Основной этап – проведение интервью

Вопросы задаются разными схемами:

· преподавателю на протяжении всей лекции, тогда лекция переходит в форму лекции – консультации,

· в начале и служат для актуализации рассматриваемого нового содержания,

· с места студентами по очереди,

· в письменном виде в «записочках»

Различают «вопросы-суждение» и «ответы-суждение».

«Вопрос-суждение» задается по следующей схеме: сначала пространное рассуждение, а потом сам вопрос. Отвечающий реагирует сначала на суждение и сразу же попадает в положение оправдывающегося. Он вынужден тратить время на объяснения, а потом только кратко ответит на поставленный вопрос, что в целом выглядит крайне не убедительно. При этом задавший такой вопрос занимает позицию судьи.

«Ответы-суждения». В этом случае сначала высказывается суждение о проблеме или о том, кто задал вопрос, или о характере самого вопроса, а потом уже коротко на него отвечают. Этот прием применяется тогда, когда задан неудобный вопрос и ответ на него явно будет невыигрышным.

Этап рефлексии – подведения итогов

Предлагается заслушать экспертные суждения из аудитории по содержанию полученной информации.

Преподаватель подводит окончательные итоги, учитывая экспертные суждения, объем освещенного материала, качество задаваемых вопросов.

Приложение 6.
Обратная связь

Цель:актуализация полученного на лекции содержания

Задачи:

· выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы,

· увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат,

· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;

· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Методика осуществления

Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прослушанной информации по вопросам, составленным преподавателем заранее.

Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны преподавателя, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное.

Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также преподавателю.

Пример применения*:

Тема:Формирование темных солитонов в нелинейных средах.

Начать лекцию можно с повторения предыдущего материала в виде пятиминутной контрольной работы.

Затем идет изложение материала. Рассказывается теория фоторефракции, обсуждаются различные нелинейные материалы, рассказывается теория темных пространственных солитонов, при этом умалчиваются отдельные важные моменты (например, применение солитонов). Также в процессе чтения лекции построить так изложение материала, чтобы вынуждать студента задавать вопросы. В крайнем случае (если вопросов нет) задать все вопросы самому.

В конце лекции спросить у студентов какие они видят перспективы использования предложенного их вниманию эффекта и каковы его недостатки.

* Из практики ассистента кафедры Сверхвысокочастотной и квантовой радиотехники Круглова Виталия Геннадьевича

Приложение 7.
Лекция с заранее объявленными ошибками

Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.

Цель:активизация внимания слушателей и вовлечение их в процесс усвоения знаний

Задачи:

· заинтересовать слушателей для процесса усвоения знаний,

· вовлечь слушателей в процесс обсуждения получаемых знаний для поиска объявленных ошибок,

· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Методика осуществления

На предыдущем занятии объявляется тема следующего занятия, количество ожидаемых ошибок и даются материалы (или ссылки на источники) для предварительного ознакомления с заявленной темой. Перед началом лекции учащихся разделяют на небольшие подгруппы по 3-5 человек (сидящих рядом друг с другом). Изложение материала рекомендуется разделить на несколько (3-4) подразделов. После каждого подраздела дается 2-3 минуты на обсуждение материала в подгруппе и вынесение заключения: имеются ли ошибки и сколько их сделано в данном подразделе. По каждой подгруппе на доске фиксируется количество ошибок.

Изложение всего материала рекомендуется закончить не менее чем за 10 мин до конца занятия. Представителям каждой подгруппы предлагается озвучить все указанные ими факты ошибок и записать их на доске. Можно предложить другим подгруппам опровергнуть заявленные факты или обосновать последствия этих ошибок, давая возможность показать студентам уровень владения темой.

В заключении необходимо указать правильные ответы и поощрить те подгруппы, в которых отмечен наибольший процент правильных ответов. Поощрением могут служить баллы рейтинговой системы, выставляемые за занятие или проценты от итоговой оценки за дисциплину.

Пример применения*:

Тема лекции – «Волоконно-оптические брэгговские и длиннопериодные решетки» по дисциплине «Волоконно-оптические устройства и системы технологического назначения и управления»

Количество планируемых ошибок – (6 - 10).

1. Подготовительная работа, проведенная на предшествующей лекции:

1.1. Студенты проинформированы о цели и методике проведения лекции, об их задачах.

1.2. Объявлены тема лекции и примерное количество запланированных ошибок.

1.3. До студентов доведен перечень вопросов, которые им необходимо повторить для эффективного участия в работе:

Вопросы для подготовки к лекции (повторение известных положений теории электромагнитного поля и оптики):

А) Поле плоской световой волны, ее характеристики: фазовая скорость, фазовый набег, волновое число.

Б) Направляемые моды оптических волноводов.

В) Суть брэгговской дифракции, понятие угла Брэгга.

Г) Законы сохранения энергии и квазиимпульса при трехчастичном взаимодействии.

Д) Иллюстрация трехчастичных взаимодействий «векторными треугольниками».

Е) Понятие спектральных характеристик сигнала.

1.4. Для подготовки к лекции и повторения основных положений оптики рекомендована литература, имеющаяся в наличии в библиотеке Университета:

А) Н.И. Калитеевский. Волновая оптика. - СПб.: Лань, 2006. - 465 с.

Б) А. Ярив, П. Юх. Оптические волны в кристаллах. - М.: Мир, 1987. - 616 с.

В) Ахманов С.А., Никитин С.Ю. Физическая оптика. М.: Наука. – 2004.

Г) В.М. Шандаров. Основы физической и квантовой оптики. – Томск: Томск. гос. Ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2005. – 258 с.

Д) В.М.Шандаров. Волоконно-оптические устройства технологического назначения: учеб. пособие. – Томск : Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – 190с.

Наши рекомендации