Методология библиотечной науки
Методология бв-система наиболее общих, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теор-ой деятельности, а также учение об этой системе. Более конкретно это: 1) мировая философия, обращенная к процессу познания; 2) наука логика; 3) специфические для библиотековедения законы и принципы. Важнейшее место в общей методол бв принадлежит философии-форме духов деят, которая направ на постановку, анализ и реш коренных мировоззрен вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем челов. Особое методол-е знач для бв имеет теория познания (гносеология). Основополагающее значен для бв в методол-ом смысле имеют законы и принципы диалектики, философские категории. 1) единство и борьба противоп-й; 2) переход колич в кач; 3) отрицание отрицания.
З един. и борьбы противополож (пж)-нет пж без их единства и нет_единства без пж. Единство пж относительно, борьба пж абсолютна. Он полностью распростр на область библ теор и практ. В некотором отношении библ наука и библ практ представляют собой единство, без библ. практики, т.е. без БД, не было бы и библ. науки, т.е. бв.. В то же время без бв не было бы возможно и БД в том виде, в каком мы его сегодня наблюдаем. Но они же и исключают друг друга: бв-нечто идеальное, а БД-нечто материальное, практическое. Вместе с тем есть между ними и взаимод. БД обогащается идеями передовой библ. теории, а бв пополняется прогрессивной библ. практикой.
З перехода колич в кач-накопление незаметных, постепенных колич-х изменений в определен для каждого процесса момент неизбежно приводит к существенным, кач-м изменен, к переходу от старого кач к новому. Этот З позвол объяснить, каким обр происх движен и развит бв, а также БД развитие бв., как и любой науки, есть сравнительно медлен, не всегда заметный процесс кач-х изменений, происходящий в результате изменений колич-х. Колич и кач изменения взаимосвяз: имеет место не только переход колич изменений в кач, но и обрат процесс-изменение колич характ-к в результ изменения кач явлений и предметов. Напр-р, нарастание числа библ древности обусловило необходимость возник бв-ой мысли Затем по мере обогащения содержания бв-ой мысли созд предпосылки для перехода бв-ой мысли в новое кач, а именно в бв-е. Дальнейшее разв бв шло и идет в соотв с этим з.
З отриц отриц говорит о преемственности, спиралевидности развития, связи нового со старым, своего рода повторяемости на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.Категория "отрицание" означает превращ одного предмета в другой при одновремен переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Саморазв объекта бв вызывается внутренне присущ ему противореч, наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникнов третьего по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключ друг друга, но и проникают друг в друга, то третье есть такое отрицание, которое выступ одновремен и как сохр-е. В бв это выраж в более глубок осмыслений на новом эт теор уже достигнутых моментов истины.
Все прошлое, настоящ и будущ бв есть, с точ зр з отриц отриц, разв по триаде Гегеля: тезис-антитезис-синтез. Соврем этап отеч бв представ собой не что иное, как антитезис по отношению к тезису, т.е. к тому, что представляло собой отеч бв с 1917-1990 г. Стадия антитезиса, т.е. отрицания, не будет продолжаться бесконеч. Рано или поздно она будет замещ стадией синтеза, которая обеспечит более глубокое проникновение в сущность биб дела. Методол-е знач зак-в диалектики заключ в том, что они помог бв не только объясн прошл, наст, предсказ его будущ, но и направ мысль познающего суб в более рационал русло.
Важ знач для бв имеют философ принципы.Принцип развития, выражающий необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, для бв означает, что само оно- не статичная, а динамичная, развивающаяся система. Все то, что сегодня в нем современно, завтра может оказаться устаревшим, не соответствующим действительности
Методолог-ки не менее знач для бв и многие философ категории: сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, целого и части, практики, информации и др. Значение их заключ в том, что учет их гнос-го содержания предотвращает возможные ошибки на путях развития библ теор и практ. Пренебрежение ими- серьез ошибка.согласно упомянутым категор, основными объектами труда биб-ря явл записанная в знаковой форме и на различных носителях информация и читатель (потребитель информации) в их взаимосвязи, взаимодействии и един.значение практ для библ. теор. состоит в том, что последняя выступает по отношению к бв-ой теории в качестве главного критерия истинности.1.представляет собой основн форму связи бв с библ. действительностью, с самыми различными проявлениями БД. 2.в процессе разв бв как приклад науки бв-ды постоянно обобщали практику экспериментальной деятельности. 3. проверка ряда гипотез, возникающих в процессе творч разв бв, осущ на осн методов, примен котор опирается на практику.
Критерий практики допускает использ в бв и производных критериев истинности теорий и теор-х построений: крит простоты, логичности, экономичности, системности и др. Главным остается крит практики.Упомянутые зак, принц, категор философии образуют гносеологический фундамент бв, наличие которого явл условием плодотворного разв бв как науч дисцип.
Методол-ю ценность для бв представл законы логики, а также теории понятия, суждения, умозаключения, доказательства, опровержения. Бв как наука оперирует в основном понятиями, образуя из них суждения и умозаключения. В самом БД понятия часто являются непосредственньм инструментом и предметом труда биб-ей. Так, значительная часть работы по классификации, систематизации, предметизации есть не что иное, как действия с понятиями или их классами. Понятия же могут использоваться в качестве поисковых предписаний и поиск-х образов публикаций в процессе библ-бгф-го и информац обслуж чит-й. Особенность логич аппарата -он полностью носит "принудительный" характер. Субъект познания в бв не волен выбирать, пользоваться им или нет. Он им польз. обязан.
К методологии примыкает и совокуп сведен, которую принято обознач науч методика бв".
Метод (путь, способ исследования)-система правил и приемов подхода к изучению явлений и предметов БД, способ достиж науч цели, решения науч задачи, определ-й образ действий, направ-й на получ соответствующих результ в познании или на практике.
Науч методика бв-совокуп методов иссл-я, используемых для изуч стоящих перед дан наукой проблем. Знание науч методики-ориентирует исследователя в познании действительности, помогает ему выбрать существенное и отчленить второстепенное, наметить путь восхождения от известного к неизвестному, от прост к слож, от единич к частному и общему. По области примен науч методы бв делятся на общенауч и частнонауч. Некотор авторы выдел также специфич бв-ие методы.
По изучаемому аспекту все методы делятся на кач и колич. Выделяют и кач-колич-ые методы. Один и тот же метод в завис от способа и целей его примен в одних случ мож выступ в виде кач-го, в других в виде кол-го.
Общенауч методы иссл-я-методы науч познания, котор примен практически во всех науч дисц-х, в т. ч. и в бв. В бв-ом исслед каждый такой м-д нередко претерпев определен конкретизацию, что обусловл его специф.
Анализ-м-д иссл, состоящ в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчл на элементы каждый из которых затем исследуется отдельно для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соед с помощью другого логич приемА-синтеза в целое. В бв примен неск видов анализа: мысленный, разделение классов (множеств) предметов на подклассы, автоматический, математический. Анализ может использ как в его кач-й, так и в колич-й форме, а в некотор случ и как кач-колич-ый.
Синтез-(соединение, составление)мысленное соед частей предмета, расчл-го в процессе анализа, установление взаимод-ия и связей частей и познание предмета как единого целого. Синтез всегда связ с анализ, его не мож быть без анализа. Само бв есть результат не только анализа БД-а, но и его синтеза, причем в теоретической форме. Всякая бв-ая теория есть синтез данных об определенном фрагменте БД. Каждое научное понятие бв есть синтез содержания и объема характериз-го им предмета. Метод может выступать в бв в трех разновидностях: кач, колич, кач-колич-ой.
Абстрагир-е(удаление, отвлечение)-мыслен выделение отдельных или общих интересующих в данный момент бв-да признаков, св-в и отношений конкр-го предмета или явления и мыслен отвлечения от множества др его признаков, свойств, связей.
Формализация-м-д основанный на познании содержания с помощью выявленных элементов их формы или через некоторые формальные системы, результаты таких исслед выражаются в точных понятиях или утверждениях.Н-р, созд понят аппарата бв.. многообразие св-в, приз-в, связей предметов свод к един общей форме-к понятию.
Сравнение-устанавливается сходство изучаемого предмета с родствен предметами или его отличие от них.
Наблюдение-преднамеренное и целенап-е восприятие действительности, обусл-е конкретной задачей иссл-я. В библ. теор. и практ. использ почти все известные варианты набл: непосредственные и косвенные, простые и соучаствующие (включенные), периодические(повторяющ ч/з определен промежут врем) и непериодические (проводящиеся по мере необходимости), прерывные (когда регистрация изучаемых явлений провод ч/з рав промежут врем) и непрерывные, сплошные и несплошные. В БД возможно применение и самонаблюдения (интроспекции).
В библв. иссл. наблюдение вып 3 функц 1) обеспеч ту эмпирическую инф-ю, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. 2)проверка таких гипотез и теорий, котор нельзя осуществить с помощью эксперимента. 3) в его терминах осущ сопоставление рез-ов, полученных в ходе теор иссл., проверяются их адекват и истинность.
Эксперимент(проверка, опыт)-метод познания, с помощ котор в контролируемых и управляемых условиях иссл-ся явления действительности. В бв использ многие разновид экспер: мысленный (теоретический), поисковый, модельный экспер на ЭВМ, качественный, количественный. Одними из примеров примен метода явл крупномасштабные эксп-ы в ряде регионов страны, когда перед введением централизации сети массовых биб-к были апробированы различные варианты создания ЦБС.
Моделирование-метод иссл. объектов познания на их моделях, т.е. на условных образах, схемах аналогичных иссл-му объекту. Это м-д, при котор изуч не сам объект, а его изоб-е (отображение) в виде модели, но рез-ты иссл. перенос с модели на объект.Мод-е станов не только одним из средств отображения явл и процес БД, но и критерием проверки науч знаний. Особ знач мод-е в бв приобретает благодаря появл ПК. Однако в целом возможности мод-я в БД использ далеко не полностью.
Прогнозирование(предвидение,предсказание)-совокуп различных спец-х науч методов иссл. перспектив разв-я какого-либо явл, преимущественно с колич-ми оценками и с указанием более или менее опред-х сроков изменения этого явл-я.Оно позволяет с заглянуть в будущее и заранее формировать политику в обл БД, библ. образования и др.
Структурно-функциональный м-д-системное иссл. явл и процес как структурно расчлененной целостности, в котор каждый элем стр-ры имеет определен функц назнач-е.
В бв этот подход облегчает изучение элем-в, входящих в целое. С его помощ углубляется и познание БД как целого. Пример применен м-да в бв явл моногр Столяров Библ: Структ-функц подход (1981), где библ. представ в виде четырехэлемой целостной системы.
Классиф-я – распред-е предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно каким-либо сущест-м признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. При этом каждый класс заним в получившейся системе определен постоян место и, мож делиться на подклассы. Разновидност классиф явл типиз-я, систематиз, предметиз и др все они играют важную роль в библ теор. и практ.
Цитирование-м-д наукометрических исслед-й, направ-х на формир оценки науч деятельности, выявление персп-х тенденц разв науки, установление значимости публикаций, основанный на анализе бгф-х ссылок в информац-х потоках науки.Н-р, в процессе комплектов на основе м-да цитир практич безошибочно можно определ наибол цен изд и т.о. успеш реш проблему выбора их из множ публикаций на одну и ту же тему.
Бгф-й м-д заключ в использ или созд бгф-х источ-в в процессе науч исслед. Этот м-д лежит в основе созд практически всех ИПС древнего и соврем БД.
Терминолог-й анализ, процесс целен-го изуч терминов-точных названий строго определ-х понятий, в ходе котор выявл содержание обозначаемых терминами понятий, их наиболее существен признаки, устанавл их связи и субординация, место в понят аппар теории, на основ котор строится иссл-е.Важен тер-й анализ при разработ терминосистемы бв, но примен он и в большинстве других бв-х иссл-й.
Наряду с общенауч в бв шир примен частнонауч М-ды:
Опрос-сбор первич информации об объектив или субъектив-х фактах со слов опрашиваемых. В бв-ом опросе в качестве опраш-х могут выступ чит, б-ри. В рез опроса у иссл-ля накапливается инф-я, содержащая массовые суждения опраш-х по различным аспектам библ. работы, их субъективные оценки, мнения, предпочтения.
Контент-анализ (анализ содержания)-совокуп средств изучения различ-х видов человеч-й коммуникации, ее природы, динамики, явного или скрытого смысла, а также самих людей, вовлеченных в процесс коммуникации. Основн назнач м-да- изуч содержания и формы сообщения (устного, письменного, электронного), автора сообщения, аудитории, результатов воздействия содержания на аудиторию. Контент-анализ дает ответ на вопр: кто говорит? что говорит? кому говорит? Сущность- в сообщ выдел необходимые с точки зрения иссл-я смысл единицы, которые назыв единицами набл-я.Затем определ частоту их употребл, соотношение различных элементов сообщ друг с другом в рамках одного Д или их сов-и. На основ такого анализа делаются выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу, выдвинутую в начале иссл-я.
Эмпатия( вживание, вчувствование)-мыслен отождествл качеств одного челов с хар-ом и опытом другого.Часто этот м-д поним лишь как специф признак проц-в худ творч. На самом деле он представ собой также и один из необх м-ов библ. теор и практ.Без творч в бв была бы невозмож генерация новых идей.
Тестир-е(проверка)-м-д изуч способности личн или группы лиц решать проблем или выпол задания в контрол-х условиях. Задан м.б. представ устно или письм и с помощ комп. Сущ тест-я свод к оценке (или измерен) кач выполн задания с помощ некотор критерия (образца).
Количественные (математические) методы-мощное средство познания бв-их предметов и явлений, которое, однако, не следует абсолютизировать и превращать в самоцель. Использовать их следует лишь тогда, когда это способствует более глубокому пониманию сущности библ. объектов, правильной постановке целей и эффективному решению задач того или иного иссл.