Влияние различных факторов на критическую скорость

Критическая скорость зависит от многих факторов, при этом влияние одних можно установить из анализа формул для расчета Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru , а других – только на основе опытных данных

Фактор, влияющий на Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Характер изменения Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Подшипники скольжения Несколько снижают Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Подшипники качения Приводят к появлению двух побочных критических скоростей вала Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru и Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Гироскопический эффект Несколько повышает критическую скорость вала, если Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Моменты, защемляющие вал Повышает критическую скорость вала
Продольная сила Растягивающая несколько повышает, а сжимающая – снижает Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Крутящий момент Незначительно снижает критическую скорость вала
Распределенная масса вала Увеличивает Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru по сравнению с Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru аналогичного одномассового вала
Присоединенная масса жидкости (при вращении ротора в воде) Несколько снижает критическую скорость вала
Расчетная схема Изменение расчетной схемы вала с однопролетного на консольный увеличивает критическую скорость вала
для однопролетного вала с одним грузом
Масса груза Возрастание m уменьшает Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Положение груза на валу Смещение груза от середины вала к опорам увеличивает Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Расстояние между опорами l При увеличении l Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru снижается
Длина опоры При увеличении длины опоры Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru возрастает. (Для вала в длинных опорах Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru больше, чем для вала в одной короткой опоре и одной длинной, для которого Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru больше, чем Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru для вала в коротких опорах)
Диаметр вала d Повышение d увеличивает Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
для консольного вала с одним грузом
Длина консоли Увеличение длины консоли ведет к увеличению прогиба вала на конце консоли и соответственно уменьшению Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Расстояние между опорами l (длина средней части) Возрастание l вызывает увеличение прогибов консоли и уменьшение Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru
Диаметр средней части Утолщение средней части вала уменьшает прогибы консоли и увеличивает критическую скорость вала

Установленные закономерности влияния различных факторов на Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru позволяют при конструировании валов, в зависимости от поставленных задач, целенаправленно выбирать или изменять параметры колеблющейся системы для достижения определенного эффекта.

Оптимальное конструирование валов является очень сложной задачей, требующей анализа влияния различных факторов на прочность, жесткость, критическую частоту вращения валов и так далее. Однако, такой анализ необходим, так как, в конечном счете, от него зависит работоспособность, надежность и стоимость машины.

13. Устойчивость цилиндрических оболочек. Причина потери устойчивости. Различные формы потери устойчивости под действием осевой сжимающей силы. Формулы для расчета допускаемых нагрузок для каждой из этих форм (без вывода). Область применения каждой формулы.

Тонкостенные оболочки под действием определенных нагрузок (например, наружного давления) могут потерять устойчивость, причем можно рассматривать потерю устойчивости положения и потерю устойчивости формы.

Основанная причина потери устойчивости формы?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим колонный аппарат под действием равномерного давления.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Для цилиндра :

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Растягивающие усилия:

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Исходя из этого заключаем, что прочность обеспечена и существует большой запас напряжения.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Эквивалентные напряжения оказываются одинаковыми, если действуют внутренние и наружные давления равные по величине, то есть с точки зрения прочности 2 оболочки

Равнопрочные и имеют большой запас прочности.

В реальности часто оболочки хорошо спроектированы с точки зрения прочности и имеющие большой запас разрушаются, эти оболочки, которые работают под действием наружного давления.

Отличие напряженного состояния для этих 2х оболочек состоит в том, что под действием внутреннего давления напряжения растягивающие, что способствует сохранению устойчивости, а с точки зрения наружного давления напряжения сжимающие, которые приводят к потери устойчивости формы оболочки причем потери устойчивости могут происходить внезапно, резко

происходит быстрый рост деформаций, например вмятины на оболочке и могут появляться

трещины, которые очень быстро растут и приводят к разрушению.

Сжимающие напряжения могут появляться так же под действием осевой сжимающей силы и от изгибающего момента, от поперечной нагрузки.

Причина потери устойчивости формы появления сжимающихся напряжений под действием:

-наружного давления (вакуумная колонна, аппарат с рубашкой, трубопроводы под водой);

-осевая нагрузка;

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru -изгибающий момент. Понятия устойчивости очень много, теории устойчивости до конца не сформулированы.

Устойчивость – это свойство системы сохранять свое состояние при внешних воздействиях.

Потеря устойчивости – резкое качественное изменение характера деформаций и первоначальной геометрической формы.

Существует понятие критической нагрузки (наименьшие) нагрузки при которой происходит потеря устойчивости формы.

Задачи теории устойчивости получить формулы по которой мы можем определить наименьшие критические нагрузки.

При одновременном действии всех трех нагрузок условие устойчивостисогласно ГОСТ 14249-94 имеет вид

Pн.р./ [Pн] + F /[F] + М/[М] £ 1

При отсутствииодной или двух из нагрузок: наружного давления, осевой сжимающей силы или изгибающего момента в выражении (1.1) принимают соответственно Pн.р.= 0, F= 0 или М= 0.

Значения [F], [М], [Pн] определяются по формулам

[Pн] = Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ,[F] = Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru [М] = Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ,

Значения допускаемых нагрузок из условия устойчивости,определяются по формулам

[Pн]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ; [F]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ; [М]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Критерии устойчивости.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Неустойчива Устойчива Безразличное состояние

Определяем положение интуитивно.

В некоторых случаях интуитивно определить сложно

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Неизвестно.

-энергетические

Под действием нагрузки определяется приращение потенциальной энергии Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V+ Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т-работа внешних сил, Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V-приращение внутренней энергии. Если Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru П>0, т. е. Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V> Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т

то система устойчива; если Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru П<0, т. е. Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V< Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т, не устойчив.

Система считается неустойчивой если полная потенциальная энергия имеет минимум.

-Динамический

-Статический

По статическому критерию положение равновесия считается неустойчивой, если при воздействии нагрузки появляются новые бесконечно близкие к исходной форме равновесия.

Для стержня появляются новые и новые формы равновесия.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Когда система переходит из устойчивой в неустойчивое положение равновесие - это явление называется потеря устойчивости.

Потеря устойчивости сопровождается внезапным ростом деформации, прогибы сопровождаются резким качественным изменением первоначальной формы.

Система может терять устойчивость: а) чрезмерные деформации (трещены)

б) систему можно эксплуатировать

Нагрузка при которой система теряет устойчивость называется критической.

Цель расчетаОпределение Fkp, Рkp, Мkp;Определение допускаемых нагрузок по формулам:

[Pн]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ; [F]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru [М]у=Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ;

Где Ркр, Fкр, Мкр – соответственно критическое давление, осевая сжимающая сила и изгибающий момент, МПа, Н, Н×м;

nу- коэффициент запаса устойчивости, который равен: для рабочих условий nу= 2,4; для условий испытаний и монтажа nу = 1,8

Потеря устойчивости цилиндрических оболочек от действия осевой сжимающей силы может быть общейили местной в зависимости от соотношения расчетной длины lp к внутреннему диаметру D.

а) При lp/D Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru 10 оболочка рассматривается как длинный стержень, происходит общая потеря устойчивости.

Допускаемая и критическаяосевая сжимающая сила из условия общей потери устойчивости определяются по формуле

[F]E2= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru , (3.1)

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru -формула Эйлера

где Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru - гибкость оболочки;

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Dcp=D+(S-C); Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

lпр - приведенная расчетная длина центрально сжатой оболочки, определяемая в зависимости от способа закрепления, м;

Для рассматриваемой в лабораторной работе схемы приведенная длина равна lпр = 2×l, где l –длина оболочки.

б)При lp/D< 10 происходит местная потеря устойчивости

Обычно потеря устойчивости в этом случае происходит внезапно, хлопком, с образованием глубоких ромбических вмятин, обращенных к центру кривизны согласно. Вдоль образующей располагаются несколько поясов вмятин. Такую форму потери устойчивости называют несимметричной. Реже наблюдается осесимметричная форма с образованием в окружном направлении одной кольцевой вмятины, как на рисунке (обычно это происходит при одновременном действии осевой сжимающей силы и внутреннего давления).

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Допускаемая и критическаяосевая сжимающая сила из условия местной потери устойчивости определяется по формуле

[F]E1= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ,

где Е- модуль упругости, МПа, для соответствующего расчетного условия ( Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru , Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru );

q nу– коэффициент запаса устойчивости.

Данный коэффициент имеет следующие значения: для рабочих условий nу = 2,4; для условий испытаний и монтажа nу = 1,8.

Затем определяется меньшее из двух, найденных по формулам значение допускаемой осевой сжимающей силы Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru , т.е. Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru .

В случае, если Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru , формула принимает вид

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru .

Разрушение сжимающего элемента может быть следствием: потери устойчивости; потери прочности; потери того и другого.

В этом случае значение допускаемой осевой сжимающей силы определяется по формуле

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

где Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru - допускаемое осевое сжимающее усилие из условия прочности, Н, которое определяется по формуле: Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru .

Устойчивость цилиндрических оболочек. Причина потери устойчивости. Различные формы потери устойчивости под действием наружного давления. Понятие расчетного давления и расчетной длины. Формулы для расчета допускаемых нагрузок для каждой из этих форм.Область применения каждой формулы.

Тонкостенные оболочки под действием определенных нагрузок (например, наружного давления) могут потерять устойчивость, причем можно рассматривать потерю устойчивости положения и потерю устойчивости формы.

Основанная причина потери устойчивости формы?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим колонный аппарат под действием равномерного давления.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Для цилиндра :

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Растягивающие усилия:

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Исходя из этого заключаем, что прочность обеспечена и существует большой запас напряжения.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Эквивалентные напряжения оказываются одинаковыми, если действуют внутренние и наружные давления равные по величине, то есть с точки зрения прочности 2 оболочки

Равнопрочные и имеют большой запас прочности.

В реальности часто оболочки хорошо спроектированы с точки зрения прочности и имеющие большой

запас разрушаются, эти оболочки, которые работают под действием наружного давления.

Отличие напряженного состояния для этих 2х оболочек состоит в том, что под действием внутреннего давления напряжения растягивающие, что способствует сохранению устойчивости, а с точки зрения наружного давления напряжения сжимающие, которые приводят к потери устойчивости формы оболочки причем потери устойчивости могут происходить внезапно, резко

происходит быстрый рост деформаций, например вмятины на оболочке и могут появляться

трещины, которые очень быстро растут и приводят к разрушению.

Сжимающие напряжения могут появляться так же под действием осевой сжимающей силы и от изгибающего момента, от поперечной нагрузки.

Причина потери устойчивости формы появления сжимающихся напряжений под действием:

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru -наружного давления (вакуумная колонна, аппарат с рубашкой, трубопроводы под водой);

-осевая нагрузка;

-изгибающий момент.

Понятия устойчивости очень много, теории устойчивости до конца не сформулированы.

Устойчивость – это свойство системы сохранять свое состояние при внешних воздействиях.

Потеря устойчивости – резкое качественное изменение характера деформаций и первоначальной геометрической формы.

Существует понятие критической нагрузки (наименьшие) нагрузки при которой происходит потеря устойчивости формы.

Задачи теории устойчивости получить формулы по которой мы можем определить наименьшие критические нагрузки.

При одновременном действии всех трех нагрузок условие устойчивостисогласно ГОСТ 14249-94 имеет вид

Pн.р./ [Pн] + F /[F] + М/[М] £ 1

При отсутствииодной или двух из нагрузок: наружного давления, осевой сжимающей силы или изгибающего момента в выражении (1.1) принимают соответственно Pн.р.= 0, F= 0 или М= 0.

Значения [F], [М], [Pн] определяются по формулам

[Pн] = Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ,[F] = Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru [М] = Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ,

Значения допускаемых нагрузок из условия устойчивости,определяются по формулам

[Pн]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ; [F]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ; [М]у= Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Критерии устойчивости.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Неустойчива Устойчива Безразличное состояние

Определяем положение интуитивно.

В случаях ниже мы не можем сказать положение устойчиво или нет, это зависит от соот-

ношения нагрузки, жесткости пружины и длины стержня.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Неизвестно.

В этом случае применяют критерии устойчивости:

-Энергетические

Под действием нагрузки определяется приращение потенциальной энергии Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V+ Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т-работа внешних сил, Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V-приращение внутренней энергии. Если Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru П>0, т. е. Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V> Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т

то система устойчива; если Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru П<0, т. е. Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru V< Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Т, не устойчив.

Система считается неустойчивой если полная потенциальная энергия имеет минимум.

-Динамический

-Статический

По статическому критерию положение равновесия считается неустойчивой, если при воздействии нагрузки появляются новые бесконечно близкие к исходной форме равновесия.

Для стержня появляются новые и новые формы равновесия.

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Когда система переходит из устойчивой в неустойчивое положение равновесие - это явление называется потеря устойчивости.

Потеря устойчивости сопровождается внезапным ростом деформации, прогибы сопровождаются резким качественным изменением первоначальной формы.

Система может терять устойчивость: а) чрезмерные деформации (трещены)

б) систему можно эксплуатировать

Нагрузка при которой система теряет устойчивость называется критической.

1) Расчетное давление:

- для аппаратов с рубашкой:

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ;

-для вакуумных колонн:

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ;

В качестве наружного давления могут выступать: давление рубашек, подводная лодка, трубопроводы под водой, под грунтом.

2) Расчетная длинна

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Расчетная длина для сосудов и аппаратов с выпуклыми днищами определяется следующим образом:

lp= lцилиндр+ lприлегающего элемента

lp= l + ho + Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ,

где l - длина обечайки, находящейся под действием наружного давления, м;

h0 - высота цилиндрической части (отбортовки) днища, м;

Н – глубина днища, м.

Оболочки под действием наружного давления разделены на 2 типа, в зависимости от влияния условий закрепления по торцам на деформации от поперечного сечения оболочки.

Потеря устойчивости под действием наружного давления может происходить в зависимости от Lр – расчетной длины, L0 - длина разделяющая оболочки на длинные и короткие.

а) Lр/L0>0 длинная, б)- Lр/L0<0-короткая.

lo = 9,45×D× Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ,

Для длинных оболочекусловия закрепления мало влияют на деформации поперечного сечения, поэтому цилиндрические обечайки и трубы теряют устойчивость с образованием двух волн смятия (n=2) рис.а

Короткие цилиндрические оболочки, закрепленные по торцам, теряют устойчивость с образованием трех(n=3), четырех(n=4) и более волн смятия рис. б в поперечном сечении

Рис. а. Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru Рис.б. Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

Теоретический расчет для определения критического давления и допускаемого наружного давления [рн]у из условия устойчивости ведется по формулам в зависимости от длины оболочки:

а) для коротких обечаек lp£l0

Если цилиндр короткий и на величину критического давления влияют условия на краях, то критическое давление зависит не только от значения S/D, но и от величины 1/D и определяется по формулеМизеса

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru , где Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru гдеn – число волн.

Как видно из формулы в упругой стадии Ркр зависит не от прочности материала, а только от модуля упругости и коэффициента Пуассона.

Ученые Саутуэлл и Папкович преобразовали и упростили данную формулу.

Из уравнения после преобразования получается зависимость

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

По ГОСТу данное уравнение преобразовано следующим образом вместо S вводится (S-С), числитель и знаменатель умножают на 100.

Тогда формула имеет следующий вид Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ;

б) для длинных обечаек lp>l0

В этом случае влиянием краевых условий можно пренебречь, а задача сводится к расчету кольца единичной длины, нагруженного равномерно распределенным наружным давлением.

Формула Бресса Грасгоффа:

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

По ГОСТУ данную формулу преобразуют следующим образом.

Вместо S вводится (S-С), числитель и знаменатель умножают на 100, радиус оболочки заменяют

диаметром r=D/2. В результате таких преобразований получается следующая формула

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru .

где Е – модуль продольной упругости материала, МПа;

ny - коэффициент запаса устойчивости .

Анализ данного уравнения показывает, что критическая нагрузка тем больше, чем больше толщина стенки и величина Е, которая характеризует свойства материала и обратно пропорциональна диаметру. Критическая нагрузка не зависит от длины оболочки.

Длинныецилиндрические обечайки и трубы теряют устойчивость с образованием двух волн смятия, т.е. они сплющиваются.

Получаем:

Для коротких Ркр=f( Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ;

Для длинных: Ркр=f( Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru ;

Чтобы приложить большую нагрузку можно увеличить толщину стенки, или уменьшить расчетную длинну.

Далее определяется допускаемое наружное давление по формуле

Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

где Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru - допускаемое наружное давление из условия прочности, которое находится по формуле Влияние различных факторов на критическую скорость - student2.ru

При конструировании химической аппаратуры наиболее часто приходится выполнять расчеты на устойчивость колец жесткости, цилиндрических и конических обечаек, сферических и эллиптических днищ. Кольца жесткости применяются для повышения несущейспособности корпусов тонкостенных аппаратов, сжимаемых наружным давлением

Наши рекомендации