Расчет производящей поверхности сточенного долбяка.
При переточке долбяка за счет наложения задних боковых углов aб наряду с уменьшением его толщины (B) уменьшается толщина его зубьев и наружный диаметр (rao) (рис.7.3.). Данный процесс, как и при расчете нового долбяка, можно рассматривать как процесс коррекции профиля зубьев. Беспредельно перетачивать долбяк невозможно, так как и в этом случае возможно нарушение условий профилирования. Величина стачивания определяет исходное расстояние “Aст” сточенного долбяка
Aст = Aн - . (134)
Ориентируясь на рекомендации [11] можно предварительно принять значения согласно табл.7.3.
Табл.№ 7.3.
Высота долбяка | Допустимая толщина зубьев по вершине (по дуге) sa | ||||
Номинальный модуль mn | Номинальный делительный диаметр dо | Нового Вu | полностью изношенного Bст | рабочей части | |
1...1.5 | 0.5...0.7 | ||||
1.75...2.5 | 0.8...0.9 | ||||
2.75...4.5 | 6.5 | 21.5 | 1...1.1 | ||
1.0...1.5 | 0.6...0.7 | ||||
1.75...2.5 | 4.5 | 23.5 | 0.8...0.9 | ||
2.75...4.0 | 5.5 | 28.5 | 1...1.2 | ||
4.5...5.0 | 6.5 | 29.5 | 1.3...1.4 | ||
5.5...6.0 | 7.5 | 32.5 | 1.5 |
Подставив в зависимости (125) и (126) вместо Aн величину Aст можно рассчитать толщину зуба сточенного долбяка stoст, изменение толщины зуба по отношению к исходной Dstoст и коэффициент коррекции coст.
По зависимостям п.5.3. рассчитывается угол зацепления на начальных цилиндрах сточенного долбяка и обрабатываемого колеса anw, а по (127), (128) и (86) их начальные радиусы (rw, rwо), диаметр окружности вершин зубьев долбяка (rao), а также межцентровое расстояние (aw).
При расчете максимально возможной величины стачивания долбяка необходимо учитывать следующие условия:
1. Отсутствие срезания вершины зуба колеса.
Уменьшение коэффициента коррекции cост приводит к возрастанию толщины вершины зуба долбяка sao , поэтому проверка зубьев на заострение не производится. Однако связанное с уменьшением толщины зубьев долбяка изменение межцентрового расстояния может привести к срезу вершины зуба колеса. Это возможно при обработке вершины зуба колеса переходной кривой впадины долбяка. Отсутствие среза вершины зуба колеса обеспечивается при обработке точки А зуба колеса сопряженной точкой Ро зуба долбяка, расположенной на эвольвентном участке, то есть при условии (рис.7.7.)
rРо > rbo . (135)
С учетом участка запаса эвальвентного профиля зуба долбяка необходимо (рис. 7.7), чтобы точка Lo конца данного участка также находилась на эвольвенте, то есть выполнялось бы следующеe условиe
rLo ³ rbo . (136)
Согласно [11], наиболее рационально величину запаса определять минимально допустимым радиусом кривизны rРo эвольвенты в точке Рo. Данные рекомендации представлены в табл.7.4.
Табл.7.4.
Делительный диаметр долбяка do мм | 75 | 100 | 125 | 160 | 200 |
rРo мм | 5 | 4 | 6 | 7.5 | 9 |
В этом случае минимально допустимый радиус расположения точки Рo определится как
rРo min = . (137)
Проверка отсутствия срезания головки зуба колеса включает задание исходного расстояние Aст сточенного долбяка по (134), расчет по зависимостям (125) и (126) толщины зуба сточенного долбяка stoст, изменения толщины зуба по отношению к исходной Dstoст и коэффициента коррекции coст.
По зависимостям п.5.3. рассчитывается угол зацепления на начальных цилиндрах сточенного долбяка и обрабатываемого колеса anw, по (127), (128) и
(86) их начальные радиусы (rw, rwo), межцентровое расстояние (aw), а также по зависимости (130) длина линии зацепления NNо.
Задавшись радиусом точка А колеса (ra) определяется соответствующий участок линии зацепления
(138)
и производятся вычисления радиуса точки Ро
. (139)
При этом должно выполняться условие
rРo > rРo min , (140)
где rРo min определяется по табл.7.4. и зависимости (137).
В случае невыполнения указанного условия необходимо изменить исходное расстояние Aст сточенного долбяка и повторить расчеты по п.7.3.
2.Отсутствие поднутрения зуба колеса.
Уменьшение диаметра выступов долбяка, связанное с уменьшением исходного расстояния при переточках долбяка, повышает вероятность подреза (поднутрения ножки) зуба колеса, что требует дополнительной проверки условия (129). В случае невыполнения указанного условия необходимо изменить исходное расстояние Aст сточенного долбяка и повторить все расчеты по п.7.3.
3.Обработка заданного эвольвентного участка зуба колеса.
Заданным эвольвентным участком зуба колеса, как указывалось выше, является участок АL (рис. 5.7.) - участок контакта зубьев сопряженных колес. Как указывалось в п.7.2., основным условием выполнения данного ограничения является расположение точки контакта вершины зуба долбяка с боковой поверхностью зуба колеса (точка M) ниже точки L (рис.7.5.). Расчеты проводятся в соответствии с рекомендациями п.7.2. с учетом условий зацепления соответствующих сточенному долбяку (Aст, stocт, Dsост, cocт, anw, rw, rwo, aw, NNо).
В случае невыполнения условия (131) необходимо изменить исходное расстояние Aст сточенного долбяка и повторить все расчеты по п.7.3.