Основы теории управления библиотечным делом.
Управление в библиотечном деле - это непрерывный целенаправленный объективно обусловленный процесс воздействия на библиотечные объекты различных уровней. Управление библиотекой - это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки. Стратегическое управление – это управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует свою д-ть на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. В стратегии управления важное место занимает планирование. Так в последнее время широкое распространение получило программно-целевое планирование. В 2010 году закончилась ФЦП «Культура России (2006-2010)». Цели программы: 1. Сохранение культурного наследия; 2. Формирование единого культурного пространства; 3. Интеграция в мировой культурный процесс; 5. Обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям. В программе намечены меры по увеличению: книгообеспеченности; количества посещений б-к; количества ЭД в национальной электронной библиотеке, а также по обеспечению сохранности библиотечных фондов, по созданию сводного каталога российских б-к, по проведению научных исследований. Все мероприятия финансируются из ср-в федерального и региональных бюджетов, а также и др. источников. Федеральная программа отражает лишь ряд мер, поэтому многими субъектами РФ разработаны ЦП, учитывающие местные условия.
Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, представляющие различные направления воздействия на управляемый объект. К функциям управления относят: 1. Организация – создание определенной структуры, способной управлять и обеспечивать выполнение поставленных целей и задач; 2. Планирование направлено на постановку реальных целей и задач системы управления и организации в целом в строгом соответствии с методами и средств; 3. Финансирование присуще всем субъектам управления; 4. Координация – необходимое согласование действий в работе всех структурных звеньев организации (обеспечивает ритмичности и непрерывность); 5. Регулирование – предвидение и устранение возможного отклонения в ходе производственного процесса от основных показателей; 6.Отподготовки и расстановки кадров зависят результаты работы библиотеки; 7. Мотивация – процесс побуждения работников к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов; 8. Учет – деятельность по накоплению и анализу данных за конкретный временной период; 9. Анализ – изучение, обобщение и систематизация информации, выявление резервов; 10. Контроль – форма проверки качественного и количественного соответствия процесса производства ранее запланированным заданиям, решениям, показателям;11. Современные динамичные условия жизни выдвигают требования к выполнению такой функции как подготовка законодательных актов и нормативных документов; 12. Осуществление внешних связей предполагает различного рода сотрудничество (др. библиотеки, книготорговые орг-ии) и использование достижений в различных областях. Функции управления тесно взаимосвязаны друг с другом и осуществляются они не поэтапно, а в координации друг с другом. Существуют несколько принципов управления:1. Сочетание территориального и отраслевого управления – это необходимость и проблема для решения которых создаются территориальные библиотечные объединения межведомственных ЦБС; 2. Научность - управленческая деятельность должна строиться на научной основе; 3. Соотносительность управляющей и управляемой систем – техническая вооруженность б.д. и управленческого труда должны совпадать; 4. Деловое партнерство – координация деятельности библиотек с другими учреждениями (корпоративные библиотечные системы, социальное партнерство); 5. Демократизация – расширение гласности, учет общественного мнения, открытость и доступность фондов, периодическая отчетность руководителей; 6. Децентрализация управления – самостоятельность в управлении б.д. (б-ки самостоятельно определяют формы работы, утверждают правила пользования, осуществляют сотрудничество). Основными формами управленческой дея-ти являются: 1. Издание нормативных актов управления; 2. Проведение организационных мероприятий; 3. Осуществление материально-технических операций.
Различают четыре уровня управления библиотечным делом: 1.Федеральный уровень(органы управления: правительство, Министерство Культуры и массовых коммуникаций, агентство по культуре и кинематографии, внутри агентства существует управление по библиотечному делу - оно занимается управлением библиотек). Область компетенции: разработка законодательных проектов и вынесение их на рассмотрение в гос. думу; разработка концепций гос. в области б.д; разработка и утверждение федерал. программ развития б.д; осуществление межгос. и межрегион. программ по вопросам б.д; утверждение сети учебных заведений, готовящих кадры для биб-информ отрасли. Агентством осуществляется непосредственное руководство б-ми, имеющими статус федеральных (РНБ, РГБ), осуществляется финансирование этой деятельности. 2. Уровень субъектов РФ (органы управления: администрация края, администрация области, Правительство республики – внутри комитет по культ. и туризму). Область компетенции: разрабатываются и утверждаются регион. программы развития б.д.; осуществляется координация деятельности б-к различной подчиненности, находящихся на территории субъекта РФ; осуществляется непосредственное руководство б-к, имеющих статус регионал. и их финансирование.3. Уровень органов мест. самоуправления (органы управления: администрация города (внутри комитет по культ.). Обл. компетенции: решение вопросов, связ. с развитием сети б-к на своих территориях; рациональное использование биб-информ ресурсов своей территории; вопросы финансир. б-к своей подчиненности.4. Уровень администрации б-к. Обл. компетенции: непосредственное управление д-ью своих б-к; обеспечение биб-информ обслуж. польз.относящихся к данным б-м; обеспечение сохранности фондов своих б-к; привлечение внебюджетных источников финансир. для покрытия расходов и развития своей деятельности.
В условиях рыночной экономики в б.сфере сложились новые экономические отношения с пользователями, учредителями, партнерами. Произошедшая децентрализация управления изменила систему финансирования б-к. Это привело к тому, что многие б-ки не обеспечены в достаточной мере финансовыми ресурсами, наблюдается значительная разница в финансировании б-к разных регионов. Основными источниками формирования финансовых ресурсов б-ки являются ср-ва, получаемые от учредителя в виде бюджетных ассигнований. В последнее время получило широкое распространение программно-целевое финансирование, направленное на обеспечение финансовыми ср-ми тех или иных программ. Оно предусматривает поступление денежных ср-в из различных источников: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные ср-ва. Как дополнительный источник финансовых ср-в можно рассматривать дополнительные платные услуги, экономическую защиту б.фонда (компенсации за порчу, утрату), фадрейзинг, благотворительность (бескорыстная передача ср-в), спонсорство (выделение ср-в на прагматичной основе), меценатство (только зарождается), благотворительные фонды (институт «Открытое общество», библиотечный благотворительный фонд).