Цикличность и закономерность экономического развития

Экономическое развитие – это структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса.

Развитие в экономической сфере всегда связано с развитием в области науки. Еще в XVIII в. французский просветитель Жан Кондорсэ обратил внимание на взаимосвязь науки и промышленности. В дальнейшем его теория была развита рядом экономистов.

Летние циклы Кондратьева

Николай Дмитриевич Кондратьев – автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры.

Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 140 лет

Четыре ведущие страны (Англия, Франция, США, Германия)

Исследованы:

индексы цен,

государственные долговые бумаги,

номинальная заработная плата,

показатели внешнеторгового оборота,

добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т.д.

Первая волна(1785—1835 гг.)

технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промыш­ленности, использовании энергии воды.

Вторая волна(1830-1890 гг.)

связана с развитием железно­дорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна(1880-1940 гг.)

определялась использованием в промышленном производстве электрической энергии, развити­ем тяжелого машиностроения и электротехнической промышлен­ности на базе использования стального проката, новых откры­тий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, ав­томобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластические массы и т.д. Появились крупные фир­мы, картели, тресты. На рынке господствовали монополии и оли­гополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна(1930-1990 гг.)

сформировала уклад, осно­ванный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, само­летов, тракторов, различных видов вооружения, товаров народ­ного потребления. Появились и широко распространились ком­пьютеры и программные продукты для них, радары. Атом исполь­зовался в военных и затем в мирных целях. Было организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной тех­нологии. На рынке господствовала олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различ­ных стран.

Пятая волна(1985-2035 гг.) опирается на достижения в об­ласти микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения косми­ческого пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит пе­реход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм.

В последствии проблему нововведений развил немецкий ученый-экономист Герхард Менш. По мнению Менша, когда базисные инновации исчерпывают свой потенциал, возникают ситуации технологического пата.

1 этап - Новый товар или технология - спрос превышает предложение (высокие темпы роста)

2 этап – Производство превышает спрос (падает норма прибыли, поиск новых рынков)

3 этап – капиталы устремляется на финансовые рынки достигая на финансовых спекуляциях достигая максимум доли прибыли

4 этап – на финансовых рынках доля прибыли снижается ниже нормы прибыли в промышленности, данная сфера готова для инвестиций

Менш выделил три крупных групп инноваций:

Базисные

Улучшающие

Псевдоинновации

Процесс движения от одного технологического пата к другому происходит по средством перехода от базисных нововведений к улучшающим и далее к псевдоинновациям. В стадии депрессии экономика оказывается структурно готовой к базисным нововведением. Именно на данной стадии образуется кластеры базисных инноваций.

Отсутствие постоянных базисных инноваций объясняется стремлением фирм экономить на затратах на нововведениях.

S-образные кривые развития

Улучшение параметров технологий имеет определенные границы. Эти границы проявляются в процессе развития технологий во времени, и поведении технологических характеристик в зависимости от затрат на ее совершенствование. Отдача от инвестиций зависит от множества факторов, в том числе от технического потенциала и убывание отдачи. Это убывание описывается так называемой S-образной кривой.

Смысл заключается в том что затраты на разработку новшества на начальной стадии его жизненного цикла дают низкую отдачу. Затем на стадии роста результат опережает затраты. Потом имеет место прогрессирующей замедление отдачи.

Технологические разрывы

Технологические разрывы – это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращенно посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии.

Задача состоит в том, чтобы вовремя распознать технологические разрывы и переоценивать инвестиции с разработкой технологии 1 на разработку технологии 2.

Многие компании основные усилия прилагают к регулированию формы самой кривой, делая ее более крутой путем улучшение организации НИОКР, кооперации с другими фирмами.

Термин инновация - innovation (инновация, нововведение), в ХХ в. ввёл в научное обращение австрийский экономист Йозеф Шумпетер.В вышедшей в 1939г. работе "Экономические циклы" он ис­следовал основные понятия теории инновационных процессов

Инновация - это новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивируемая предпринимательским духом.

Для Шумпетера люди, которые занимаются инновациями и осуществляют их – предприниматели. Они создают новые неизвестные ранние комбинации факторов производства. По-этомуШумпетер считал, что предпринимательская способность есть четвертый неизвестный фактор производства (земля, все природные ресурсы; труд; капитал (деньги, активы, оборудование) + предпринимательские способности.

« - » Ш ограничивался только предпринимательской деятельностью.

Нововведение не тождественно изобретению!

Инновация процесс «созидательного разрушения».

Все ученые практикуют понятие И по-разному в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Американский специалист в области управления Питер Друкер (Инновация и предпринимательство) отмечал, что нововведение это особый инструмент предпринимателей, средство с помощью, которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Общим Шумпетор и Друкер считали то, что инновация это не техническое, а экономическое понятие, подразумевающее изменения на всех уровнях менеджмента: внутрифирменного управления, управления производством и персоналом.

Также Шумпетером были подробно проанализированы подходы к классификации нововведений и выделены 5 их разновидности:

1. новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;

2. новый, более эффективный метод производства известной продукции;

3. открытие новых источников сбыта известной продукции;

4. открытие новых источников сырья или производство полуфабрикатов;

5. реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то устоявшейся в нем монополии.

Выделяют 3 основные составляющие нововведения:

· Потребность, подлежащая удовлетворению.

· Концепция объекта, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея.

· Компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющие довести концепцию до рабочего состояния.

От инновации следует также отличать понятия "новшество".Новшество — это потенциальная инновация, но­вое решение до его коммерциализации.Коммерциализация — это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.

Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей – реализацию инноваций.

Целью инновационной деятельности предприятия является повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышения конкурентоспособности на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциала.

Приоритетными целями инновационного менеджмента является рост и развитие организации за счет активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и услуг.

Тактическими целями является активизация процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, стимулирование персонала организации к творческой активности, непрерывное обучение сотрудников.

Наши рекомендации