XVI. Метод педагогического наблюдения. Схема анализа урока.
- это целенаправленный процесс сбора, обобщения и оценки деятельности о характере взаимодействия учителя и ученика.
Сущность – анализ оценки деятельности учителя ФК по реализации целей и задач урока, определение + и – сторон этой деятельности, выявление их и обоснование информации для дальнейшего улучшения учебно-воспитательного процесса. В ходе анализа урока данным методом собирается конкретный фактический материал, позволяющий оценить подготовку учителя к уроку, организацию учащихся, содержание и структуру урока по частям и в целом.
Схема анализа:
I. Составление конспекта урока:
Цели и задачи, их взаимосвязь с целями и задачами предшествующих и последующих уроков ФК, соответствие места проведения его целям и задачам.
- Методические рекомендации
- Дозировка
- Оборудование и инвентарь
- Содержание урока
II. Начало урока(своевременность)
III. Проведение урока:
1. Вводная часть – организация класса к началу урока, т.е. характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной, четкость и доступность задач урока, правильная терминология, объяснение У с учетом возраста, умение четко показывать У, выбор места преподавателем, т.е. рассредоточение внимания на весь класс, своевременность замечаний и указаний по ходу занятия, работа по формированию осанки, соответствие нагрузки подготовленности школьников и умение регулировать нагрузку с учетом пола и возраста учеников.
2. Основная – владение методом слова и показана уроке, терминологическая грамотность, взаимосвязь методов обучения, используемых на уроке и их соответствие целям и задачам, разнообразие методов, своевременность указаний и замечаний, привлечение занимающихся к анализу собственных ощущений, активизация самостоятельности класса, контроль за работой отделений и групп, учет внешних признаков утомления, оздоровительная ценность урока, проверка и оценка знаний учащихся, организация текущего учета.
3. Заключительная – У на расслабление и дыхательные, восстановление организма, подведение итогов, своевременное окончание урока и уход учащихся из с/з.
IV. Оценка деятельности учащихся – интерес к уроку в целом и к У, учебная дисциплина, отношение к учителю и к уроку ФК со стороны учащихся, выполнение указаний и распоряжений, познавательность, активность, сознательность и инициативность учащихся, самост. оценка школьниками самих себя.
V. Характеристика и оценка деятельности учителя:
а. Руководящая роль – уверенность, настойчивость, требовательность, чуткость, внимательность, умение управлять учениками
б. Внешний вид – опрятность, подтянутость, осанка, речь, голос
в. Взаимоотношения с учениками – стиль, взаимоотношения с коллективом, пед. такт
г. Индивидуальный подход
д. Проведение воспитательной работы – формирование внимания, интереса к У, дисциплины, смелости, упорства, решительности, товарищества и коллективизма
е. Работа по воспитанию физ. актива класса
ж. Работа с учениками по уборке снарядов, инвентаря
VI. Выводы и предложения – в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь целей урока
Метод хронометрирования. Общая плотность урока. Двигательная плотность урока.
- проводится с целью выявления и оценки затрат времени на различные виды деятельности занимающихся и определение плотности урока, как одного из показателей его эффективности. Различают общую плотность и моторную(двигательную).
· Общая – является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы педагогически оправданных затрат времени ко всей продолжительности урока и выражается в %. В расчет общей плотности входят абсолютно все показатели, она всегда должна быть близка к 100 %.
· Двигательная – выявляются только двигательные действия. На уроках, направленных на развитие фзических качеств, моторная плотность лежит в границах 70 – 80 %, а на уроках с образовательной направленностью, особенно при разучивании новых У, может быть даже ниже 50 %.
Метод пульсометрии.
- предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или ФУ, изменение объема нагрузки или ее интенсивности. Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и мед. особенностям отдельных учеников, а также содержанию и проведению урока.
Составляется протокол учета пульсовых данных(ЧСС) на уроке. В протокол обязательно записывается № класса, школы, дата проведения, наблюдаемый ученик (ФИО), замеряющий(ФИО, должность).
Техника замеров данных ЧСС: до начала урока подготавливается протокол пульсометрии, секундомер и определенный ученик из группы, за которым ведется наблюдение, до урока ЧСС должна быть в пределах нормы.
Замеры ЧСС проводятся через определенные интервалы времени или после выполнения ФУ, продолжительность замера – 10 сек, после высчитывается ЧСС за 1 мин.
Метод рейтинга.
- позволяет выявить и оценить пед. деятельность учителя на уроке.
Выделены 34 частно-дидактических навыка и умения, которые в совокупности составляют деятельность учителя на уроке.
Наблюдение за работой учителя ведут эксперты. Разработана 6-бальная шкала оценки компонентов. Степень проявления в баллах некоторых пед. умений и навыков проведения уроков:
1. Пед. умения и навыки проявляются в большой степени – 4 балла
2. В достаточной степени – 3 балла
3. Имеют место – 3 балла
4. В небольшой степени – 2 балла
5. В миним. степени – 1 балл
6. Не проявляются – 0 баллов
Примеры некоторых из 34 умений и навыков:
- Организовать учащихся к уроку
- Обеспечить наглядность в соответствие с целями и задачами
- Правильно индивидуально подходить к ученикам
- Использовать приемы страховки и защиты
- Поддерживать рабочую дисциплину
- Организованно завершить урок
Дальше вычисляется коэффициент выраженности пед. умений и навыков на уроке ФК по следующей формуле: К=A:N (A-сумма усредненных оценочных баллов, выставленных каждым из экспертов, путем вычисления среднего арифметического; N-сумма максимально возможных баллов=170). К переводится в оценку за урок:
· К = 0.9-1, оценка 5
· К = 0.8-0.9, оценка 4
· К = 0.7-0.8, оценка 3
· К = <0.7, оценка 2