Структура экономической информации.

При рассмотрении этого вопроса необходимо учесть два аспекта: состав элементов, образующих структуру экономической информации и взаимосвязь между элементами этой структуры.

Экономическая информация состоит из следующих структурных единиц:

· Знаки;

· Реквизиты;

· Показатели;

· Документы.

Знаки (символы)- физически неделимые элементы информации (буквы, цифры, вспомогательные. знаки)

Реквизит – логически неделимые элементы информации, соотносимые с определенным свойством отображаемого объекта или процесса.

Реквизиты имеют следующие характеристики:

- наименование.

- форма представления реквизита.

- множество допустимых значений реквизита.

Форма представления реквизита определяется значениями, которые он может принимать. Наиболее распространены 2 формы: числовая и текстовая. Различают два вида реквизитов: реквизиты-признаки и реквизиты-основания.

Реквизит-признак характеризует качественные свойства описываемого объекта (время и место действия, ФИО, адрес и тд.). Могут быть текстовыми и числовыми.

Реквизит-основание характеризует количественные свойства экономических сущностей, полученных в результате различных операций (подсчет, измерение, взвешивание, вычисление и др.). Являются только числовыми реквизитами. Отдельно взятые реквизиты– признаки и реквизиты- основания экономического смысла не имеют и поэтому применяются только в сочетании.

Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл образует показатель. Также под показателем понимается качественно определенная переменная величина, которой можно поставить в соответствие множество возможных количественных значений и алгоритмы их вычисления. Эти два определения понятия показателя говорят о том, как и с помощью каких атрибутов получен показатель.

Например, информационная совокупность «120 тонн угля» состоит из реквизита-основания «120» и двух реквизитов – признаков «тонна» и «уголь», что вполне отражает экономический смысл сообщения и поэтому является показателем.

Экономический показатель – основная единица экономической информации, так как он имеет экономический смысл и поэтому достаточен для создания более сложных структурных единиц информации (документы, массивы, информационные потоки и базы). На основе показателей строятся документы, включающие один или несколько показателей с обязательным указанием лица, ответственного за содержащуюся в них информацию.

Таким образом, в показателях отображаются количественные свойства объектов и процессов. Вместе с тем существуют документы, не содержащие реквизитов-оснований, например, анкеты кадрового учета, сведения о структуре подразделений предприятия и т.д. Следовательно, не вся экономическая информация может быть представлена в форме показателей.

Минимальный набор реквизитов показателя должен содержать:

– реквизиты, отображающие идентификаторы объектов,

– реквизиты, отображающие признак времени,

– реквизит, отображающий некоторое количественное свойство объекта или взаимодействия.

Для установления признаков и оснований в конкретных документах можно использовать следующие закономерности:

1. Если значение реквизита является исходным данным или результатом арифметической операции, это – основание.

2. Если значение текстовое, это – признак.

3. Если реквизит обозначает предмет, это – признак.

4. Если реквизит в некотором показателе является признаком (основанием), он будет играть эту роль и в других показателях.

5. Если показатели описывают сходные процессы, их признанные части совпадают.

6. Если основание показателя вычисляется по значениям других оснований, то набор признаков такого показателя есть объединение признаков, связанных с этими основаниями.

Одна из причин выделения показателей в особую разновидность единиц информации заключается в том, что показатель является минимальной группой реквизитов, сохраняющей информативность (осмысленность), и поэтому достаточной для образования самостоятельного документа.

Для показателей, описывающих экономические процессы (взаимодействие объектов), можно классифицировать их составные части:

– формальную характеристику, указывающую на алгоритм получения реквизита-основания в показателе,

– перечень объектов, участвующих в процессе,

– название процесса,

– единицу измерения реквизита-основания,

– определение момента времени или периода времени,

– название функции управления,

– название экономической системы, в которой происходит описываемый процесс.

Указание всех названных частей необходимо для точного обозначения показателя. Реквизиты-признаки показателя должны отображать в обязательном порядке лишь перечень объектов, участвующих в процессе, и период (момент) времени. Очень часто включается признак, отмечающий единицу измерения, а остальные характеристики показателя обычно указываются в его названии, а не в хранимых значениях.

Показатель удобно применять как обобщающую единицу изменения объема данных.

Экономический документ – определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных по смыслу экономических показателей, является основной и наиболее удобной формой представления информации, необходимой для решения задачи или являющейся результатом решения задачи. Наиболее распространена табличная форма представления документа.

Знание количества и состава реквизитов в документе позволяет оценить его уровень информативности, рассчитать при необходимости объемы информации.

В целях упрощения организации процессов обработки, передачи и хранения информации, содержащейся в документах, она может объединяться в виде информационных массивов (файлов – для машинных носителей).

Наши рекомендации