Проектное финансирование как механизм реализации инвестиционных проектов в энергетике.
Метод проектного финансирования возник в связи с неэффективностью, а иногда и невозможностью использования других методов финансирования инвестиционных проектов. Разница между методами финансирования заключается в том, в какой степени кредиторы, исходя из особенностей реализуемого проекта, рассчитывают на будущую выручку как источник покрытия издержек, обслуживания долга и обеспечения участникам достаточного возмещения по их инвестициям.
«проектное финансирование - это тип заемного кредитования отдельной хозяйственной единицы (проекта), при котором кредитор рассматривает доходы такой хозяйственной единицы как основной источник фондов, из которых будет производиться обслуживание долга и выплата его основной части. При этом такой займ относится к категории так называемых non-recourse или limited recourse loans, то есть займам, при которых кредитор не имеет или почти не имеет возможности обратить взыскание на имущество спонсоров проекта и может в основном рассчитывать на удовлетворение своих требований только из имущества самой финансируемой хозяйственной единицы».
Существует три вида проектного финансирования:
1) с правом полного регресса (кредитор сохраняет за собой право
полной компенсации относительно всех обязательств заемщика),
2) без права регресса (кредиторы берут на себя большинство рис-
ков, правда, особого характера, отказываясь от всех требований в
отношении учредителей),
3) с правом частичного регресса (происходит распределение рис-
ков между кредитором и заемщиком, при котором кредиторы имеют
ограниченное право перевода на заемщика ответственности за по-
гашение кредита).
В нефтегазовом комплексе основными участниками проектного финансирования являются принимающее государство-собственник
недр, проектная компания (компания специального назначения - оператор проекта), учредители проектной компании (инициаторы или «спонсоры» проекта), кредиторы (банки) и инвесторы (специализированные финансовые институты и фонды), поставщики (и/или лизинговые компании) товаров и услуг и подрядчики, покупатели продукции проекта, страховые и перестраховочные компании, советники и консультанты (финансовый, юридический и др.) и т.п. Таким образом, чтобы проект состоялся, необходимо достижение баланса интересов всех потенциальных участников проекта. Учитывая суверенные интересы государства как собственника
природных ресурсов, его принципиальное решение о готовности предоставить свои недра во временное пользование квалифицированной специализированной компании для осуществления ею процесса недропользования является стартовым для подготовки, финансирования и реализации нефтегазового проекта. Однако не стоит забывать и о важности интересов других участников проекта. Особенно это актуально для России, где они учитываются (в том числе на законодательном уровне) далеко не в полной мере.
Целесообразность использования проектного финансирования в России можно поставить под сомнение в силу различных причин:
1) по общепринятым в международном финансовом сообществе
правилам финансовый рейтинг проекта обычно не бывает выше финансового рейтинга корпорации, его осуществляющей, который, в свою очередь не может быть выше финансового рейтинга страны, в которой осуществляется этот проект;
2) применять проектное финансирование пришлось бы по большей части в рамках доминирующей сегодня в России лицензионной системы пользования недрами при отсутствии должных гарантий стабильности экономико-правовой среды на весь срок осуществления проекта (продолжительность “стабилизационной (т.н. «дедушкиной») оговорки” для инвестиционных проектов составляет максимум7 лет, а сроки реализации самих инвестиционных проектов в нефтегазодобыче составляют 20-30 лет и более), необходимых инвестору для надежного расчета и обоснования финансовых потоков (дисконтированных потоков денежных средств - затратной и доходной их компоненты), положенных в основу организации схемы финансирования проекта;
3) отсутствуют должные гарантии возврата вложенных инвестором в реализацию проекта средств, вызванные неопределенностью поведения принимающей страны и отсутствием, в силу этого, гарантий не ухудшения экономических условий деятельности инвестора в рамках проекта. Следовательно, риск деятельности инвестора в условиях экономической неопределенности, вызванной непредсказуемостью действий принимающего государства, возрастает до за критических параметров.
Чем выше риски, возникающие при реализации проекта, тем выше закладываемая инвестором в ТЭО проекта прибыль, необходимая для их компенсации. В результате инвестор либо в принципе не сможет получить необходимого для реализации проекта заемного финансирования от кредитных организаций, либо получит его на таких невыгодных условиях (т.е. под высокие проценты, необходимые для компенсации повышенных рисков), что финансовые издержки реализации проекта «съедят» всю возможную прибыль от его реализации. Пример проектного финансировния в НГК РФ – Сахалин 2