Материалы для проведения тренингов
Приложение 1
КАТАСТРОФА НА ЛУНЕ
Пролетая над поверхностью Луны, ваш космический челнок потерпел крушение. Все члены группы живы и здоровы. Скафандры исправны.
Вы находитесь на освещенной стороне Луны в 320 км от лунной базы.
В корпусе челнока и на месте аварии вам удалось найти предметы, перечисленные в таблице.
Ваша задача: в колонке «Я» проранжировать перечисленные предметы, то есть расставить их по степени важности в сложившейся ситуации.
1 2 3 4 | Коробок спичек Пищевой концентрат Нейлоновый канат Парашютный шелк | Я | Группа | Эксперт | Я — Эксперт | Группа-Эксперт |
6 7 8 9 10 11 1? | Пистолеты (2 шт.) Пакет сухого молока Кислородные баллоны (2 шт. по 45 кг) Звездная карта Спасательный плот, надуваемый СОа Магнитный компас Вода (20 л) | |||||
13 14 | Сигнальные ракеты Аптечка | |||||
УКВ-приемник-передатчик на солнечной батарее | ||||||
Приложение 2
АВАРИЯ НА ЛУНЕ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
Приложение 3
КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ
.,—ж_____
8 Кислородные баллоны (2 шт. по 45 кг
О Зпоопиэй ггъп-гп
15 I УКВ-приемник-передатчик на
Вы в составе группы потерпели авиакатастрофу. Летчики погибли. Нее члены группы живы и здоровы.
Вы находитесь в пустыне Сахара. 10 часов утра. Температура воздуха — 45 градусов по Цельсию, температура песка — 70 градусов по Цельсию. Последняя отметка на карте пилотов — 120 км к Ю-Ю-3 от лагеря буровиков. Но из разговора пилотов незадолго до аварии вы знаете, что самолет отклонился от курса примерно на 100 км (неизвестно, в каком направлении).
В корпусе самолета и на месте аварии вам удалось найти предметы, перечисленные в таблице. Ваша задача: в колонке «Я» проранжировать перечисленные предметы, то есть расставить их по степени важности в сложившейся ситуации.
Я | Группа | Эксперты | Я-Эксперты | Группа -Эксперты | ||
Электрический фонарь + 4 батарейки | ||||||
Перочинный нож | ||||||
Аэронавигационная карта | ||||||
Синтетический плащ большого размера | ||||||
Магнитный компас | ||||||
Набор марлевых перевязочных пакетов | ||||||
/ | Пистолет 45 калибра | |||||
Парашют красно-белый | ||||||
У | Банка с соляными таблетками | |||||
По 1 литру воды на каждого | ||||||
Книга «Съедобные животные пустыни* | ||||||
п | Солнцезащитные очки на каждого | |||||
2 литра водки | ||||||
По плотному драповому пальто на каждого | ||||||
1Ь | Косметическое зеркальце | |||||
Разница | Разница | |||||
Приложение 4
АВАРИЯ В ПУСТЫНЕ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
Приложение 5
Группа Эксперт
2 ерочинны нож
3Аэронавигационная__________
4 Синтетический плащ большого
5Магнитный компас__________
6 Набор марлевых перевязочных
пакетов_________
Пистолет 45 калиб Парашют красно-белый Банка с соляными таблетками
10_ По 1 литру воды на каждого
11Книга «Съедобные животные ..,..,
12Солнцезащитные очки на каждого
13 2 литра водки_________________
14 По плотному драповому пальто на
15 [Косметическое
Слушатель, получающий информацию:
П пропускает информацию через личностный фильтр;
О незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает;
П непривычные слова заменяет на привычные;
О обрабатывает информацию сообразно своей логике;
П запоминает необычные «жареные», факты, но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное;
П то, что может истолковать, истолкует.
Передающий информацию должен следить за тем, чтобы:
П говорить однозначно;
П использовать простые слова;
П важное проговаривать несколько раз;
П структурировать сообщение, разбивать его на пункты;
П! контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию;
П «Вам все понятно?» не спрашивать, все обычно отвечают: «Да»; надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь?», — может быть, важные моменты проговорить еще раз;
П если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение;
П учитывать темповые характеристики слушающего;
П создать позитивную или негативную мотивацию: «Если все сделаете по инструкции то...», «Если не сделаете, то произойдет... »;
С! использовать техники типа «забор» — специальные фразы («Я специально обращаю ваше внимание... », «Я хочу, чтобы вы это запомнили...»). Приложение 6
ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ
гг
Техники, не способствующие пониманию партнера
1. Негативная оценка:в беседе делаются высказывания, принижающие личность партнера (например, «Глупости ты говоришь...»; «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь...»).
2. Игнорирование:собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.
3. Эгоцентризм:собеседник пытается найти у партнера понимай только тех проблем, которые волнуют его самого.
Промежуточные техники
4. Выспрашивание:собеседник задает партнеру вопрос за вопросе* явно стараясь разузнать что-то, но не объясняет ему своих целей.
5. Замечания о ходе беседы:в ходе беседы собеседник вставляет вые казывания типа: «Пора приступить к предмету разговора»; «Мы не сколько отвлеклись от темы»; «Давайте вернемся к цели нашего разговора» и т. п.
6. Поддакивание:собеседник сопровождает высказывания партнера реакциями типа «да-да...», «угу...».
Техники, способствующие пониманию партнера (активное слушание)
7. Вербализация, ступень А:проговаривание. Собеседник дословнс повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с вводной фразы: «Какя вас понял...»; «По вашему мнению...»; «Другими словами, ты считаешь...» и т. п.
8. Вербализация, ступень Б:перефразирование. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном и обобщенном виде,
Материалы для проведения тренингов
кратко формулирует самое существенное в его словах: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...»; «Итак...».
9. Вербализация, ступень В:развитие идеи. Собеседник пытается нывести логическое следствие из высказывания партнера: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...»; «Вы так считаете, видимо, потому, что...».
Приложение 7
периалы для проведения тренингов
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
1. Вербализация, ступень А:высказанное партнером передается сип ственными словами.
а) Повторение отдельных слов партнера, которые способствую! уточнению мысли, конкретизация его идеи.
б) Высказывание партнера возвращается ему вашими словами, форма возврата:
П «Так вы говорите, что...»; П «По вашим словам выходит...»; П «Если я вас правильно понял...»; П «Иными словами...».
в) Высказывание партнера обобщается, если оно длинно или нечетко; форма обращения:
П « Таким образом...»
П «Коротко говоря...»;
П «Подводя итог сказанному...»;
П «Итак...» и др.
г) Обобщение тех слов партнера, в которых заключено главное противоречие.
2. Вербализация, ступень Б:высказанное партнером передается собственными словами и добавляется то, что вы могли бы пронаблюдать: как партнер переживает то, что говорит, какие чувства испытывает в данный момент.
3. Вербализация, ступень В:высказанное партнером передается собственными словами с добавлением того, что партнер имел в виду, готов был сказать, но не сказал.
Функции вербализации
1. Позволяет собрать информацию.
2. Помогает отобразить наиболее важную информацию.
3. Помогает уточнить, правильно ли поняты слова партнера.
4. Помогает лучше запомнить информацию.
5. Помогает осмыслить информацию.
6. Помогает подводить итоги.
7. Помогает держаться в русле проблемы.
8. Является средством ориентации на партнера.
9. Помогает партнеру лучше понять свою проблему.
10. Помогает закрепить точку зрения партнера.
11. Дает время на обдумывание.
Приложение 8
Материалы для проведения тренингов
ТЕКСТ ДЛЯ ВЕРБАЛИЗАЦИЙ
I
1. Нашему ребенку, такому впечатлительному и развитому, исполни лось три года, и его надо отдавать в детский сад. Я очень беспокоюсь по этому поводу. Там, знаете, и обращение не то, что дома, и инфекции различные — болеть будет. А не отдавать тоже нельзя: бабушка, которая за ним присматривала, стала очень слабенькая, здоровье у нее уже не то, Что делать — ума не приложу? (Пауза — ждать ответа партнера...).
2. Хотелось бы отдать сына в «английскую» школу, хотя она и находится далеко от дома. Ведь если он будет учиться там, то получит хорошую подготовку по английскому языку, а сейчас это почти профессия. Но он у нас часто болеет, мало бывает на свежем воздухе, и я боюсь, как бы это не отразилось на его здоровье. Правда, во дворе у нас есть школа, но простая. (Пауза — ждать ответа партнера...)
3. Вот, принес заявление об уходе по собственному желанию. Хватит мне здесь здоровье надрывать! И работу я подыскал недалеко от своей новой квартиры. Жалко, конечно, уходить: работа здесь интересная и коллектив хороший. Но эти постоянные стычки с мастером кого угодно доведут... Не могу я так больше. (Пауза — ждать ответа партнера...)
4. Я понимаю, что вам завтра надо сдавать отчет. Но вы знаете, все эти вопросы в анкете такие странные и мне непонятно, как они помогут мне в моей работе. Тем более что большинство из них касаются моих личных качеств, моих способностей, моего состояния, а не работы самой по себе. (Пауза — ждать ответа партнера...)
5. Мой ребенок за последние два-три месяца очень изменился. После того как он приехал от бабушки из деревни, он совсем «отбился от рук». Грубит, огрызается, дерется со сверстниками, срывает шапки с прохожих. В школе на него тоже жалуются, сплошные двойки. А ведь до этого был прекрасный ребенок, учился хорошо, ходил в кружок. А теперь что? Соседи меня уже сторонятся, в школе говорят, что я плохая мать. А что я могу сделать? Мы уже и беседовали с ним, и обещали ему разное, если он будет хорошо вести себя. Отец его уже несколько раз выпорол, но ничего не помогает. (Пауза — ждать ответа партнера...)
6. Вот, сынок, после долгих усилий мне удалось получить отпуск в I июле и достать две путевки в горы. Мы там славно отдохнем. Тем бо-I лее, тебе предстоит в августе сдавать вступительные экзамены в инсти-I гут, и потом мы с тобой уже вряд ли сможем вместе отдохнуть. Ты ведь I чнаешь, что мне горный воздух очень полезен. Да и тебе полезно по-I быть с отцом, ведь потом ты уедешь на пять лет учиться, и у тебя по-1 явятся новые друзья и знакомые. (Пауза — ждать ответа партнера...)
7. У меня очень сложное дело о разделе имущества: квартиры, мебе-||и, дачи с хорошим участком, машины и прочего. Я не знаю, как это
[ лучше сделать, так как очень привык ко всему этому. Толи по-мирному договориться, то ли сразу в суд подать? Конечно, за 15 лет привыкаешь ко всему: ко всем этим удобствам, к книгам (у нас хорошая и большая библиотека), есть коллекция старинных серебряных монет, которую я собирал с детства. Я уже не говорю о преимуществе своей отдельной комнаты, где можно укрыться пледом и отдохнуть или почитать одному. Но теперь я в полной растерянности, так как в вашей приемной только что видел мою жену, которая со мной почему-то даже не поздоровалась... (Пауза — ждать ответа партнера...)
8. Вы знаете, не могу никак понять, почему люди ко мне так плохо относятся? Я же не делаю им ничего плохого. Я, конечно, принципиальный человек и всегда говорю людям правду в глаза об их недостатках и о том, что я о них думаю. Если кто-то там «шашни» какие-нибудь с девчонкой заводит, смеется, шутки там всякие во время работы рассказывает или одевается невесть во что, штаны там дырявые, или вдруг опаздывает кто-то. Я всегда выступаю против этих и других недостатков всех членов нашего коллектива. А они, неблагодарные... (Пауза — ждать ответа партнера...)
9. Доктор, вы сами говорили, что операция новая и полное излечение после операции наступает лишь у половины больных. Что возможно и незначительное ухудшение состояние после операции. Тем более мне важно, кто будет делать операцию, насколько хорошо он знаком с историей болезни, ее развитием и лечением, насколько он сам уверен в положительном исходе. Вы ведь должны знать, что говорят больные и об этой, и о других операциях. Говорят, что один врач пьет лекарство перед операцией, потому что у него слабое сердце, которое в любой момент может отказать. Другой пьет спирт, чтобы руки не дрожали. Говорят, бывают случаи, когда ножницы или другой какой инструмент оставляют внутри человека, и так и зашьют... (Пауза — ждать ответа партнера...)
Приложение 9
Митериа*ы ^ля "рождения тренингов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРГУМЕНТАЦИИ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ПОЗИЦИИ, РЕШЕНИЯ
1. Оперировать простыми, ясными, точными понятиями.
2. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику:
а) открыто признавать правоту собеседника, а потом Приводить собственные аргументы;
б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;
в) сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом Приводить собственные аргументы;
г) сохранять вежливость.
3. Учитывать личностные особенности собеседника:
а) нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника;
б) избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события;
в) употреблять понятную собеседнику терминологию;
г) соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.
4. Пытаться как можно нагляднее излагать свои доказательства, идеи и соображения:
а) использовать ручку и бумагу для рисования схем, конспектировать ход беседы;
б) использовать сравнения, но без преувеличений, так как они вызывают недоверие.
5. Не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1-2 ярких довода достигают большего эффекта.
6. Использовать специальные приемы аргументации:
а) метод перелицовки— постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблем вместе с ним;
б) метод «салями»— постепенное подведение собеседника к полному согласию с вами путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;
в) метод расчленения— разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции;
г) метод положительных ответов— такое построение разговора, когда партнер на ваши первые вопросы отвечает «Да... да... да...» и потом продолжает соглашаться с вами уже по более существенным для дискуссии вопросам;
д) метод классической риторики— согласие с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнера);
е) метод замедления темпа— умышленное медленное проговари-рание слабых мест в аргументации партнера;
ж)метод двухсторонней аргументации— указание как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого вами решения (этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника).
7. Своевременно делать обобщения и выводы по проведенному об-
аргументов.
Приложение 10
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КОНФЛИКТА
1. 2. 3.
4. 5.
6.
7.
8.
9. 10. 11.
Перебивание партнера. Принижение партнера.
Высказывание негативных оценок в отношении партнера, его слов, поступков.
Подчеркивание разницы между собой и партнером. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего вклада. Мелочные придирки.
Искусственное создание дефицита времени для решения проблемы. Резкое убыстрение темпа беседы.
Полное непонимание или нежелание понять партнера. Отсутствие или потеря эмоционального контакта с партнером. Избегание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
Поведение в напряженной конфликтной ситуации