Четвертая стадия - «принятие решения»
Четвертая стадия — стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того( насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Это очень важно для четвертой стадии, Здесь важно уделить внимание тому, чтобы было принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент — это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом его принятия, а, следовательно, и общением друг с другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова. Например: «Рад с вами работать...», «Большое спасибо за сотрудничество...» и т. д.
Для закрепления этих установок можно провести игру «Катастрофа». Если в первый день проводили «Катастрофу в пустыне», то сейчас можно провести «Катастрофу на Луне» или «Катастрофу в Уральск горах».
«Катастрофа в Уральских горах»
В игре участвует вся группа
Инструкция.«Вы все пассажиры самолета, который летит над Уральскими горами. Ваш самолет попадает в пургу и час летит неизвестно куда, затем падает.
Летчик погиб, самолет сгорел, но вы все спаслись. Все в обычной зимней одежде; упали на ровную площадку примерно 1000 метров над уровнем моря, температура воздуха -4 °С, идет снег, пурга. В 100 метрах внизу по пологому склону виднеется лес.
Успели вытащить из самолета:
1) шесть шерстяных одеял;
2) одну винтовку и восемь патронов;
3) одну пару лыж;
4) косметическое зеркальце;
5) одну большую свечу;
6) 20 пакетиков с бутербродами, по два бутерброда в пакетике;
7) полиэтиленовую пленку 4x6 метров;
8) электрический фонарик;
9) нож;
10) авиационную карту;
11) четыре бутылки водки;
12) шесть пар солнцезащитных очков;
13) четыре коробка спичек.
Какими будут ваши дальнейшие действия? Договоритесь сейчас, что ни будете делать в такой ситуации».
Далее идет обычная групповая дискуссия. Чаще выделяются один или несколько лидеров, которые будут управлять процессом обсуждения. Если группа будет слишком громко обсуждать проблему, то тренер может подойти и напомнить им о том, что главное договориться,
учесть мнение всех.
У группы есть два варианта решения: или построить лагерь и сидеть и ждать, когда спасут, или идти, но идти можно одному, потому что лыжи только одни. Но идти одному нельзя, потому что можно погибнуть. Нет, конечно, он, может быть, и дойдет. Но даже любой опытный спортсмен может случайно упасть и сломать ногу. И обратно он не доползет, его просто ночью съедят волки.
Тысяча метров над уровнем моря — это невысоко, и дышать можно совершенно спокойно. Но в то же время это все-таки горы, значит, местность не ровная (не поле, где на 30 километров в одну и в другую сторону хорошо видно), а пересеченная. Это предполагает уже более сложное передвижение. В ста метрах ниже по пологому склону находится лес. Видимость сто метров, поэтому понятно, что пурга не очень сильная. Температура —4 °С.
Верное решение — это сидеть на месте и ждать помощи, обустраивать лагерь и ходить на разведку недалеко от лагеря.
После того как время выйдет, надо остановить обсуждение и спросить у группы, к какому мнению они пришли. Выслушав их решение, можно озвучить им правильный ответ. Затем надо приступить к анализу того, как группа приходила к решению, как велась дискуссия. И тут главное подчеркнуть, что когда общаются только два человека, то они обычно легче договариваются и остаются довольны. Когда три — тогда один уже может быть не согласен. Когда принимается решение голосовать, это уже будет неэффективно, так как есть несогласные. Вот поэтому вся группа должна быть привлечена к обсуждению, чтобы участвовали все и учли мнение всех. Эффективное общение — это не принятие решения большинством голосов, а ситуация, когда все согласны, все довольны, то есть в этой игре реализуются сразу оба критерия.
На этой игре можно показать, как группа проходила все стадии общения — от контакта до принятия решения.
Вместо игры «Катастрофа» можно предложить игру «5 главных качеств хорошего специалиста».Участники группы разрабатывают список из пяти качеств хорошего специалиста, затем ранжируют его. Принцип тот же самый — групповая дискуссия, аргументация, принятие решения.
На стадии принятия решения важно провести такую игру, где люди точно договорятся, придут к единому решению. Тогда тренер в итоге может группу похвалить и сказать: «Вы молодцы, быстро пришли к решению, учли мнение всех участников» и т. д. Это последняя игра в тренинге, это итог тренинга и здесь не должно быть каких-то сложностей, ошибок, противоборства. Игра должна закончиться на эмоциональном подъеме.
Для заметок