Организация и технология библиографического информирования
Организация и технология библиографического информирования
В ГОСТе 7.0-99 «Инф.-бг д-ть, БГ» бг информирование - систематич. обеспечение бг инф. абонента в соответст. с его долговременно дейст. запросом. В практике б-ек и инф. центров широко распространено инициативное информир, кот. осущ. инициативно, бг службой, по темам и проблемам, наиб. актуал. на определ. момент времени. В кач. цели ставится раскрытие имеющихся инф. ресурсов, активное доведение инф. о них до потреб. реклама наиболее ценных изд., новых поступл., коллекций.
Отраслеваябиблиография является одной из подсистем специальной библиографии (направление библиографической практической деятельности по созданию средств библиограф. обслуживания определенного целевого и читательского назначения и непосредственному библиограф. обслуживанию.) Отраслевая библиография организует подготовку б\ф-й информации по одной отрасли знания и соответствующей деятельности. Отрасль может быть широкой (химия) и сравнительно узкой (органическая химия). Отраслевая библиография развивается более дифференцированно, чем универсальная, соответственно областям создания и функционирования библиографической информации. Наиболее развиты естественно-научная, техническая, с/х, социально-экономическая, историческая, педагогическая, литературная, музыкальная библиографии. Отрасл. библиографии информируют о специфичных для отдельных отраслей видах документов (для технической библиог.- патенты, музыкальной- ноты и и др.).
в РФ существует разветвленная система учреждений (всероссийских, ведомственных, региональных. низовых), обеспечивающих диффреренцированное по содержанию библиографическое обслуживание общества. К крупным центрам относятся, в области общественно-политической библиографии- ИНИОН АН РФ (институт науч. информации по обществ.наукам), ГПИБ (гос. публ. истор. биб-ка) и др; в области естественнонаучной и технической библиографии-ВИНИТИ (всерос.институт научной и технич. информ. росс. академии наук), ГПНТБ,ЦНСХБ (центр.научная с/х библ.), ГПНТБ СО РАН, многочисленные ЦНТБ и др.; в области библиографии художественной литературы, культуры и искусства- ИНИОН, РГБ и др.
Ретроспективная библиографиянаиболее древняя. Издавна составители библиограф. пособий стремились сообщать обо всех известных им книгах и др.док-х.
Библиографическую информацию систематизируют аналогично выделению видов библиографии.
Если виды библиографии, в том числе текущая, ретроспективная и др. не превращаются взаимно друг в друга, то с элементами библиог. информации это отчасти происходит.
Историческая отрасль
Текущий библио. указатель по всемирной истории «История.Археология.Этнология.» серия «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам», выпуск. ИНИОН.
С 1966 г. в Новосибирске выходит ежекварт. региональный указатель «История Сибири и Дальнего Востока», изд. ГПНТБ СО РАН.
Отрасль экономики
Библиограф. указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам» (выходит в сериях Правоведение, политология, история, археология, этнология, экономика и др.) отражает отечеств. и зарубежную литературу, изд. ИНИОН.
Систематически выходит указатель регионального характера ежегодник «Экономика Сибири и Дальеого Востока» с 1967 г., изд. ГПНТБ СО РАН.
По критерию охвата потребителей различают дифференцированное (ДИ) и недифференцированное (массовое) информирование (НИ).
ДИ – осуществляется с учетом информационныхъ потребностей индивида или группы потребителей со сходными информац. потребностями.
Классификация аннотаций
- По функц. (общественному) назнач.: справочные и рекомендательные. Гл. Различ.-отсутствии или наличии оценки док.. Справочная уточняет неясное заглавие и сообщает в справочных целях сведения об авторе, содержании, жанре, кот. отсутствуют в бгописании.
Рекомендательная-призвана активно пропагандировать док., заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости прочтения.
- По способу хар-ки первич. док.: общие и аналитические (или специализированные). Общая хар-ет док. в целом и составляется на док., содерж.кот. целиком относится к теме бг указателя (или его раздела). Общие используются также при подготовке универсал. бг пособий.
Основные понятия в области аналитико-синтетической переработки информации.
Информац. анализ/синтез - выявление в док-тах и фиксация в виде данных инф-ции, относящ. к определенной области. АСПИ-преобразование док-тов в процессе их анализа и извлечения необход, инф-ции, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление инф-ции в виде, соответств. запросу. Инф.анализ/синтез выступает в качестве интегральной дисциплины по отношению к целому ряду наук социально-коммуникац-го цикла-информатике, библ-вед-ю, рекламовед-ю, архивовед-ю, журналистике идр. Цель инф.анализа/синтеза - изучение процессов АСПИ (текстов) с целью создания док-в различной формы свернутости (развернутости), выполняющ. определен.функции в системах соц.коммуникации. История биб-ф-го описания док-та началась приблизит.4000 лет назад. Оно возникло в местах наибольшего скопления книг, в древнейш.книгохранилищах, в к-рых с самого начала существовала потребность в учете книг. Так появились первые инвентар-е описи (каталоги) древнейш.книжн.собраний (н-р, опись Кирилло-Белозерского монастыря-для своего времени явл-сь выдающ.биб-фич-м трудом). Рост книжных фондов в б-ках в 17в. вызвал необходимость разработки правил описания книг. С конца 16-17вв. в результате петровских реформ потребность в биб-ф-кой инф-ции стала больше, чем прежде. В России появл-ся зачатки учетно-регистрацион-й, книготоргов-й и отраслевой биб-фии Во 2-й пол. 18в. в методике описания стал наблюдаться прогресс: более точно воспроизвод. данные с тит.листа, указыв.год изд-я, отмечается формат ит.д. 1-я пол.19в. характериз.выходом след.трудов: «Опыт рос.биб-фии» Сопикова, «Систематич.обозрение лит-ры в России в течение пятилетия» Штроха и Аделунга. За рубежом во 2-1пол. 19нач.20в велась интенсивная работа по выявлению и формированию основн.принципов описания. В 1908 выход. «Правила для составления каталога авторов и заглавий». У нас в стране в 1970 были введены в действие ГОСТ7.1-69 «Описание произвед-й печати для биб-фич-х и инф-х изд-й», ГОСТ7.2-69 «Описание периодич. изд-й для каталогов и т.п. В 1978 был введен единый госуд. Стандарт «Биб-ф-е описание произвед. печати для каталогов, инф-х и др.изд-й. В наст, время в России существует система основных госуд. стандартов и правил, входящих в систему стандартов по инф-ции, биб-чному и издат-му делу. Это такие стандарты как: ГОСТ7.0-99 «Информац.-биб-чная деят-сть, б-фия. Термины и определения»; ГОСТ7.49-84 «Рубрикатор ГАСНТИ. Структура, правила использования и ведения»; ГОСТ7.59-03 «Индексирование док-в. Общие требования к систематизации и предметизации»; ГОСТ7.74-96 «ИГ1Я. Термины и определения»; ГОСТ7.76-96 «Комплектование фонда документов. Биб-фиров-е. Каталогиз-ция. Термины и определения» и т.п. Основн. положения и правила этих стандартов опираются на принципы Междун. стандарта биб-ф-го описания.)Благодаря единым принципам отмечается использование биб-ф-ких материалов в мировой системе коммуникации, обмен инф-цией в машиночитаем, форме, преодолеваются языковые барьеры. С июля 2004г. действ. ГОСТ7.1-03 «Биб-фич-я запись. Биб-фич-е описание. Общие требования и правила составления». Гост включ. в себя следующие разделы: область применения, нормативные ссылки, термины и определения, общие положения, одноуровневое биб-ф-е описание, многоуров-е биб-ф-е описание, анолитико-бибф-е описание, приложение (справочное, примеры биб-ф-х записей). Стандарт устанавливает общие требов-я и правила биб-ф-го описания док-та, его части или группы док-тов: набор областей и элем-в биб-ф-го описания, послед-сть их располож-я, наполнение и способ представления элем-в, применение предписанной пунктуации и сокращений. Стандарт распр-ся на описание докум-в, к-рое составл. биб-ками, органами НТИ, центрами госуд. биб-фии, другими биб-ф-ми учрежд-ми. Основн. целью анал.синт.обраб-ки док-та яв-ся представление инф-ции о нем в сжатом виде, т.е. создание нового вторичного документа, позволяющего по разным параметрам идентифицировать первичный док-нт. Вторичный док-нт - основа формиров-я информац.-поисков. массивов, благодаря к-рым хранится, кумулируется, передается инф-ция в любом заданном виде и созд. путем аналит.-синтет. обработки. Видами аналит.-синт.обр-ки док-в выступ.: биб-фич-е описание, индексирование, аннотирование и реферирование, сбор, критич.оценка, систематизация и обобщение данных, составление обзоров. Биб-ф-е описание служит основой для составления каталогов, биб-фич-х пособ., а также применение для отражения док-тов везде, где в этом встречается необходимость. Назначение биб-фич-го описания заключ. в информировании потребителя инф-ции о фактических данных, позволяющих разыскать определен, док-нт в информац.-поисковом массиве. Объектом биб-фич-го описания явл-ся док-нт в целом, его составная часть или группа док-в, а источником сведений для биб-фич-го описания яв-ся тот же документ и в первую очередь те его элементы, к-рые содержат выходные данные. Правила составления биб-фич-го описания - это правила регламентирующие набор областей и элементов биб-фич-го описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления каждого элемента, применения условных разделительных знаков. Объектами составления биб-фич-го описания яв-ся все виды опубликован-х и непублик-х док-тов на любых носителях - книги, сериальн. и др. продолж. изд-я, изобразит., нормативные и технич-е докум-ты, микроформы, электрон, ресурсы. Виды биб-ф-го описания в зависимости от объектов описания: Монографическое (описание однотомного изд-я, сост. из 1 части); Аналитическое (описание составной части док-та (отд. произвед-я, главы, параграфа, статьи и т.д.), сост. из 2-х ч.: составной части док-та и док-та, в к-ром она помещена. Различают - краткое описание - сост. только из обязат-х элем-в и расширенное - сост. из обязат-х и некотрых факультативных элем-в); Полное (описание сост. из обязат-х и всех факультат-х элем-в, сведения для к-рых имеются в изд-нии или могут быть установлены по источникам вне изд-я. В зависимости от структуры описания различают одноуровневое и многоуровневое описание. Одноуров-е - содержит 1 уровень. Его составл.на одночастный докум-т, на завершенный многочастный докум-т в целом, на отд. физич-кую единицу, а также группу физич-х единиц многочастного док-та. Многоуров-е содержит два и более уровней. Его составл. на многочастный док-т (многотомн. или комплектный док-нт в целом, сериальное или др. продолжающ. изд-е в целом) либо на отд. физич. единицу, а также группу физич-х единиц многочастного докум-та - один или несколько томов, выпусков, номеров, частей многотомного, комплектного док-нта, сериального или другого продолжающегося издания.
Информационные системы
Информационные системы ИС-организационно упорядоченная совокуп. Д (массивовД) и ИТ, в том числе с использованием средств ВТ и связи, реализующих инф. процессы.
Функции ИТС:
1)сбор исходной инф — основного «сырья» и ресурса ИС;
2)передача (транспортировка) инф с входа на выход ИС;
3)накопление и хранение инф в информационных массивах;
4)поиск инф по содержательным и формальным признакам;
5)отбор (отторжение не отвечающей заданным критериям) инф;
6)структурирование (организация) инф в ИС и сетях коммуникации;
7)концентрация (свертывание) инф в потоке и массивах;
8)размножение инф путем ее копирования и тиражирования;
9) переработка (преобраз) исходной инф в соотв с запросами и инф потребностями польз-й.
Первые ИС появ в 50-х гг. Они были предназнач для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных Д.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала примен для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось комп-е оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
В 70-х-нач80-хгг. ИС начинают широко использ в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источ инф и использ на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную инф-ю, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, организовывать выпуск продукции по низкой цене и др.
ИС имеют широкий спектр применен. в науке, промышл., управ., экономике, финансах, образовании, политике. Современные ИС базируются на автоматизирован. ИТ.
Жизненный цикл ТС складывается из нескольких этапов:исследование; экспериментальная разработка; проектирование; апробация и внедрение; распространение и использование (эксплуатация);замена ТС.
Различают следующие подходы к ИС:
Кибернетический(управленческий)Титоренко АИС-Совокупность инф, тех, программ, технолог. средств предназн. для обраб. инф. и принятия управл. реш.
Технологический и кибернетический Макарова ИС- взаимосвязан. совокуп. средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдачи инф. в интересах достижения поставленной цели.
Технологический(информационный) Ярочкин В.И.ИС- организованно-упорядоч. совокуп. инф. рес., тех. средств, реализующих инф. проц в традиц. или автоматиз. режимах для удовлетвор. инф. потреб польз.
Информационный(технологический) Устинова Г.М. ИС- соединение инф. рес., процессов, и людей, которые собир., преобразуют и распростр. инф. в организации.
Т.О, распространены технолог(ориентация на инф. процессы), кибернетический(ИС счит системой, реализ. функцию упр); инф-й(целью явл. удовл. инф. потреб. польз.) подходы.
Концептуальные модели ИС
1.Элементная(компонентная)В кач. элементов выделяют источник и потребитель инф-ии их взаимодействие.
2. Модель как средство удовлетворения информационных потребностей
3. «Черный ящик» проявл. важные свойства системы-целостность и обособленность от внешней среды, это связано с тем, что система имеет информац. входы и выходы
4. Молель состава ИС. Простейшую неделимую часть системы обычно называют элементы. Совокупность элементов, выделенных по какому либо признаку принято называть подсистемами.Если элементы объединены между собой на основании нескольких признаков, то они явл. компонентами ИС.
ИС- взаимосвязан сов-ть источника и потребителя инф-ии, представляющая определенную целостность; взаисосвязанная сов-ть инф-ии, инф. процессов технологий и людей, предназначенных для удовлетворения инф. потреб. польз.
Типы ИС:
1.Система обработки данных. Предн. для учета и оперативного регулирования операций, подготовки док. для внешней среды.
2. Управленческая ИС Ориентирована на тактический уровень управления (среднесрочное планирование и др.)
3. Система поддержки, принятия решений. Используется на верхнем уровне управления, имеющая стратегич.,долгосрочное значение.
Классификация по степени автоматизации
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов ИС определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.
Ручные ИС хар. отсутствием современных тех. средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизuрованные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.
Виды АИС измерительные (информационно-измерительные — ИИС); вычислительные (информационно-вычислительные — ИВС);проектные(проектно-конструкторские-ПКС); управленческие (управленческие информационные — УИС, автоматизированные системы управления производством — АСУП);исследовательские (автоматизированные системы научных исследований - АСНИ);справочные (справочные информационные — СИС);информационно-поисковые (ИПС);
Классификация по функциональному признаку
В зависимости от направлений деятельности организации (производственная, финансовая, маркетинговая, кадровая)выдел. след.ИС:производственные системы;системы маркетинга;финансовые и учетные системы; системы кадров (человеческих ресурсов);
Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.Структура любой ИС может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем .
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных
Для создания информационного обеспечения необходимо:
1. ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
2. выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
3. совершенствование системы документооборота;
4. наличие и использование системы классификации и кодирования;
5. владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
6. создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
7. компьютеры любых моделей;
8. устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
устройства передачи данных и линий связи;оргтехника и устройства автоматического съема информации;эксплуатационные материалы и др.
Математическое и программное обеспечение — совокупность матем методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
■средства моделирования процессов управления;
■типовые задачи управления;
■методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программ-го обеспеч входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное програм обеспеч представл собой совокуп программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Организационное обеспечение — совокуп методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных.
Правовое обеспечение — совокуп правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правов обеспеч явл укрепление законности.
В состав прав обеспеч входят законы, указы, постановления гос органов власти, приказы, инструкции и другие нормат Д министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В право обеспеч можно выделить 'общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регул функц-е конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Прав обеспеч этапов функционирования ИС включает:
■статус ИС;
■права, обязанности и ответственность персонала;
■правовые положения отдельных видов процесса управления;
■порядок создания и использ инф-и и др.
\
26. Информатика как информационная инфраструктура и как научная дисциплина
Информатика– это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
Термин И.возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизацией обработкой информации с помощью электронно - . вычислительных машин. Французский термин информатика образован путем слияния слов информация и автоматика и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработки информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).
Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в сер. 70-х гг. послужило началом 2 электрон. революции. С этого времени элементной базой вычислительных машин становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своем развитии. Термин "Информатика" приобретает новое дыхание и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.
Структура информатики
Информатика в широком смысле- единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах чел. деятельности.; в узком смысле -состоящую из трех взаимосвязанных частей — технических средств , программных средств., алгоритмических средств.
Информатика как отрасль народного хозяйствасостоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства.
Информатика как фундаментальная. науказанимается разработкой методологии создания информационной обеспеченности процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем.
Информатика как прикладная дисциплиназанимается:
- изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);
- созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности
- разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.
Главная функция информатики .-разработка методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации
Свойства информации
1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.3. Чтобы решить поставленную задачу, лучше иметь полнуюинформацию. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.4. Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность её для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.5.Информация может быть полезнойили бесполезной (ценность информации).6.Поскольку во многих подходах к определению понятия «информация» подчеркивается, что информация воспринимается, получается кем-то, то важным свойством информации является ее понятность.7. Свойство старенияинформации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю информацию.8. Логичность, компактность, удобная форма представленияинформации облегчает понимание и усвоение информации.
Отечественные таблицы ББК
Классиф-я — одна из высш. форм мышления, ряд которых может быть представл. сл. образ.: анализ, синтез, сравнение; абстрагирование, обобщение и конкретизация; индукция, дедукция, аналогия, нахождение связей и отношений; формирование понятий, их классифик. и систематизация. Классифик., построенная с учетом существ. признаков назыв. естественной. Если же в основу классифик. положен несущественный, субъективно избранный для системы признак, она назыв. искусственной.
В биб-бг и инф. практике понятие «Клас.» используется в составе словосочетаний (таблицы классифик.) или в виде прилагательного — классификационная система (КС), классификационный индекс.
КС-ИПЯ классификац. типа, сре-во формализ. представл. логич. упорядочен. множества понятий, представленных в содерж. док, данных и инф. запросов посредством кодов (обозначений классов в конкретной системе индексации) и наименований классификац. делений (на естеств. языке). Стр-ра, содерж., индексация КС на определ. этапе ее развития находят материальное воплощение в таблицах классифик.
КС примен.в б-ах и информац. органах, бг учреждениях, в издат. практике, в архивах и делопроизводстве для организации СК и систематических картотек, расстановки фондов в систематическом порядке, учета и статистики, группировки материала в бг и справоч. изд.
В завис.от охвата отраслей знания таблицы классификации могут подразделяться на универсал. и отраслевые.
Типология КС
Первые в истории человеч. перечислительные КС возникли в глуб.древности. В них все составляющие классы были построены (перечислены) до их использования, а образование из них сложных классов при индексир. не предусматривалось, док. относился к более или менее адекватному по его содерж. делению с заранее установленным индексом.
Основ. этапы разработки таблиц ББК:
1 этап: 1918-1929. В печати высказываются идеи, предложения, публик. собств проекты.
2 этап: 1939-1944. 1930 г. — в журнале «БВ «Бг» № 1 публик. ст. Л.Н.Троповского (1885-1944) «Задачи сов. бг», в кот. определ. условия разработки новой системы: необходимость объединения усилий круп. б-ек страны, необходимость предварительного глубокого изучения принципов классифик. наук, изложенных Ф.Энгельсом в «Диалектике природы», впервые опублик. в 1925 г., (3) необходимость привлечения ученых Акад. наук, отрасл. НИИ, мобилизации всех науч. ресурсов страны, (4) необходим. изучения мировой классификац. теории и практики,
3 этап: 1946-1951. Е.И. Шамурин (1889-1962), объединил и возглавил коллектив разработчиков (примерно 150 человек). Идет работа над проектом биб. Классифик., единой для всех б-ек страны (предполагалось разработать сначала скелет системы, на его основе сделать вариант для небольших б-ек, кот. надо последовательно расширять, развивать и дополнять в соответствии с потреб. круп. науч. б-ек).
Таблицы для мас. б-ек, в 1968 г. — Таблицы для обл. б-ек
4 этап: 1958-1974. разработка «классифик. для круп. науч. б-ек страны 1960—1968 — таблицы ББК для науч. б-ек в 25 выпусках, 30 книгах, общ. объем. более 500 авт. листов; 1970-1972 — сокращ. таб. для науч. б-ек в 5-ти вып., 6-ти книгах (сводный АПУ - 1975); 1970 - проект таблиц для мас. б-ек в 4-х вып. После выхода в свет таблиц ББК для мас.б-ек были изданы соответствующие приказы и началось мас. внедрение ББК в практику работы К настоящему времени ББК используется лишь в отдельных б-ах заруб. стран, во Вьетнаме — в общегос. сети б-ек.
В 90-х гг. ББК оказалась в сост. глуб. кризиса, вызванного изменениями в жизни страны. К 1996 г. удалось преодолеть наиб. сущ. противоречия в содержании системы и новых реалиях общества. Класс А/1 «Марксизм-ленинизм» был закрыт, а его содержание перегруппировано в др. отделы. Внесены испр. и доп., отраж. наиб. важные измен. в политич. жизни, науке. В1997 г. выходят в свет «Раб. Табл. ББК для мас. б-ек», в 1998 г. — 3-е издание табл. ББК для детс. и шк. б-ек. В РГБ была начата работа над средн. изд. таблиц.
В октябре 2000 г. представ. крупнейших б-ек, явл. соавторами ББК (РГБ, РНБ и БАН) завершили первый этап обсуждения принципиал. вопросов, связанных с дальнейшим развитием ББК.
Основ. Табл.: 1. общенаучные и междисцип. знания, 2 естествен. науки, 3 техника и технич. науки, 4. сельск. и лесное хоз-во, 5. здравоохранение, мед. науки, 6/8 обще. гуманитар. науки, 9. лит. универсал. содерж. Индексы осн. табл. имеют самостоят. значение. Для ориентации в табл. осн. ряда следует обращаться к АПУ – перечень предмет. рубрик. Вспомогат. Табл. ББК-табл. кот. позволяют уточнить индексы осн. таблиц. Индексы вспомогат. таблиц не имеют самост. значения. Выделяют в вспомогат. таблиц 2 группы: 1. типовые таблицы общего применения (могут используются со всеми индексами. Они присоедин. к индексам осн. табл. без каких-либо знаков), 2. типовые таблицы спец. применения (социальных систем, территориальных типовых делений, специальные типовые деления для подразделения по административному признаку)
ББК продолж. оставаться единственной классификац. сист., по кот. организ. фонды и каталоги крупнейших биб. сетей: М-ва кул. (областные, краевые б-ки; ЦБС и самостоят. б-ки район. и гор. уровня; дет. б-ки; нац. б-ки республик в составе РФ; круп. б-и федер. подчинения).
«Гос. рубрикатор науч.-техн. Инф.»
ГРНТИ - универсал. комбинационная класс. система, предназнач. для систематиз. док. в центрах науч.-техн. инф. и выполнения функций языка-посредника м/у др. системами, используемыми в автоматизир. инф. системах. 5-е издание опубликовано в 2000 г. Осн. фун. ГРНТИ: определ. тематич. охвата инф. служб, систем, банков и БД; формир. информац. массивов с целью обмена; систематиз. мат. в инф. изд.; индексирование док. и их поиск по рубрикам; адресация запросов в инфо. сетях. ГРНТИ явля. базой для разработки и совершенств. системы локальных (отраслевых, тематических, проблемных) рубрикаторов в инф. центрах.
Рубрикатор имеет 3 уровня иерархии, сост. из 2 частей: основной классификац. табл. (содерж. перечень кодов и наименован. рубрик, располож. в порядке возрастания кодов, индекс УДК, аппарат ссылок и примечаний) и АПУ. Система индексации — арабские цифры, три группы двузначных (сантимальных) кодов (от 01 до 99), разделенных точкой. Типизация выражена унифицир. схемой построения разделов, при этом для возглавляющего ряд деления с индексом «. .01 Общие вопросы» разраб. табл. типовых кодов второго и третьего уровней. Стр-ра, правила использования и ведения ГРНТИ регламентир. Гос. стандартом. На совр. этапе кажд. страна самост. определ. свою собствен. классификац. политику. Она может иметь единую классификац. сист. для всех б-ек страны или допускать распростран. в б-ах самых различных систем. Так, в Германии нет единой системы, практич. кажд. ун-т имеет свою собств. сист. классифик.
Информационные системы
Информационные системы ИС-организационно упорядоченная совокуп. Д (массивовД) и ИТ, в том числе с использованием средств ВТ и связи, реализующих инф. процессы.
функции ИТС:
1)сбор исходной инф — основного «сырья» и ресурса ИС;
2)передача (транспортировка) инф с входа на выход ИС;
3)накопление и хранение инф в информационных массивах;
4)поиск инф по содержательным и формальным признакам;
5)отбор (отторжение не отвечающей заданным критериям) инф;
6)структурирование (организация) инф в ИС и сетях коммуникации;
7)концентрация (свертывание) инф в потоке и массивах;
8)размножение инф путем ее копирования и тиражирования;
9) переработка (преобраз) исходной инф в соотв с запросами и инф потребностями польз-й.
Первые ИС появ в 50-х гг. Они были предназнач для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных Д.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала примен для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось комп-е оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
В 70-х-нач80-хгг. ИС начинают широко использ в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источ инф и использ на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную инф-ю, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, организовывать выпуск продукции по низкой цене и др.
ИС имеют широкий спектр применен. в науке, промышл., управ., экономике, финансах, образовании, политике. Современные ИС базируются на автоматизирован. ИТ.
Жизненный цикл ТС складывается из нескольких этапов:исследование; экспериментальная разработка; проектирование; апробация и внедрение; распространение и использование (экс