в основном зависит от процесса металлизации. Изменение различных характеристик процесса металлизации (скорости подачи проволоки и температуры ее нагрева, давления воздушной среды) позволяет получать частицы металла размером от 0,001 до 0,4 мм. В процессе плавления и распыления электродной проволоки происходит выгорание основных элементов и окисление металла. При этом выгорание углерода С составляет 25—35 %; кремния Si — 25—45 %; марганца Мп - 35- 38 %; серы S — 25—26 %, что приводит к изменению химического состава металла покрытия.
Металлические расплавленные частицы в струе воздуха переносятся со скоростью 150- 250 м/с и достигают примерно за 0,003 с поверхности детали. При такой высокой скорости и весьма малом времени полета частицы не успевают охладиться и осаживаются на поверхность в пластическом состоянии. Ударяясь о заранее подготовленную шероховатую поверхность, частицы деформируются и заклиниваются, механически сцепляясь между собой и поверхностью детали. Охлаждение частиц различных размеров воздушной струей приводит к местной неоднородности структуры металлизационного слоя.
Твердость металлизационного покрытия выше твердости исходного материала благодаря быстрому охлаждению и появлению наклепа. Наибольшая твердость (HRC 64) получается при применении электродной проволоки с содержанием углерода 0,7 %. При этом оптимальное расстояние от головки металлизатора до детали составляет 100—125 мм при давлении воздуха 5—6 кгс/см2.
Износостойкость металлизационного слоя определяется особенностями структуры и свойств покрытия. Металлизационное покрытие неоднородно по структуре и обладает хрупкостью, поэтому износостойкость его в условиях сухого трения весьма низкая. При жидкостном и граничном трении металлизационные покрытия имеют высокую износостойкость, что достигается благодаря пористости металлизационного слоя, в котором хорошо удерживается смазка. Металлизационные покрытия легко деформируются и быстро прирабатываются, чем выгодно отличаются от других видов металлопокрытий.
Перед нанесением металлизационного покрытия поверхность детали очищают от грязи, жиров, окислов и ржавчины, восстанавливают правильную геометрическую форму детали и придают повышенную шероховатость поверхности для лучшего сцепления металлизационного слоя с основным металлом, а также изолируют места детали, не подлежащие металлизации.
Детали от грязи и жиров очищают в моечных машинах; окислы и ржавчину снимают механическими щетками, пескоструйными (дробеструйными) установками или вываркой в ваннах с водяной вытяжкой суперфосфата, подогретой до температуры 95—98 °С.
Правильную геометрическую форму детали придают механической обработкой поверхности. При этом размеры детали уменьшают с таким расчетом, чтобы после металлизации и обработки под необходимый размер высота металлизационного слоя оставалась не менее 0,5 мм.
Шероховатую поверхность детали можно получить, используя механические, электрические и химические способы. Из механических способов наибольшее распространение получили пескоструйная обработка и нарезание рваной или круглой резьбы. При пескоструйной обработке деталь помещают в пескоструйную камеру или шкаф. При помощи пескоструйного пистолета на деталь направляют струю сжатого воздуха под давлением 5—6 кгс/см2 в смеси с сухим песком (размер зерен 1,5—2 мм). Удары зерен песка о деталь придают ее поверхности шероховатость.
Наибольшее распространение для деталей с твердостью до НВ 300—350 нашел способ нарезания рваной и круглой резьбы, а также накатка поверхности рифлеными роликами. Нарезку рваной и круглой резьбы на поверхность детали производят после предварительного протачивания. Для нарезания резьбы применяют резец с углом при вершине 55—60° и небольшим закруглением острия вершины. Резец устанавливают с большим вылетом (100— 150 мм) и смещают вершину от центра вращения детали вниз на 2—6 мм. Резьбу нарезают шагом 0,8—1 мм и глубиной 0,5—0,8 мм.
Рваная резьба обеспечивает высокое сцепление металлизационного слоя с основным металлом, однако резко снижает усталостную прочность детали. Наиболее практично применять круглую резьбу, которую нарезают специальным пластинчатым резцом шириной 1,2 мм, имеющим радиус закругления вершины 0,6 мм. Шаг резьбы принимают равным 1,6—1,8 мм при глубине нарезки 0,6 мм. После нарезания резьбы гребни приплющивают гладким роликом, и они получают форму ласточкина хвоста.
Термически обработанные поверхности деталей твердостью выше НВ350 подготавливают под металлизацию электроискровой обработкой на установке для электроискрового упрочнения. На поверхность наносится шероховатый слой металла толщиной 0,1—0,15 мм.
Химический способ подготовки заключается в травлении поверхности водным раствором соляной кислоты. Поверхности деталей, не подлежащие металлизации, предохраняют пергаментной бумагой, картоном, асбестом, листовой сталью; пазы и отверстия закрывают деревянными пробками.
Металлизационное покрытие наносят с помощью электродуговых, газовых и высокочастотных металлизаторов. Установка для электродуговой металлизации состоит из электрометаллизатора с катушками для проволоки, источника переменного или постоянного тока с контрольными приборами, компрессора с воздухосборником и водомаслоотделителем, а также вентиляционной кабины, в которой установлен токариый станок, используемый для вращения детали и продольною перемещения электрометаллизатора, установленного на суппорте.
Схема работы распылительной головки электрометаллизатора выглядит следующим образом. Электродная проволока с помощью рифленых роликов подастся в наконечник. Привод роликов осуществляется воздушной турбиной или электродвигателем. К наконечникам присоединены провода, по которым подается электрический ток. Наконечники между собой и воздухопроводом изолированы прокладкой. С помощью наконечников обе электродные проволоки направляются навстречу друг другу. При подаче электрического тока между концами электродной проволоки возникает электрическая дуга. По трубке подается сжатый воздух, с помощью которого расплавленный металл распыляется и наносится на подготовленную поверхность детали.
Наибольшее применение находят следующие пистолеты-электрометаллизаторы: ЭМ-ЗА, ЭМ-6, ЛК-У, ЛК-6А. Пистолеты ЭМ-ЗА и ЛК-У универсальные и могут быть использованы как для работы вручную, так и для установки на токарном станке. Пистолеты ЛК-6А и ЭМ-6 станочные, их применяют только при работе на токарном станке.
Установка для газовой металлизации состоит из следующих узлов оборудования: газового металлизатора; токарного станка для вращения детали, подлежащей металлизации, и продольного перемещения газового металл и затора, закрепленного на суппорте; вытяжной камеры для отсоса <