Использование кейс-метода при выполнении лабораторного практикума
По проектированию цифровых фильтров на DSP56000
Введение
В данном практическом занятии обучения используется кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Цель занятия заключается в том, что студентам предлагают выполнить программную реализацию цифрового фильтра на сигнальном процессоре DSP56000, выбрав тип фильтра, рассчитав его характеристики, сверив результаты программной эмуляции работы фильтра с заданными значениями ТЗ – частота дискретизации, верхние и нижние частоты среза и задержания, допустимый уровень частотной колебательности АЧХ, динамический диапазон работы, допустимое отношение сигнал-шум.
Студентам предлагают осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только проблему проектирования цифрового фильтра, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс представляет собой ролевую систему.
Организационный этап
Работу над заданием и обсуждение ситуаций планируется организовывать в малых группах, на которые делятся студенты при выполнении лабораторного практикума по курсу «Микропроцессоры и ЦОС». В группе определяются спикер, оппонент, эксперт.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Каждой из малых групп выделен АРМ, оборудованное персональным компьютером, с установленным на нём специализированным программным обеспечением.
Время, выделенное для работы над заданием: 2 часа самостоятельная работа при подготовке к занятию, 4 часа лабораторных занятий.
Подготовительный этап - работа над техническим заданием
Каждая малая группа получает техническое задание на проектировании цифрового фильтра, согласно которому малой группе предстоит решить следующие задачи:
1. Выбрать тип фильтра (нерекурсивный фильтр, рекурсивный фильтр, многоскоростная система узкополосной фильтрации) согласно таблице вариантов задания
Варианты технического задания на полосовой фильтр
№ варианта | кГц | кГц | кГц | кГц | дБ | дБ | кГц | ||
0.18 | 0.38 | 0.64 | 0.82 | 0.08 | 0.01 | ||||
0.40 | 0.92 | 1.36 | 1.76 | 0.10 | 0.02 | ||||
0.56 | 1.68 | 2.72 | 3.68 | 0.11 | 0.02 | ||||
0.80 | 2.00 | 2.60 | 4.20 | 0.08 | 0.02 | ||||
0.20 | 0.42 | 0.62 | 0.80 | 0.10 | 0.02 | ||||
0.30 | 0.76 | 1.24 | 1.80 | 0.10 | 0.03 | ||||
0.48 | 1.08 | 1.74 | 2.64 | 0.09 | 0.04 | ||||
3.3 | 3.7 | 4.3 | 4.9 | 0.07 | 0.02 | ||||
4.3 | 4.8 | 5.4 | 6.0 | 0.09 | 0.03 | ||||
5.0 | 5.7 | 6.6 | 7.2 | 0.09 | 0.03 | ||||
2.4 | 3.0 | 3.6 | 4.2 | 0.1 | 0.02 | ||||
5.3 | 5.9 | 6.4 | 7.0 | 0.1 | 0.02 | ||||
2.4 | 3.1 | 3.5 | 3.9 | 0.05 | 0.01 | ||||
2.6 | 2.9 | 3.0 | 3.3 | 0.05 | 0.01 | ||||
5.5 | 6.2 | 6.6 | 7.2 | 0.08 | 0.02 |
Обозначения в табл.1. :
, - граничные частоты полос задержания (кГц),
, - граничные частоты полосы пропускания (кГц),
, - неравномерность АЧХ в полосах пропускания и задерживания,
- динамический диапазон системы (дБ),
- минимальное отношение сигнал/шум в дБ на выходе фильтра (на нижней границе динамического диапазона),
- частота дикретизации (кГц).
2. Рассчитать, записать в таблицу и сохранить в виде файла коэффициенты передаточной функции, построить график АЧХ, ФЧХ, карту нулей и полюсов.
* Из практики доцента Шошина Евгения Леонидовича.
Приложение 11.
Коллективные решения творческих задач
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Цель:найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги.
Методика осуществления
Организационный этап.
Подбор творческого задания, отвечающего следующим критериям:
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения
· является практическим и полезным для учащихся
· связано с жизнью учащихся
· вызывает интерес у учащихся
· максимально служит целям обучения.
Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.
Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап.
Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени.
Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Основной этап – проведение обсуждения творческого задания.
Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию.
После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.
В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.