Формирование будущих энергобалансов и новых параметров организации энергетических рынков как инструмент перспективного геополитического позиционирования.
Основой методического подхода к анализу энергетического потенциала и к разработке комплексных долгосрочных программ энергоснабжения и повышения энергоэффективности является использование энергобалансов.
ЭБ необходим для понимания, на какие цели расходуются те или иные энергоресурсы, как они трансформируются из одних форм в другие, в каких секторах экономики и в каких пропорциях они потребляются. ЭБ также необходим для:
· анализа и прогноза индикаторов повышения энергоэффективности, факторов и причин их изменения;
· разработки и мониторинга программ повышения энергоэффективности;
· разработки энергетических стратегий, программ развития энергетики страны и регионов;
· анализа уровней энергетической безопасности и формирования дефицитов энергоресурсов;
· анализа динамики, факторов и причин изменения потребления энергии ВРП и энергоемкости ВРП, включая использование методов декомпозиции;
· разработки моделей прогноза потребления энергии в увязке с моделями прогноза развития экономики страны и др.
ЕТЭБ интегрирует балансы производства и потребления отдельных энергоносителей. Это позволяет в одной таблице отразить все важнейшие энергетические связи и пропорции:
· показать роль отдельных энергоресурсов в энергетическом балансе;
· показать роль отдельных секторов в потреблении отдельных энергоресурсов;
· отразить всю полноту взаимосвязей разных систем энергоснабжения и энергопотребления;
· учесть меру их взаимной дополняемости и заменяемости;
· повысить надежность прогнозирования параметров энергопотребления в отраслях и секторах экономики с учетом наличия конкуренции различных секторов экономики за энергетические ресурсы.
Суммарное производство первичных топливно-энергетических ресурсов в 2012 г. составило 1971,6 млн т у.т., а суммарное потребление первичной энергии - 950,1 млн т у.т. То есть баланс внешней торговли энергоресурсами составляет без малого половину (46%) произведенных энергоресурсов, в основном, нефти, нефтепродуктов и природного газа.
В 2012 г. основными направлениями потребления энергии в России были промышленность (за вычетом переработки топлива), производства электрической и тепловой энергии (25%); потери при выработке электрической энергии (18%); транспорт (16%); жилищный сектор (16%); сфере услуг (7%); неэнергетические нужды (6%); потери при передаче и распределении энергии (5%). На каждый из остальных секторов приходилось менее 3%.
В современном глобализирующемся мире усиливается взаимосвязь энергоресурсов и геополитики . Нарастающий рост мирового энергопотребления вызывает усиление спроса на энергоресурсы. Разумеется, соотношение источников энергии в последние сто лет также менялось. Вплоть до середины XX века главное место занимали различные виды угля. Затем, прежде всего в силу бурного развития автомобилестроения и авиастроения, а также нефтехимии, пальма первенства перешла к нефти. В последние два десятилетия неуклонно растет доля природного газа в энергопотреблении и параллельно – ядерной энергетики и так называемых нетрадиционных источников энергии как природных, существовавших задолго до появления человека (энергия ветра, Солнца, приливных волн, геотермальная энергия), так искусственно возобновляемых (биотопливо).
Снижение интереса к нефти возможно только начиная с 2030 года. По его мнению, в ближайшее десятилетие нефть останется ведущим энергоисточником, обеспечивая около 40% энергопотребления. За ней следуют природный газ — 28%, уголь — 20%, возобновляемые источники — 7% и ядерная энергия — 5%.
В более отдаленной перспективе структура мирового энергобаланса, вероятно, будет стремиться к трансформации главным образом по двум сценариям. Первый предусматривает постепенный переход от нефти к газу — примерно так же, как в свое время нефть вытеснила уголь. Затем ожидается сдвиг к возобновляемым источникам и, очевидно, к атомной энергии. При этом нефть сохранит позиции в качестве важного источника энергии, во всяком случае, до середины XXI века. Согласно второму сценарному плану, если в ближайшее десятилетие будет достигнут прогресс в области водородных технологий, способствующих быстрому вытеснению бензиновых двигателей, то сокращение потребления нефти начнется гораздо раньше — примерно к 2025 году.
В силу этого нефть остается крайне важным фактором энергетической безопасности государств. Государства, обладающие большими нефтяными запасами и потенциалом нефтедобычи, существенно превышающей их внутренние потребности, имеют возможность при определенных обстоятельствах использовать это как инструмент внешней политики.
В некоторой степени такая же возможность имеется и у государств, контролирующих безальтернативные пути транзита нефти – по нефтепроводам и в узких местах Мирового океана, входящих в их территориальные воды. Кроме того, нефтяной бизнес остается одним из самых прибыльных и потому привлекательных. Это порождает как скрытое, так и открытое противоборство между ведущими державами за контроль над добычей и транзитом нефти.
Энергоресурсы превратились в один из важнейших факторов мировой и региональной геополитики, борьбы между теми государствами, которые ею обладают, и теми, у кого она в дефиците, и теми, кто контролирует транзит.
Билет №23