Четвертая стадия - «принятие решения»

Четвертая стадия — стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того( насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обо­им критериям эффективности. Это очень важно для четвертой стадии, Здесь важно уделить внимание тому, чтобы было принято единое ре­шение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент — это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом его принятия, а, следовательно, и об­щением друг с другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова. Например: «Рад с вами работать...», «Большое спасибо за сотрудничество...» и т. д.

Для закрепления этих установок можно провести игру «Катастро­фа». Если в первый день проводили «Катастрофу в пустыне», то сейчас можно провести «Катастрофу на Луне» или «Катастрофу в Уральск горах».

«Катастрофа в Уральских горах»

В игре участвует вся группа

Инструкция.«Вы все пассажиры самолета, который летит над Уральскими горами. Ваш самолет попадает в пургу и час летит неизвестно куда, затем падает.

Летчик погиб, самолет сгорел, но вы все спаслись. Все в обычной зимней одежде; упали на ровную площадку примерно 1000 метров над уровнем моря, температура воздуха -4 °С, идет снег, пурга. В 100 мет­рах внизу по пологому склону виднеется лес.

Успели вытащить из самолета:

1) шесть шерстяных одеял;

2) одну винтовку и восемь патронов;

3) одну пару лыж;

4) косметическое зеркальце;

5) одну большую свечу;

6) 20 пакетиков с бутербродами, по два бутерброда в пакетике;

7) полиэтиленовую пленку 4x6 метров;

8) электрический фонарик;

9) нож;

10) авиационную карту;

11) четыре бутылки водки;

12) шесть пар солнцезащитных очков;

13) четыре коробка спичек.

Какими будут ваши дальнейшие действия? Договоритесь сейчас, что ни будете делать в такой ситуации».

Далее идет обычная групповая дискуссия. Чаще выделяются один или несколько лидеров, которые будут управлять процессом обсужде­ния. Если группа будет слишком громко обсуждать проблему, то тре­нер может подойти и напомнить им о том, что главное договориться,

учесть мнение всех.

У группы есть два варианта решения: или построить лагерь и сидеть и ждать, когда спасут, или идти, но идти можно одному, потому что лыжи только одни. Но идти одному нельзя, потому что можно погибнуть. Нет, конечно, он, может быть, и дойдет. Но даже любой опытный спорт­смен может случайно упасть и сломать ногу. И обратно он не доползет, его просто ночью съедят волки.

Тысяча метров над уровнем моря — это невысоко, и дышать можно совершенно спокойно. Но в то же время это все-таки горы, значит, ме­стность не ровная (не поле, где на 30 километров в одну и в другую сторону хорошо видно), а пересеченная. Это предполагает уже более сложное передвижение. В ста метрах ниже по пологому склону нахо­дится лес. Видимость сто метров, поэтому понятно, что пурга не очень сильная. Температура —4 °С.

Верное решение — это сидеть на месте и ждать помощи, обустраи­вать лагерь и ходить на разведку недалеко от лагеря.

После того как время выйдет, надо остановить обсуждение и спро­сить у группы, к какому мнению они пришли. Выслушав их решение, можно озвучить им правильный ответ. Затем надо приступить к анали­зу того, как группа приходила к решению, как велась дискуссия. И тут главное подчеркнуть, что когда общаются только два человека, то они обычно легче договариваются и остаются довольны. Когда три — тогда один уже может быть не согласен. Когда принимается решение голо­совать, это уже будет неэффективно, так как есть несогласные. Вот поэтому вся группа должна быть привлечена к обсуждению, чтобы уча­ствовали все и учли мнение всех. Эффективное общение — это не при­нятие решения большинством голосов, а ситуация, когда все соглас­ны, все довольны, то есть в этой игре реализуются сразу оба критерия.

На этой игре можно показать, как группа проходила все стадии об­щения — от контакта до принятия решения.

Вместо игры «Катастрофа» можно предложить игру «5 главных ка­честв хорошего специалиста».Участники группы разрабатывают спи­сок из пяти качеств хорошего специалиста, затем ранжируют его. Прин­цип тот же самый — групповая дискуссия, аргументация, принятие решения.

На стадии принятия решения важно провести такую игру, где люди точно договорятся, придут к единому решению. Тогда тренер в итоге может группу похвалить и сказать: «Вы молодцы, быстро пришли к ре­шению, учли мнение всех участников» и т. д. Это последняя игра в тре­нинге, это итог тренинга и здесь не должно быть каких-то сложностей, ошибок, противоборства. Игра должна закончиться на эмоциональном подъеме.

Для заметок

Наши рекомендации